Вставь пропущенные суффиксы как я всех. Выдели суффиксы существительных

Главная / Вопросы 

Упражнение 73. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор выделенных слов (над этими словами поставлена цифра 3).

1. Пастуш..нок гонялся по саду за коровой (Бунин). 2. Перед ним тарелка с борщ..м 3 , ломт..ки ч..рного хлеба и оливки 3 на блюд..чке (А.Н. Толстой). 3. Потешь же, миленький дружоч..к. Вот лещ..к, потроха 3 , вот стерляди кусоч..к (Крылов). 4. Она хоть и плакала, но и сейчас вынула из кармана шубы два старых пёр..шка, коротенький карандаш..к и тоненькую книж..чку крупной печати (Гладков). 5. Спросишь мнение, - придёт в смятень..це, деликатно отложит до следующего дня, а к следующему узнает мнень..це уважаемого товарища заведующего 3 (Маяковский). 6. Лепечут песню новую и липа (бледно) листая, и белая берёз..н..ка с зелёною косой (Некрасов). 7. Актёры любили её и называли «мы с Ван..ч..кой» и «душ..ч..кой» (Чехов). 8. Уж я врем..ч..ко проведу, проведу… Уж я тем..ч..ко почешу, почешу… Уж я сем..ч..ки полущу, полущу (Блок). 9. Виш..н..ки мне, признаться, теперь в редкость (Салтыков-Щедрин). 10. Лиз..н..ка вздохнула (Попов). 11. Кучер словно в раздумь.. пр..слонился к ветхому столб..ку крыл..ч..ка (А.Н. Толстой). 12. В фуфа..ч..ках пуховых белый снег (Луговской). 13. И кусал он, и рвал, и писал, и строчил письм..цо к своей Саш..н..ке… (Лермонтов). 14. И слух между народа шёл, что Щука Лис..н..ке снабжает рыбий стол (Крылов). 15. Таскали - то кирпич..к, то полено, то брёвн..шко (Блок). 16. На завал..нке сидела нищ..нка (А.Н. Толстой). 17. Бежит ёж..к вдоль дорож..к (Маршак). 18. Из машины выск..чил маленький лейтенант, похожий на вороб..шка (Горбатов). 19. Изредка брёл прохожий 3 , грызя сем..ч..ки 3 (А.Н. Толстой). 20. Р..звалина (гряз..) лечебницы и обг..релые столбы купален.. особенно уныло отражались в воде лимана (Катаев). 21. К..нвоиры выстрелили и забили в трещ..тки (Федин). 22. Мешков узнал рабочий пикет, ружь..ца виднелись у людей за спинами (Федин). 23. Пастухова кто (то) потянул за пальт..цо 3 , которое он держал через руку (Федин). 24. Вдруг покажется над берегом утончённо зелёная тополиная рощ..ца (Федин). 25. Мы с тобой в Астрахан.. 3 в изво..ики поступим (Гладков). 26. Никитушка не был начё..иком и обладателем книжной мудрости (Гладков). 27. Колесничук бодро взбегал по лес..нке, снимал с полки товары (Катаев). 28. Фен..ч..ка была редкая неж..нка (Катаев). 29. На лугу - зелёные протал..нки (Гладков). 30. Словеч..ки автор подобрал мягкие, «трогающие за душу»: «хлеб..ц», «младенч..к», «масл..це», «кусоч..к», «ватка» (М. Горький). 31. Голосоч..к у тебя как колокольч..к (Гладков). 32. Терпеть он не мог каба..иков, барышников, мироедов (Гладков). 33. Послушай-ка, дружищ.., ты, сказывают, петь великий мастерищ.. (Крылов). 34. Губы словно виш..н..ки, вся как цвет..к аленький (Исаковский). 35. Перево..иков из соседней деревни набежало множество (Аксаков). 36. Табун..ик Нестор был одет в казакин (Л. Толстой). 37. Торопливо пр..бежал сма..ик с длинным молотком и лейкой (Серафимович). 38. По словам разве..иков, главный японский штаб стоял в Яковлевке (Фадеев). 39. Вот сидишь ты на веч..рке, и девч..нка - самый цвет (Твардовский). 40. Маленькую Зо..н..ку иногда шутливо называли За..н..кой (Гладков). 41. Пётр был весельч..ком, мастером на все руки, искус..ным (скор..) писцем и перепи..иком книг (Гладков). 42. Дело уп..ралось в скудное житьишк.. с без..емельем, с голодом 3 , с податями (Гладков). 43. Ты соврал, что ты первый гон..ик на моторах! (Гладков). 44. По главным улицам проворно перебегали с лес..нками фонар..ики, заж..гая свет 3 (Шишков). 45. Долго бился судья 3 , допрашивая св..детелей, но так и не обнаружил зачин..иков (Н. Островский).

  • познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик; различать суффиксы – чик, щик, -ек, -ик;
  • развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: интерактивная доска, фрагмент мультфильма , рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки с тестами или компьютерная сеть с подключением в сеть Internet

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие

2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное»

2.1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное» / /

Отметить верные утверждения:

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета
  2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
  3. Имена существительные изменяются по родам
  4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам
  5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь
  6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.
  7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
  8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
  9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.
  10. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

Код ответов: 2, 5, 7, 9, 10

2.2. Анализ ошибок

2.3. по теме «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных»

Цель: проверить умение применять орфографическое правило, изученное на предыдущем уроке.

Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

  1. В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик
  2. В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик
  3. В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик
  4. В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик
  5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик
  6. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик
  7. В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик
  8. В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица
  9. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик
  10. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик

Код ответов:

№задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ 3 1 4 3 1 3 1 1 2 3

3. Формулирование цели урока / /.

Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …

4. Изучение нового материала

4.1. Проблемные задачи / /

Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?

4.2. Эксперимент / /.

Запись вывода и обозначения орфограммы в тетради

  • И.п. лучик, орешек
  • Р.п. лучика, орешка
  • Д.п. лучику, орешку
  • В.п. лучик, орешек
  • Т.п. лучиком, орешком,
  • П.п о лучике, об орешке

4.3. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –ик-.

Справедливы ли наши наблюдения? Как разрешил проблему Виктор Перестукин?

5.Закрепление

5.1. Упражнение 251. Работа в парах.

Вставьте пропущенные буквы:

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.

5.2. Фотодиктант / /

Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы:


Сравни свою таблицу с образцом: / /

В состав каких существительных входят два суффикса?

5.3. Развитие речи.

Составить 2-3 предложения с прямой речью со словами из таблицы

5.4. Тренировочное упражнение. Работа в парах. / /

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов.

Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к.

В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать. (1 уч-ся при проверке вставляет буквы на интерактивной доске)

6. Обобщение. Подведение итогов урока. Первичный контроль.

6.1. Вопросы самоконтроля / /.

  1. Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?
  2. Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?
  3. От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

6.2. по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»

  1. В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к
  2. В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к
  3. В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к
  4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к
  5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к
  6. В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к
  7. В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек
  8. В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик
  9. В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник
  10. В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик

Код ответов:

№задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ 3 1 4 2 2 4 4 1 3 3

6.3. Самопроверка, консультация, рефлексия

7. Домашнее задание: п.45, упр. 251

Индивидуальные задания: составить кроссворды, ребусы, загадки-презентации со словами по теме «Суффиксы имён существительных»

а) редкий ельнич…к, кудрявый бараш…к, забавный хвост…к, красивый карманч…к, забавный котеноч…к, зеленый стебелеч…к, душистый горош…к, желтый песоч…к, острый ножич…к, заросший овраж…к, кусоч…к пирога, яркий зонт…к.

б) горош…к, кирпич…к, дружоч…к, ножич…к, шалаш…к, лесоч…к, камеш…к, подароч…к, птенч…к, ореш…к, докладч…к, корабл…к, хвост…к, смаз…ик, груз…ик, диванч…к, перепис…ик, букет…к, ветх…сть, мелк…та, бел…зна, голуб…зна.

Самостоятельная работа № 4

Синтаксическая пятиминутка.

Сентябрь – капризный месяц. Золотом и багрянцем украсил он рощи и дубравы, и пелена туманов застелила дали.

Составить схему второго предложения.

Объяснить постановку тире в первом предложении.

Назовите слово с чередующейся гласной в корне.

Выдели суффиксы существительных.

Грибник, снежинка, ёлочка, вежливость, желтизна, безвкусица, подсвечник, лыжник, белизна, певец, городок, умница, кривляка, работяга, конфетка.

Вставь частицу не.

Раз _____вежа попал в _____настье и немедленно стал _____ряхой. Это истинная правда, а _____ложь, как думают некоторые _____други. Теперь даже _____люди стали испытывать к нему непреодолимую _____нависть: разве непонятно, что нечистоплотный _____вежда, к тому же и невежливый _____ряха, никому не нужен.

Вставь попущенные буквы.

Ост…новиться в нерешительности, небрежность в одежд…, упрек в несерьезност…, ошибка из-за невнимательност…, неаккуратность учениц…, непр…ветливость в обращении…, рассказывать небылиц…, непримиримость к врагу, ок…заться невеждой, отставаться неучем, чувствовать неприязнь, выразить нерасположение, большие невзгоды, неточность в ответе.

Синтаксическая пятиминутка

Поляна была окружена старыми березами и покрыта крупными ромашками. Алена осторожно прикоснулась к зеленому стебельку , на котором красовался глазастый цветок.

Составить схему второго предложения, обозначить грамматические основы.

Сделать морфемный разбор выделенных слов.

Каким способом образованы эти слова?

Распредели слова в два столбика.

Паро(-)ход, само(-)лет, пол(-)лимона, пол(-)часа, верто(-)лет, диван(-)кровать, юго(-)запад, пол(-)города, пол(-)арбуза, скало(-)лаз, летчик(-)космонавт, пол(-)Астаны.

Вставь пропущенные буквы. Распредели существительные в две колонки.



Луж…й, туч…й, лапш…й, карандаш…м, лыж…й, плюш…м, ландыш…й, циркач…м; мяч…м, пейзаж…м, круч…й; товарищ…м; пшениц…й, огурц…м; птенц…м; задач…й, багаж…м; свинц…м; отц…в, братц…в, девч...нка, бельч…нок.

Словарный диктант.

Восхитительная картина, поразительная чистота, ароматным ландышем, о прескучном рассказе, в придорожной пыли, золотистым лучом, пренеприятное событие, в приморском городе, заботливой дочери, разноцветного знамени, безызвестного героя, о сверхинтересном случае.

Синтаксическая пятиминутка.

Вдруг подул холодный ветер, и по небу со всех сторон поползли свинцово-серые грозовые тучи. Ослепительной змейкой блеснула молния, а над головой оглушительными раскатами прокатился гром.

Составить схемы предложений.

Все прилагательные подчеркнуть как члены предложения. Сделать вывод.

Какие суффиксы участвуют в образовании прилагательных холодный, ослепительной, грозовые?

- Какие еще суффиксы прилагательных вы знаете, приведите примеры.

(-ист-,-чив-, -лив-, -енн-, -оньк-, -еньк-)

Вставь пропущенные буквы.

С надежн…м врач…м, со старательн…й учениц…й, о ловк…м спортсмен…, прежн..… подругу, об умел…м мастер…, за метк…м стрелком, у аккуратн…й девочк…, со строг…м юнош…й, о проворн…м школьник…, со старш…м братом, о младш…й сестре, с хорош…м товарищ…м, об опасн…м наводнен….. .

Состав слова

Выпиши выделенные слова. Вспомни, как они называются. Обозначь общую часть.

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтобы рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово.



А. Пушкин

Вспомни правило и допиши его:

Кто больше?» Подбери как можно больше однокоренных слов к данным. Выдели корень.

Груз корм стол нос

___________ __________ ___________ ___________

___________ __________ ___________ ___________

___________ __________ ___________ ___________

Выпиши из стихотворения однокоренные слова. Выдели корень.

В маленьком домике жил домовёнок.

Был он домашний, словно котёнок.

В доме был лад, чистота и покой.

Очень хозяйственным был домовой.

© 2024 pavel3333.ru -- Строительный портал - Pavel3333