Повествование, его виды и признаки. Редактирование повествования. Задания к тексту

Главная / Обои

Составьте предложение с этим словом.

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический , толково-этимологический, словарик трудностей русского языка .)

3. Работа над изложением

(Учащиеся самостоятельно готовятся к изложению, пользуясь памяткой 2, затем пишут изложение по плану. Самопроверка, ре­дактирование текста.)

V . Подведение итогов урока

Какие умения мы закрепляли при написании изложения?

Какие новые слова вы узнали из текста?

Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Мои каникулы».

Тема: Типы текстов

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; учить распознавать повествовательный, описатель­ный тексты и текст-рассуждение.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; осознанное и произвольное по­строение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с за­данным эталоном; внесение необходимых дополнений кор­ректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный мораль­ный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Анализ изложения (Анализ правильности передачи содержания текста, соблюдения его структуры. Индивидуальная работа над речевыми, Грам­матическими и орфографическими ошибками.)

III . Проверка домашнего задания (Чтение и анализ сочинений.)

IV . Актуализация знаний

Письмо по памяти

Лес, точно терем расписной,

лиловый, золотой, багряный,

весёлой пёстрою стеной

стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

блестят в лазури голубой...

И. Бунин

(Самопроверка, самооценка.)

Можно ли сказать, что это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу, объединены одной темой.)

- Какому времени года посвящено стихотворение? (Осени.)

- Вспомните, какой это тип текста. (Описание.)

V .

Послушайте три текста.

1) Волчье лыко цветёт ранней весной. На тонких голых прутиках появляются небольшие розовые цветки, напоминающие цветки си­рени. Располагаются они на ветках небольшими плотными кучками. Стебельков-цветоножек у них нет, и кажется, будто цветки наклее­ны на ветки. У других наших кустарников такого не бывает. Нежные розовые цветки имеют приятный острый аромат, немного похожий на запах гиацинта.

2) К волкам этот невысокий кустарник не имеет никакого отноше­ния: волки, как и все другие дикие и домашние животные, обходят его стороной, так как оно ядовито. За это и название такое получило. А лыко из коры этого кустарника действительно прочное и гибкое, из него рань­ше в деревнях плели лапти.

3) Волчье лыко становится всё более редким кустарником. В этом повинны слишком усердные сборщики весенних цветов. Увидят в лесу цветущий кустик - обязательно надо сорвать. Атак как отдельную ветку отломить трудно, выдёргивают растение целиком, ведь оно небольшое.

Определите тему текстов. (В них рассказывается о растении волчьем лыке.)

- Назовите главную мысль каждого текста.

Попробуйте определить тип каждого текста.

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться определять тип текста, составлять тексты разных типов.)

VI . Работа по теме урока Работа по учебнику

Прочитайте материал рубрики «Вспомните!» на с. 11.

Упр. 9 (с. 11).

- Прочитайте тексты.

Определите тип первого текста. (Это текст-описание.)

- Докажите своё мнение. (В описательном тексте описыва­ется внешний вид персонажа или предмета.)

- Как вы поняли, кто такой Соболько? (Это пёс.)

- Прочитайте, на какие детали во внешнем облике обращает внимание автор.

Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Какой Соболько?)

Определите тип второго текста. (Это повествовательный текст.)

- Как вы это определили? (В повествовательном тексте пове­ствуется о чём-либо, здесь рассказывается, что происходило с Лебедем.)

- Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что про­изошло?)

- К какому типу относится последний текст? (Это текст-рассуждение.)

- Объясните своё мнение. (В тексте-рассуждении даётся объ­яснение, почему один из островов Светлого озера назывался Голодаем.)

- Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Почему?)

- Выполните письменное задание к упражнению. (Самопроверка по учебнику.)

(Учитель обращает внимание учащихся на условное обозначе­ние над первым предложением второго текста. Дети вспоминают план разбора предложения по членам (памятка 6, с. 149). Один ученик выполняет разбор предложения на доске, остальные - в тетрадях.)

VII . Физкультминутка

VIII . Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 10 (с. 12). (Работа в парах.)

Прочитайте тексты.

Определите тему текстов. (В текстах говорится о ландыше.)

- Какова главная мысль каждого текста?

Какой текст носит описательный характер? (Второй.)

- Нарисуйте словесную картину к этому тексту.

Какой заголовок можно к нему подобрать?

Какие выразительные средства использует поэт? (Олице­творение, эпитеты, сравнения.)

- Какие тексты можно встретить в учебниках, научно-по­пулярных изданиях? (Первый и третий.)

- Прочитайте, какие предложения, словосочетания можно встретить в научных текстах. (Травянистое растение, ла­тинское название и т. д.)

Упр. 11 (с. 12).

- Прочитайте варианты тем сочинения.

При раскрытии каких тем вы будете использовать вырази­тельные средства? Почему?

Какие темы сочинений предполагают использование пове­ствовательных текстов?

Назовите темы, которые предполагают ответ на вопрос почему?

К какому типу будут относиться такие сочинения? (Это тексты-рассуждения.)

(Выбор темы, обсуждение содержания сочинения, жанра, типа речи.)

IX . Рефлексия

(Учитель читает тексты, учащиеся определяют их тип и запи­сывают в тетрадях.)

1) Яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего ли­пового мёда. В середине чернели зёрнышки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (Описание.)

По В. Солоухину

2) Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребёночка.

И пощекотал ему ладошку. А ребёночек-то как дёрнет лапку - и меня

по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стул.

Сел и скалится. (Повествование.)

Б. Житков

3) У слонов есть странная черта. Их страшит маленькая мышка. Слу­чайно попадут в зверинец мыши. Слон ночью не ляжет. Будет дремать стоя. Это вредит здоровью. Ноги слона обтягивает толстая крепкая кожа. Но между пальцами кожа мягкая и тонкая. Мышка заползёт в складку между пальцами. Она может щекотать и даже прокусить зубками нежную кожу. Слон истечёт кровью. (Рассуждение.)

По В. Бианки

X . Подведение итогов урока

Какие типы текстов вы знаете?

На какие вопросы отвечает каждый из типов текстов?

Как будет отличаться речь в разных типах текстов?

Домашнее задание

Упр. 11 (с. 12) - написать сочинение на выбранную тему.

Тема: Предложение как единица речи. Виды предложений оп цели высказывания.

Цели: актуализировать знания о предложении как единице речи; развивать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из слов, правильно оформлять предложения на письме.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. - уме­ние с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания (Чтение и анализ сочинений.)

III . Актуализация знаний

Подберите к каждому прилагательному противоположное по значению и запишите его с тем же существительным

Трудный вопрос, частый лес, твёрдая глина, широкий мост, высокий человек, длинные каникулы, густой суп, горький напиток.

Какая орфограмма встретилась во всех подобранных вами прилагательных? (Парный согласный в корне.)

- Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.

Расскажите соответствующее правило.

Какие слова из словаря встретились в диктанте? Подчерк­ните в них орфограммы.

(Взаимопроверка, взаимооценка.)

IV . Самоопределение к деятельности

Справка

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на такие типы: описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях.Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.



Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

(Б. Житков)

Текст 1

1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

(По В. Солоухину)

Задания к тексту:

1. Определите стиль каждого из текстов.

2. Выпишите прилагательные, определите род. Число, падеж.

3. Определите разряд прилагательных.

4. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Контрольные вопросы:

1. Назовите функционально-смысловые типы речи.

2. Дайте определение описанию как типу речи.

3. Дайте определение повествованию.

Глоссарий:

1.Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

2.Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.

Рассуждение как тип монолога. Виды рассуждения. Языковые особенности типов речи.

Справка

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как. Пример рассуждения:

Как правило, композиция рассуждения строится по модели : тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии и т. п.) ивывод.

Рассуждение характерно прежде всего для научных и публицистических текстов, задача которых - сравнить, резюмировать, обобщить, обосновать, доказать, опровергнуть ту или иную информацию, дать определение или объяснение факту, явлению, событию.

В научной речи выделяют такие подтипы рассуждения, как рассуждение-объяснение: Различают так называемого биографического автора, то есть историческое лицо, частного человека (А.С. Пушкин, 1799 - 1837), и автора-творца, чьи представления о мире и человеке отражаются в создаваемом им произведении (А.С. Пушкин, автор романа «Евгений Онегин») (Словарь литературоведческих терминов), и рассуждение-умозаключение: Если автор-творец изображает в произведении себя, то можно говорить об образе автора как персонаже художественного произведения и рассматривать его в ряду других действующих лиц (образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин») (Словарь литературоведческих терминов).

В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.: Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. <…>Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты (Л. Толстой).

К жанрам рассуждения относят научные, научно-популярные и публицистические статьи, эссе ([фр. essai - попытка, проба, очерк] - произведение, обычно посвященное литературно-критическим, публицистическим и философским темам и передающее индивидуальные впечатления и соображения автора о том или ином предмете или явлении. Эссе характеризуется свободной композицией: последовательность изложения в нём подчинена только внутренней логике авторских размышлений, а мотивировки, связи между частями текста часто носят ассоциативный характер: Картина в хрестоматии: босой старик. // Я поворачивал страницу; // мое воображенье оставалось // холодным. То ли дело - Пушкин: // плащ, скала, морская пена... (В. Набоков).

В рассуждении часто встречаются лексические сигналы причинно-следственной связи, своеобразные маркеры рассуждения: вводные слова и предложения во-первых, во-вторых, следовательно, итак, кроме того, наконец, далее, в заключение и др.; условные и уступительные сложные предложения, показывающие наличие причинно-следственных связей: Надо заметить насчет гимназиста: если он сделался совсем зелен, значит, он созрел в науке и может получить аттестат зрелости. С другими фруктами бывает иначе (А. Чехов); вопросительные конструкции: К чему послужило мне то, что почти в утробе матери я был уже гвардии сержантом? Куда это меня завело? (А. Пушкин) и др.

Текст 2

Странная вещь – книга. Есть в ней что-то загадочное, мистическое.

Да, странная это вещь – книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берете ее в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и …все? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своем характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?

Книга…Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные приобретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.

(Н.Морозова)

Задания к тексту:

1. Выделите композиционные части текста.

2. Определите жанр текста.

3. К какому виду рассуждения относится текст?

4. Напишите эссе на тему «Книга в моей жизни».

5. Выделите маркеры рассуждения.

6. Рассмотрите таблицу. Сделайте выводы по каждому из типов текста.

Название типов речи На какой вопрос дается ответ в высказывании? О чем говорится в высказывании? Наиболее характерные для типов речи временные отношения Как строится высказывание каждого типа речи (их основные элементы)?
Повество- вание Что предмет или лицо делает или что с ним происходит? О событиях и действиях Последовательность Развитие событий, действий по схеме: экспозиция, завязка развития действия, кульминация, развязка.
Описание Каков предмет или лицо? О признаках предмета или явления Одновременность Общее впечатление (общий признак и отдельные признаки,
возможен вывод)
Рассуждение Почему предмет или лицо такие? Почему человек думает, поступает так, а не иначе? О причинах признаков, событий, действий Разные временные отношения Тезис (мысль, которая доказывается)аргументы (доказательства) вывод.

7. Используя таблицу, дайте полную характеристику смысловому типу текста. Определите основную мысль и стиль текста.

Михайловский парк – приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние и пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой. В него десятками сыплются маленькие лягушки.

(К.Паустовский)

Глоссарий:

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Тезис - др.-греч. ἡ θέσις (thésis) - положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком-нибудь рассуждении.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение рассуждению как типу речи.

2. Назовите виды рассуждения.

3. Какие виды рассуждения используются в научном стиле. А в художественном стиле?

4. Назовите средства-маркеры рассуждения.

5. Какие выделяются жанры рассуждения?

Неделя 3

Тема: Функциональные стили речи. Общая характеристика функциональных стилей речи. Деловой стиль и его особенности. Основные жанры документации. Публицистический стиль и его особенности. Научный стиль и его особенности. Основные жанры научно-учебных текстов аннотация, реферат, рецензия. Общее понятие о научном стиле речи, его отличие от других функциональных стилей. Жанры научного стиля. Средства массово информации.

Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо.

Справка

Стили – это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка. В лингвистике изучением стилей занимается такой особый раздел, как стилистика.

Выделяется пять сфер общения (их также называют языковыми ситуациями): быт, наука, право, политика, искусство. Что касается основных функций языка, то их три: общение, сообщение, воздействие. В зависимости от речевых ситуаций и функций языка выделяются следующие разновидности стилей:
разговорный стиль (бытовая сфера, функция общения, реже – сообщения);
научный (сфера науки, функция сообщения);
официально-деловой (сфера права, функция сообщения);
публицистический (сфера политики и искусства, функции сообщения и воздействия);
художественный (сфера искусства, функция эмоционального воздействия).

На протяжении многих десятилетий формировались постепенно функционально-смысловые типы речи , то есть словесные структуры, способы и схемы, которые используются в зависимости от назначения речи и её смысла.

Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются повествование, описание и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

Тип текста: Описание.

Цель создания текста:
1) Указание на его принадлежность к классу предметов.
2) Перечисление свойств, признаков, элементов предмета речи.
3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.

Содержание и форма текста:
1) В начале или в конце даётся представление о предмете в целом.
2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4) Используются приёмы аналогии, сравнения, противопоставления.
5) Текст легко свёртывается.

А) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками.

Тип текста: Повествование.

Цель создания текста:
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных фактов и показом их взаимосвязи.


Простые и сложные предложения:
а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;
в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.

Тип текста: Рассуждение.

Цель создания текста:
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи.

Содержание и форма текста:
1) Имеются аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса), тезис (положение, которое доказывается), и демонстрация (способ доказательства).
2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.
3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.

Типичные грамматические средства оформления:
Простые широко распространённые и сложные предложения:
а) с причастными и деепричастными оборотами;
б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;
в) с глаголами разных видовых форм.

Приведем примеры.

1. Текст-описание:
Внешность её показалась мне великолепна: она была лет тридцати, росту среднего, худощавая и широкоплечая. В милой улыбке её казалась изюминка; живые большие глазки так и блестели. Лицо её имело выражение довольно приятное, но играющее. Волоса были пострижены под каре; на ней было великолепное платье и изящная шапочка.

2. Текст-повествование:
Она увидела на самом деле на горизонте серое облачко, которое приняла сначала за милый холмик. Проводник объяснил мне, что облачко предвещало дождь.
Мы слышали о здешних метелях, что целые деревни бывали ими занесены. Михалыч, согласно со мнением проводника, советовал возвращаться. Но ветер показался мне не очень силен; я понадеялся добраться до заката до следующей станции и велел ехать быстрее.
Проводник поскакал; но всё посматривал на запад. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Серое облачко обратилось в большую серую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, – закричал проводник, – беда: буран!»...
Я выглянул в окошко: всё было темнота и ветер. Вихорь выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Михалыча; лошади шли шагом – и скоро встали.

3. Текст-рассуждение:
В тот день размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был очень огромен. Я не мог не признаться себе, что поведение мое в кабардинской кафешке было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Михалычем. Всё это меня терзало и мучило.

Повествование - это сообщение, рассказ об определенном событии в его временной последовательности. Теперь, когда мы знаем, что такое повествование, поговорим о его характеристике. Особенной чертой повествования является то, что в нем говорится о действиях, следующих друг за другом. Для повествовательных текстов характерно наличие завязки (начало события), развития события, развязки (конец события). Повествование может идти как от третьего лица (авторское повествование), так и от первого - рассказчик обозначается личным местоимением я.

Такое понятие, как «повествовательная техника» часто применяется в нарратологии (теории повествования) и используется для обозначения совокупности повествовательных приемов, употребляемых автором во время написания литературных произведений.

Функционально-смысловые типы речи

Всю нашу речь можно условно разделить на следующие типы: повествование, описание, рассуждение. Каждый из них обладает характерными признаками. Давайте же рассмотрим, что такое описание, повествование, рассуждение, и чем же они отличаются.

Описание - это изображение определенного явления, лица, предмета, путем перечисления и раскрытия его главных признаков. К примеру, описывая человека, мы указываем на такие признаки, как рост, цвет глаз и волос, осанка, походка, улыбка, возраст и т. п. Описание помещения будет состоять из таких признаков, как размер, особенности мебели, оформление стен, число окон и т. д.

Рассуждение - это словесное разъяснение, изложение, подтверждение определенной мысли. Композиция данного типа речи такова: тезис, то есть та мысль, которую необходимо обосновать либо опровергнуть; далее следует обоснование мысли, которое содержит аргументы, доказательства, которые подтверждаются примерами; заключение, вывод.

О повествовании поговорим более подробно.

Особенности повествования

В общем, любой повествовательный текст рассказывает какую-нибудь историю. При этом история может как последовательно излагаться от самого начала до самого конца, так в ней могут присутствовать перестановки событий. Чтобы понять, что такое текст повествования, нужно помнить, что в таком рассказе могут быть пропущены некоторые события, либо присутствовать воспоминания о прошлых событиях или намеки на будущие.

Время, которое требуется для повествования, по-разному соотносится со временем, которое необходимо для того чтобы совершилась история: превышать его, быть меньше его или быть ему равным. Разные комбинации соотношений двух времен образуют повествовательные движения: сцену, паузу, эллипсис и резюме. Каждому из таких движений свойственен некоторый темп повествования, а чередование (или соотношение) движений отвечает за повествовательный ритм.

Сегодня мы поговорим о тексте-повествовании. Рассмотрим первый пример. Прочитаем текст:

Однажды подложили утке куриное яйцо. Вылупились птенцы. Повела их утка на пруд. Пошёл с ними и цыплёнок. Утята - в воду, и он за ними. Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыплёнка (рис. 1).

Рис. 1. Цыплёнок и утёнок ()

О чём рассказывается в тексте? В данном тексте рассказывается о том, как утке подложили куриное яйцо и что из этого вышло. Какой вопрос можно поставить к данному тексту? Можно задать вопрос что произошло? Перед нами текст-повествование.

Текст-повествование - это текст, в котором рассказывается о действиях кого-либо или чего-либо. К нему можно поставить общий вопрос что произошло?

Текст-повествование можно сравнить с кадрами фильма, которые следуют один за другим. Давайте рассмотрим, из каких частей состоит текст-повествование. В тексте-повествовании выделяют три части :

2. Основная часть

3. Заключение

Рассмотрим особенности построения каждой части. Текст можно начать одним-двумя предложениями, где мы указываем, где, с кем, когда произошли события. Например:

Однажды летом мы с ребятами…

Это случилось ранней весной…

Основная часть включает в себя начало события, развитие события, окончание события. Для основной части характерны такие слова: внезапно, вдруг, затем, потом, наконец .

В заключительной части необходимо указать, чем закончилась история. Заключительная часть может состоять из одного предложения. Каждая часть текста-повествования пишется с красной строки.

Вы, наверное, думаете, что текст-повествование используется только для рассказов. Однако текст-повествование также может использоваться как:

1. инструкция;

2. письмо;

3. заметка;

Это текст-повествование, потому что в нём рассказывается о яблоньке и к тексту можно поставить вопрос что произошло?

Тема текста: яблонька .

Главная мысль: яблонька была спасена .

Озаглавить текст можно так: Спасение яблоньки.

Разделим текст на смысловые законченные части. Определим начало, основную часть и заключение.

Проверим.

Начало: Около дома росла маленькая яблонька.

Основная часть: Налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.

Заключение: Яблонька была спасена.

Каждую часть нужно писать с красной строки.

Прочитаем текст, расположим его части в нужном порядке. Определим тип текста, его тему и главную мысль.

Хорошие у мальчика друзья! Саша заболел. Ему скучно. Но вот к нему пришли Таня и Серёжа. Они весело рассказывали о школьных делах. Саша был рад приходу ребят (рис. 3).

Рис. 3. Мальчик болеет ()

Проверим.

Саша заболел. Ему скучно.

Но вот к нему пришли Таня и Серёжа. Они весело рассказывали о школьных делах. Саша был рад приходу ребят.

Хорошие у мальчика друзья!

Тип текста: текст-повествование, потому что к тексту можно поставить вопрос что произошло?

Тема: Мальчик заболел .

Главная мысль выражена в последнем предложении:

Хорошие у мальчика друзья!

Варианты заголовков:

Сашины друзья. Хорошие друзья.

Прочитаем предложения. Расставим предложения по порядку, назовём части текста.

Встреча с рысью (рис. 4)

Мы вернулись домой. Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку. Это были отпечатки лап крупной кошки. Она лежала на толстом суку. Вдруг мой товарищ заметил следы. А вот и сама рысь. Дальше идти было опасно.

Проверим.

Встреча с рысью

Части текста:

Начало: Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку.

Основная часть: Вдруг мой товарищ заметил следы. Это были отпечатки лап крупной кошки. А вот и сама рысь. Она лежала на толстом суку.

Как вы думаете, слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте-повествовании? Это глаголы. Без глаголов мы бы не смогли рассказать о том, что произошло. Глаголы являются опорными словами для текста-повествования.

Рассмотрим картинки, составим текст-повествование, используя данные глаголы, озаглавим текст.

пошли, побежал

увидел, фыркнул, растопырил

испугался, убежал

Верный вариант ответа:

Раз ребята пошли в лес. За ними побежал щенок.

Вдруг щенок увидел ежа и залаял. Ёж фыркнул и растопырил иголки.

Щенок испугался и убежал (рис. 5).

Рис. 5. Ежик и щенок ()

Текст можно озаглавить: Щенок и ёж. Встреча.

Для написания текста-повествования необходимо уметь составлять план. Узнаем, как это сделать.

Прочитаем текст, разделим его на смысловые части.

На берегу моря

Ночью был шторм. Дул сильный ветер. К утру шторм стих. Наташа и Серёжа пошли к морю. Наташа подняла с песка маленького рачка. Волны его выбросили на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка бросила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл. В луже на боку плавала рыбка. Серёжа поймал её и выпустил в море. В этот день дети спасли много морских зверьков (рис. 6).

(По Г. Снегирёву)

Рис. 6. Берег моря ()

Проверим.

Начало. Что произошло ночью?

Ночью был шторм. Дул сильный ветер.

Первую часть мы можем озаглавить «шторм ночью».

Чтобы озаглавить основную часть, нужно ответить на вопросы: когда шторм стих? Утром . Куда отправились Наташа и Серёжа? К морю . Кого спасла Наташа? Рачка . Кого спас Серёжа? Рыбку . Озаглавим данную часть «Спасение морских зверьков».

Заключение. Чем закончилась история?

В этот день дети спасли много морских зверьков.

Эту часть можно озаглавить «Спасители». Итак, у нас получился такой план текста:

1. Шторм ночью.

2. Спасение морских зверьков.

3. Наташа и Серёжа - молодцы.

Используя данный план, перескажите текст.

Мы узнали, что в тексте-повествовании рассказывается о каком-то событии. К данному типу текста можно поставить вопрос что произошло?

Список литературы

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс, 2012

3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа, 2013

3. Интернет-сайт rataiko.school139.edusite.ru ()

Домашнее задание

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч2. Выполни упр. 184, 185 С. 135.

2. Прочти текст. Подбери к данному тексту заголовок, составь план текста.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. (К.Ушинский)

3. *Используя полученные на уроке знания, составь текст-повествование по картинке. Озаглавь его, составь план.

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Примеры описания в научном и художественном стиле.

1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

(По В. Солоухину)

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.

Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

(Б. Житков)

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как. Пример рассуждения:

Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение - отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий - идущий впереди.

Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).

Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи:

  • повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности.
  • описание. Характеризует статичные картины, передает их детали.
  • рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.
Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Примеры описания в научном и художественном стиле.

1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

(По В. Солоухину)

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.

Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

(Б. Житков)

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что. Пример рассуждения:

Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий . Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение - отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий - идущий впереди.

Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).

Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.
Также смотрите статью об

© 2024 pavel3333.ru -- Строительный портал - Pavel3333