Нравственная саморегуляция определение. Формирование нравственной основы учащихся. III. Эмоционально-волевой уровень саморегуляции

Главная / Двери

«Держи себя в руках», – говорим мы сами себе или кому-то, что чаще трактуется как «терпи». Так ли это на деле? Можно ли держать себя в руках без вреда для здоровья? Можно ли отстраниться от проблем, изменить свое отношение к ним, научиться управлять своими ? Да. Саморегуляция – способность управлять своими эмоциями и психикой в стрессовой ситуации.

Саморегуляция подразумевает оценку ситуации и корректировку активности самой личностью, а соответственно и корректировку результатов . Саморегуляция бывает произвольной и непроизвольной.

  • Произвольная подразумевает сознательное регулирование поведения с целью достижения желаемой цели. Осознанная саморегуляция позволяет человеку развивать индивидуальность и субъектность своей деятельности, то есть жизни.
  • Непроизвольная направлена на выживание. Это подсознательные механизмы защиты.

В норме саморегуляция развивается и формируется вместе с личностным взрослением человека. Но если личность не развивается, человек не учится ответственности, не развивается , то и саморегуляция, как правило, страдает. Развитие саморегуляции = .

В зрелости благодаря саморегуляции эмоции подчинены интеллекту, но в старости баланс снова смещается в сторону эмоций. Это вызвано естественным старческим ухудшением интеллекта. В психологическом плане старики и дети во многом похожи.

На саморегуляцию, то есть выбор оптимальной реализации личностной активности влияют:

  • особенности личности;
  • внешние условия среды;
  • цели деятельности;
  • специфика взаимоотношений человека и окружающей его действительности.

Человеческая деятельность невозможна без цели, но это в свою очередь невозможно без саморегуляции.

Таким образом, саморегуляция – это умение справляться с чувствами социально приемлемыми способами, принятие норм поведения, уважение свободы другого человека, сохранение безопасности. В нашей теме особый интерес представляет сознательная регуляция психики и эмоций.

Теории саморегуляции

Системно-деятельностная теория

Автор Л. Г. Дикая. В рамках данной концепции саморегуляция рассматривается одновременно как деятельность и как система. Саморегуляция функциональных состояний – деятельность, которая связана с адаптацией и профессиональной сферой человека.

Как система саморегуляция рассматривается в контексте перехода человека от бессознательных к осознанным, а позже доведенным до автоматизма формам. Дикая выделила 4 уровня саморегуляции.

Непроизвольный уровень

Регуляция основана на неспецифической активности, процессах возбуждения и торможения в психике. Человек не контролирует эти реакции. Их продолжительность не велика.

Произвольный уровень

Подключаются эмоции, необходимость саморегуляции возникает в тяжелых ситуациях усталости, стресса. Это полуосознаваемые способы:

  • задержка дыхания;
  • повышение двигательной и речевой активности;
  • напряжение мышц;
  • неконтролируемые эмоции и жесты.

Человек пытается пробудить себя, как правило, автоматически, многие изменения он даже не замечает.

Сознательная регуляция

Человек осознает не только сам дискомфорт, усталость, напряжение, но и может обозначить уровень нежелательного состояния. Тогда человек и решает, что с помощью каких-то методов влияния на эмоциональную и когнитивную сферу ему нужно изменить свое состояние. Речь идет:

  • о воле,
  • самоконтроле,
  • аутотренинге,
  • психофизических упражнениях.

То есть всем том, что представляет для нас с вами интерес в рамках данной статьи.

Осознаваемый и целенаправленный уровень

Человек понимает, что дальше так продолжаться не может и нужно выбирать между деятельностью и саморегуляцией, то есть устранением дискомфорта. Происходит расстановка приоритетов, оценка мотивов и потребностей. В итоге личность принимает решение временно приостановить деятельность и наладить свое состояние, а если это невозможно, продолжить деятельность в дискомфорте, или совместить саморегуляцию и деятельность. В работу включается:

  • самовнушение,
  • самоприказ,
  • самоубеждение,
  • самоанализ,
  • самопрограммирование.

Происходят не только когнитивные, но и личностные изменения.

Системно-функциональная теория

Автор А. О. Прохоров. Саморегуляция рассматривается как переход от одного психического состояния к другому, который связан с рефлексией имеющегося состояние и представлениями о новом, желаемом состоянии. В результате осознанного образа активизируются соответствующие мотивы, личностные смыслы и самоконтроль.

  • Человек использует сознательные методы саморегуляции для достижения представляемого образа состояний. Как правило, используется несколько приемов и средств. Для достижения главной цели (состояния) человек проходит несколько промежуточных переходных состояний.
  • Постепенно складывается функциональная структура саморегуляции личности, то есть привычные осознанные способы реагирования на проблемные ситуации для поддержания максимального уровня жизнедеятельности.

Саморегуляция – переход от одного состояния к другому за счет внутреннего переключения работы и связи психических свойств.

На успешность саморегуляции влияет степень осознанности состояния, сформированность и адекватность желаемого образа, реалистичность ощущений и восприятий в отношении деятельности. Описать и понять актуальное состояние позволяют:

  • телесные ощущения;
  • дыхание;
  • восприятие пространства и времени;
  • воспоминания;
  • воображение;
  • чувства;
  • мысли.

Функция саморегуляции

Саморегуляция изменяет психическую активность, за счет чего личность достигает гармонии и равновесия состояний.

Это позволяет нам:

  • сдерживать себя в ;
  • рационально мыслить при стрессе или кризисе;
  • восстанавливать силы;
  • противостоять невзгодам жизни.

Компоненты и уровни саморегуляции

Саморегуляция включает 2 элемента:

  • Самообладание. Иногда это необходимость отказаться от чего-то приятного или желанного ради других целей. Зачатки самообладания появляются уже в 2 года.
  • Второй элемент – согласие. Мы соглашаемся с тем, что можно делать, а чего нельзя. После 7 лет в норме человек уже имеет сформированное согласие.

Для развития осознанной саморегуляции важно наличие таких личностных черт:

  • ответственность,
  • настойчивость,
  • гибкость,
  • надежность,
  • самостоятельность.

Саморегуляция тесно связана с волей личности. Для управления своим поведением и психикой человеку нужно выстраивать новые мотивы и побуждения.

Поэтому в саморегуляции можно выделить 2 уровня: операционно-технический и мотивационный.

  • Первый подразумевает сознательную организацию действия с помощью имеющихся средств.
  • Второй уровень отвечает за организацию направленности всей деятельности с помощью сознательного управления эмоциями и потребностями личности.

Механизм саморегуляции – жизненный выбор. Включается он тогда, когда изменять нужно не обстоятельства, а самого себя.

Самосознание (осведомленность личности о своих особенностях) – основа саморегуляции. Ценности, Я-концепция, самооценка и уровень притязаний – исходные условия работы механизма саморегуляции.

Немалую роль в развитии саморегуляции играют психические особенности и свойства темперамента и характера. Но без мотива и личностного смысла это не работает. Осознанная регуляция всегда личностно значима.

Особенности саморегуляции по полу

Женщины больше мужчин подвержены страхам, раздражению, волнению, утомлению. Мужчинам же свойственнее переживать одиночество, апатию и депрессию.

Отличаются и способы саморегуляции, используемые мужчинами и женщинами. Мужской арсенал методов гораздо шире женского. Разница в саморегуляции полов обусловлена несколькими факторами:

  • исторически сложившаяся дифференциация социальных ролей;
  • различия в воспитании девочек и мальчиков;
  • специфика труда;
  • культурные гендерные стереотипы.

Но самое большое влияние оказывает разница в психофизиологии мужчин и женщин.

Женские способы саморегуляции в большей мере носят социальный характер, а мужские – биологический. Направленность мужской саморегуляции имеет внутренний характер (направлена вовнутрь), женской – внешний (направлена извне).

Кроме пола особенности саморегуляции связаны с возрастом, психическим и личностным развитием человека.

Становление саморегуляции

Попытки осознанного использования методов саморегуляции начинаются с трехлетнего возраста – момента, когда ребенок впервые понимает свое «Я».

  • Но все-таки в 3-4 года преобладают непроизвольные речевые и двигательные способы саморегуляции. На 7 непроизвольных приходится одна произвольная.
  • В 4-5 лет дети через игру учатся эмоциональному контролю. На 4 непроизвольных метода саморегуляции приходится один произвольный.
  • В 5-6 лет пропорции выравниваются (один к одному). Дети активно используют развивающееся у них воображение, мышление, память, речь.
  • В 6-7 лет уже можно говорить о самоконтроле и самокоррекции. Пропорции снова меняются: на 3 произвольных метода приходится один непроизвольный.
  • Далее дети совершенствуют свои методы, усваивая их от взрослых.
  • От 20 до 40 лет выбор методов саморегуляции напрямую зависит от деятельности человека. Но чаще всего используются сознательные волевые методы (самоприказ, переключение внимания) и общение как форма психотерапии.
  • В 40-60 лет манипуляции с вниманием еще сохраняются, но постепенно их вытесняет пассивный отдых, размышления и библиотерапия.
  • В возрасте от 60 лет преобладает общение, пассивная разрядка, размышление-осмысление.

Становление системы саморегуляции во многом зависит от социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста. Но и это далеко не все. Чем выше мотивация человека, тем сильнее развита его система саморегуляции, тем больше она способна компенсировать нежелательные особенности , и , мешающие достижению цели.

Саморегуляцию можно не только развивать, но и измерять. Существует множество диагностических психологических опросников. Например, базовый опросник В. И. Моросановой.

В итоге усвоения искусства саморегуляции каждый человек выписывает собственный рецепт «успокоина», который в психологии называется функциональным комплексом. Это действия, или блоки, которые человек должен выполнить, чтобы нормализовать свое состояние. Например, такой комплекс: глубоко подышать, послушать музыку в одиночестве, погулять.

Можем ли мы на 100% управлять своим мозгом? Узнайте из видео.

Компоненты системы моральной регуляции

Вопрос 3. Моральная регуляция

Гуманизирующая

Познавательная

Воспитательная

Вопрос 2. Функции морали

2. Ценностное

J. Коммуникативная

5. Регулятивная

1. К основным функциям морали относитсявоспитательная функция, ко­торая заключается в:

Формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внуше­нии моральных запретов;

Самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осоз­нанном выборе нравственных ориентиров.

Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и сред­ства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.

2. Ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности ("установка на добро").

3. Коммуникативная функция морали состоит в:

Ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (эти­кет и пр.);

Гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально при­ятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).

4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этичес­кие познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д.

5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) зак­лючается в регуляции поведения людей и общества в целом посред­ством:

Ограничения негативных устремлений людей;

Саморегуляции индивида и социальной среды;

Управления общественными отношениями;

Воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д.

Регулятивная функция "высокой морали" является тенденцией, устрем­лением. Реальную регуляцию осуществляет синтез общечеловеческих нравственных представлений и социально-конкретных представлений.

Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и мо­ральной самооценки личности.

6. Гуманизирующая функция заключается в:

Стремлении морали совершенствовать человека;

Обязательности нравственных правил для всех людей, их равенстве

1. Мораль - система, которая регулирует сознание и поведение людей, их взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индиви­дов, человеком и обществом и т. д.).

В систему моральной регуляции входят:

* нормы - предписания, правила поведения, объединенные в кодекс. Они, в свою очередь, делятся на:


* общепринятые эталонные образцы (позитивные нормы ),

* запреты, абсолютные запреты (общий смысл которых - "не навреди"). В отличие от позитивных норм ("будь добрым" и пр.),) бсолютные зап­реты не оставляют свободы для толкований.

Нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным если он игнорирует нормы, и внеморальным , если человек не знаком с нормами;

* ценности (добро, справедливость и т. п.), которыми являются:

* образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральных ориентиров.

Ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков. Нрав­ственные ценности составляют иерархию, в которой можно выделить высшие ценности и идеалы (высшие цели развития личности);

* важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни. Задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире;

* следующим компонентом моральной регуляции являются нравственные принципы - универсальные формулы поведения (например, принцип любви к ближнему). Принципы:

* четко формулируются (в виде лозунгов и т. п.);

* бывают связаны с идеологией, выражают интересы какой-либо соци­альной группы.

* Жесткое следование принципам высокой морали называется ригориз­мом.

2. Моральная регуляция носит характер:

* оценочный (поступки людей одобряются или порицаются);

императивный , нравственные правила преподносятся (иногда навязы­ваются) как образцы поведения.

Мораль соотносит реальное поведение, сознание и переживания людей с идеалами, духовными и нравственными ориентирами ("как должно быть").

Нравственное сознание человека включает в себя:

Привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы);

Рефлексию (раздумья);

Интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях);

Моральные переживания.

Нравственное сознание человека, его поведение соотносятся с мораль­ными правилами общества, устоями прошлых времен (обы­чаи, традиции).

Нравственные убеждения человека могут не только не совпадать с об­щепринятыми, но даже противопоставляться им (в аморальном обще­стве, например в фашистском государстве). В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без контроля извне.

Моральной регуляции подвергаются все без исключения сферы жизни общества и человека, где присутствуют взаимоотношения субъектов. Моральная регуляция опирается на общественное мнение (оценивая поведение человека, общество выполняет функции совести).

Мораль тесно связана с правом :

Моральные нормы закреплены законом;

Либерализация морали влечет либерализацию права;

- взаимодействие морали и права (суд присяжных).

Очень важна моральная регуляция науки , особенно медицины, психологии, генетики и т. п. (проблемы эвтаназии, клонирования и т. д.).

Нравственное регулирование необходимо даже в области техники (угроза безработицы вследствие автоматизации производства и т. п.).


Роль психической саморегуляции в поддержании здоровья личности

Формирование психического здоровья предполагает гигиену тела и психогигиену, самовоспитание, самоуправление.

Под психологическим самоуправлением (саморегулированием) понимаются сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение для поддержания или изменения характера их протекания.

Психическое самоуправление и саморегуляция соотносятся между собой как целое и частное: управление включает в себя регулирование. Переход от самоуправления к саморегуляции – это переход от замысла, идеи к воплощению их в жизнь. Если саморегуляция, как правило, подчинена решению задач ближайшего будущего, то самоуправление может быть нацелено на более долгосрочную перспективу – выбор жизненного пути, постановку задач самосовершенствования, конкретизацию целей, самовоспитания.

В современных психологических исследованиях понятие «саморегуляция» трактуется по-разному. Среди основных подходов выделяются несколько.

Саморегуляция – это:

○ особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения;

○ управление человеком своими эмоциями, чувствами, переживаниями;

○ целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и нервно-психических состояний в целом;

○ целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий;

○ «внутренняя» регуляция поведенческой активности человека;

○ взаимодействие внешнего и внутреннего в поведении и деятельности индивида, и т.д.

С практической точки зрения важно уяснить, что саморегуляция во многом зависит от желания человека управлять собственными эмоциями, чувствами, переживаниями, и как следствие – поведением.

В психологической науке существует множество подходов к классификации уровней психической саморегуляции. Рассмотрим уровни психической саморегуляции с позиций психофизиолога Л. П. Гримака.

Выделяются следующие уровни:

I. информационно - энергетический;

II. мотивационный;

III. эмоционально – волевой;

IV. индивидуально – личностный.

I. Информационно - энергетический уровень саморегуляции

Данный уровень регуляции обеспечивает необходимую степень энергетической мобилизации физиологических систем для оптимального функционирования психики.

Режим работы психики определяется той задачей, которая решается в данный момент, и ее соответствующим энергетическим обеспечением.

§ Чрезмерная психическая активность, возникающая в результате избытка нервной энергии, приводит к ее разрядке через речевые, двигательные, физиологические реакции внутренних органов.

§ Недостаток психической активности сопровождается включением механизмов мозга, вызывающих местное или общее напряжение скелетных мышц, которые вырабатывают большое количество нервных импульсов, поступающих в головной мозг, повышая уровень его бодрствования.

Выявлено три основных типа саморегуляции на ЭИУС:

§ Реакция «отреагирования».

§ Катарсис.

§ Ритуальные действия.

1. Реакция «отреагирования» - заключается в усилении двигательной или психической активности.

Буквально «не находит себе места»,

Беспрестанно двигается, ходит,

Стремится «излить душу» в разговоре даже с посторонним человеком.

Двигательное «отреагирование» носит охранительный характер.

Своеобразным способом регуляции многих тяжелых состояний является использование возможностей реагирования на эстетическую информацию.

2. Катарсис (очищение) - определяется как эмоциональное потрясение, испытываемое человеком под воздействием произведения искусства, способ освобождения от отрицательных переживаний и мыслей, состояние внутреннего облегчения.

3. Ритуальные действия - этот вид саморегуляции является распространенным способом воздействия на психику через соответствующую организацию внешних условий в целях стимуляции или, наоборот, снижения избыточной ее активности.

Ритуал призван что-то внушить человеку, как-то его настроить, привить определенную стереотипную реакцию.

Обряды и ритуалы отражают потребность человека в определенном психологическом настрое, эмоциональном подкреплении, воздействии на подсознание, поддержании соответствующих состояний, регулирующих психическую устойчивость в трудных условиях деятельности.

II. Мотивационный уровень саморегуляции

Любые процессы саморегуляции начинаются с саморегуляции мотивации.

В психологическом плане можно выделить три группы основных факторов, определяющих различия в мотивационной саморегуляции людей.

1. Индивидуально- личностные факторы.

2. Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой.

3. Смыслообразующие факторы.

1. Индивидуально- личностные факторы

Ø Сила мотивации, т.е. заинтересованность человека, в чем либо, проявляющаяся в психической энергии определенной интенсивности.

Ø Осознанность мотиваций. В той или иной степени каждый человек осознает свои хорошие или дурные привычки и влечения, отдает себе отчет, насколько они устойчивы и в какой степени захватывают его внутреннюю сущность. Но человек может и не осознавать свои истинные жизненные потребности и стремления. В нашей мотивационной сфере немало неявных побуждений и стремлений, часто неосознанных, но оказывающих свое активизирующее действие. Некоторые привязанности, побуждения, мотивы настолько захватывают личность, что она не может взглянуть на них со стороны и осознать их смысл.

Ø Смысловая насыщенность мотивации характеризует индивидуальный смысл содержательной стороны жизни личности. Человек ведет либо содержательную, насыщенную жизнь, либо не имеет долговременной цели в жизни, часто занимается бессмысленном делом, «убивает время».

Ø Целостность мотиваций - характеристика направленности интересов личности степени ее социально – психологической устойчивости. Недостаточное развитие данного свойства проявляется в виде разобщенности жизненных планов и стремлений, их неувязанности друг с другом.

Ø Реалистичность мотивации. Четкость представления себе, когда и каким способом следует добиваться поставленных целей. Поведение, в данном случае, мало расходится с истинными намерениями. В противном случае человек будет часто наталкиваться на непредвиденные обстоятельства, затрудняющие осуществление его планов.

Ø Эмоциональная устойчивость мотивации. Человек с эмоциональной устойчивостью мотивации не склонен менять свои установки и намерения в зависимости от настроения. Постоянная импульсивность намерений и действий, неспособность долго заниматься каким- либо делом, периодическое увлечение второстепенными задачами – показатель неразвитости эмоциональной устойчивости.

Ø Ситуационная независимость мотивации, то есть устойчивость мотивации во времени, когда на повседневное поведение человека оказывает решающее влияние перспективные цели. Ситуационная зависимость предполагает, что человек легко проявляет импульсивность, на его поведение оказывают сильное влияние обстоятельства и внешняя обстановка.

2. Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой

Ø Депрессивность потребностей - мало осознаваемое смутное переживание неудовлетворенности своим жизненным положением.

Ø Кризис принятия мотивов –состояние, которое характеризуется тем, что человек не может сделать окончательный выбор в данной ситуации.

Ø Кризис реализации мотивов –обусловлен расстройством собственных планов, целей, надежд. Может сопровождаться отрицательными переживаниями, вплоть до общего снижения интереса к жизни.

3. Смыслообразующие факторы

Ø Внешне опосредованная регуляция. Для саморегуляции используются не прямые способы самовоздействия (самоубеждение, самоприказ и т. п.) а какое-то необязательное, отвлекающее занятие, хобби, прогулки, путешествия, общение с искусством, людьми.

Ø Активная смысловая регуляция. Требует прямых интеллектуальных усилий, переосмысления сложившийся ситуации, попыток с иных позиций взглянуть на свои желания и побуждения, открыть для себя новое видение жизни.

Ø Резервная мотивация. Необходимость в резервной мотивации возникает, когда требуются дополнительные побудительные ресурсы. Примером может быть выполнение нужной, но неинтересной работы.

Методы непосредственной мотивационной саморегуляции

Аутогенная тренировка. АТ как метод саморегуляции позволяет дополнительно использовать в качестве приема своеобразный диалог с собой, по результатам которого можно судить о прочности закрепления необходимого психического образования. Использование диалога повышает эффективность субъективного контроля психологической готовности человека к предстоящей деятельности.

Самогипноз. Это целая система общения с собой, состоящая из трех стадий:

«Ревизия» своих мотивов. Человек мысленно смотрит на себя со стороны, оценивает свои желания, стремления, моральную чистоту своих жизненных целей. В результате выявляются слабые места. Человек корректирует систему мотивов, обновляет внутренние установки, приобретает смысл.

Предгипнотическая беседа с самим собой. Вслух, внятно и осмысленно резюмируются результаты пересмотра и переоценки своих мотивационных ценностей. На данном этапе себе могут быть заданы уточняющие вопросы, на которые должны быть даны четкие, откровенные ответы.

Действия. Стадия первоначальной реализации мотивов.

III. Эмоционально-волевой уровень саморегуляции

К данному уровню психической регуляции принято относить свойства, особенности, возможности человека которые он реализует при участии волевых процессов.

Другими словами, эта сфера самообладания – умение владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое самочувствие и поведение в экстремальных ситуациях.

Самообладание можно рассматривать как баланс эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли над эмоциями, независимо от факторов времени (К. К. Платонов, 1982)

Волевое действие представляет собой конечный результат сложной «обработки самого себя», то есть результат общения с собой.

Автокоммуникация лишь предпосылка к волевому, логическому поступку.

Для реального поступка человек должен располагать развитыми механизмами самоконтроля и саморегуляции.

В зависимости от ситуации или задачи, существенно меняются способы и виды работы над собой.

Рассмотрим основные типы психической саморегуляции на эмоционально-волевом уровне.

1. Самоисповедь.

2. Самоубеждение.

3. Самоприказ.

4. Самовнушение

5. Самоподкрепление.

1. Самоисповедь как разновидность саморегуляции

Самоисповедь – начальный и необходимый момент процесса общения с собой.

Самоисповедь является, по существу, полным внутренним отчетом перед собой о самом себе, о складывающихся жизненных обстоятельствах и о своей истинной роли в них.

Осознание своих опрометчивых слов, неблаговидных действий, у морально развитого и воспитанного человека вызывает чувство досады, сожаления, самоосуждения.

Затянувшееся переживание такой ситуации создает предпосылку к развитию комплекса неполноценности.

Поэтому самоисповедь, процесс высказывания помогает человеку лучше разобраться в том, что его волнует.

Психологическая потребность в самоисповеди реализуется в разнообразных формах:

С близким другом, членом семьи,

Исповедоваться в церкви, самоисповедь.

Во все времена большую психопрофилактическую роль играли дневники, записи своих размышлений, переживаний.

В наши дни людям не хватает времени для душевного общения, что является причиной психического напряжения.

Современный человек часто вынужден поступать вопреки собственной личностной мотивации, вследствие некритического восприятия шаблонных поведенческих установок.

Формирование привычки к самоотчету будет способствовать устранению нежелательной спонтанности и импульсивности в поведении, а также задействует механизмы интеллектуального и морального контроля.

2. Самоубеждение как специфический вид саморегуляции

Самоубеждение –это процесс коммуникативного критико-аналитического, сознательного воздействия на собственные личностные установки, ядро личностных мотивов.

Основой данного процесса является логическое обоснование практической пользы того или иного действия.

Метод самоубеждения – один из самых действенных психологических инструментов самоуправления личности, отбора необходимой для этого информации, преодоления чужих, чуждых установок, собственных предубеждений, которые препятствуют адекватному восприятию действительности.

Чтобы избежать неблаговидных поступков, разумно корректировать их, необходимо вовремя обращаться к собственному интеллекту.

Мощный и развитый интеллект в состоянии противостоять самым невероятным жизненным обстоятельствам.

Наиболее действенным способом самоубеждения (самоутешения) будет тот, который опирается на трезвый интеллект, объективный подход к проблемам и противоречиям жизни.

Активный поиск помогает найти реальные пути решения жизненных проблем, а также проверяет человека и придает ему уверенность.

3. Самоприказ как разновидность саморегуляции

Самоприказ, как элемент эмоционально – волевой саморегуляции, обеспечивает решительные действия в условиях ясной цели и ограниченного времени для раздумий.

При выработке данного навыка формируется своего рода рефлекторная связь между внутренней речью и действием.

Самоприказ – это «пусковой» стимул, который применяется в различных методах самоубеждения.

4. Самовнушение как особый вид саморегуляции

Самовнушение – это психорегулятор, который действует на привычном стереотипном уровне и не требует творческих усилий по анализу и разрешению затруднительной ситуации.

Эффект самовнушения известен с древних времен, но наибольшую известность получил как метод самовнушения Э. Куэ. Куэ первым предложил методы контроля мысли и подчеркивал, что позитивные мысли оказывают большое влияние на самочувствие и поведение человека.

Влияние самовнушений проявляется особенно эффективно, когда словесные сигналы сопровождаются яркими, образными представлениями.

5. Самоподкрепление и его роль в саморегуляции

Самоподкрепление относится к числу контролирующих реакций саморегуляции жизнедеятельности, т.е. базируется на механизме самоконтроля.

Реакции самоподкрепления (или самонаказания) регулируют поведение человека постоянно и непрерывно, включаясь в зависимости от ситуации.

Многие специалисты (К. Прайор и др.) считают самоподкрепление одним из наиболее полезных и действенных механизмов саморегуляции.

Часто человек не получает благодарности даже от самого себя, что вызывает повышенную нервозность и депрессии.

Развитая личность выбирает

Положительные способы подкрепления (прогулки, беседы с друзьями, чтение книг и т.п.),

А не отрицательные (сигареты, пиво, пища, и т.п.).

Большое значение имеет самоодобрение.

В основе методики самоодобрения лежит одобрение, каких – то своих действий, планов, итогов и результатов.

Верное понимание причин собственных недостатков, страхов и неудач позволяет более спокойно и выдержанно относится к таким же недостаткам у других, что приводит к разумному отношению к себе, к окружающим, и, в конечном результате, к жизни.

Самоодобрение создает ощущение внутренней свободы и раскованности, приводит психику в уравновешенное состояние, позволяет проявится самокритичности, более ясному, честному, открытому выражению мыслей и чувств.

IV. Индивидуально – личностный уровень саморегуляции

Данный уровень мобилизуется, когда надо «переделывать» самого себя, свои личностные ценности и психологические установки, а не обстоятельства.

К основным методам индивидуально – личностного уровня относятся:

1. Самоорганизация.

2. Самоутверждение.

3. Самодетерминация.

4. Самоактуализация.

1. Самоорганизация и ее особенности

Самоорганизация – показатель личностной зрелости человека.

Самоорганизация не свойственна инфантильным субъектам, у которых, в процессе индивидуального развития, не произошло полноценного становления механизмов саморегуляции. Самоорганизация таких личностей не приобрела четкую нацеленность, осознанность, контролируемость.

Важнейший признак становления самоорганизации – активное формирование себя как личности, соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т.п.) индивидуальным особенностям личности.

Самоорганизация – это интегральная совокупность природных и социально – приобретенных свойств, воплощенных в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в организации деятельности и поведения.

2. Самоутверждение как важнейшая потребность человека

Потребность в самоутверждении неразрывно связана с фундаментальными потребностями человека в самовыражении и самораскрытии, в достижении максимальной полноты жизни, доступной в конкретных условиях существования.

Понятия самовыражение и самораскрытие тесно связано с понятием «моральная сила личности», которая проявляется в способности мобилизовать в нужный момент все резервы своего организма. Люди, обладающие большей моральной силой по сравнению с другими членами общества, достигают в своей деятельности результатов, во много раз превосходящих средний уровень.

3. Самодетерминация и ее проявления

В самодетерминации человека основную роль играет смысл жизни.

Борьба за обретение смысла жизни – движущая сила в жизни личности.

Потребности в смысле жизни проявляется часто настолько сильно, что человек способен даже умереть ради своих идеалов и ценностей.

Для конкретной личности важен специфический смысл жизни в каждый данный момент времени, и потеря этого смысла часто приводит к непоправимым последствиям.

4. Самоактуализация и ее особенности

В момент самоактуализации «Я» реализует самое себя, осуществляет непрерывный процесс выбора, означающий для личности ее продвижение или отступление (лгать или говорить правду, воровать или не воровать и т.д.).

Самоактуализироваться – это значит реализовать потенции внутреннего роста.

Обращаться к самому себе, требуя ответа и делая выбор, - значит брать на себя ответственность, совершать очередной шаг в своем развитии.

Самоактуализация – это и умение высказать противоположную точку зрения, умение пойти наперекор своим слабостям, это накопление «приобретений», которые впоследствии могут стать крупными достоинствами личности.

Механизмы психологической защиты личности

Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности ".

Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

В обычной жизни любого человека (малыша или взрослого) возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам, деструкции.

Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения – стрессы и фрустрации.

Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели.

Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути.

Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия.

Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.

Примерами защитных типов поведения могут быть:

Агрессия (или нападение на "фрустратора");

Аутизм (самозамыкание, "уход от фрустратора");

Репрессия (подавление желаний, "отказ от фрустратора");

Рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, "оправдание фрустратора");

Сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, "замещение фрустратора") забывание;

Самопрощение ("Да! А что?");

Проекция собственной вины на всех других ("Сами виноваты!") и др.

Схема "действия" личности с участием психологических защит

День ото дня человеку встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность не может быть удовлетворена по каким-либо причинам.

В таких случаях поведение обычно регулируется с помощью механизмов психологической защиты, которые направлены на предупреждение расстройств поведения.

Психологическая защита связана с изменением системы внутренних ценностей личности, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты.

Функции психологической защиты по своей сути противоречивы:

С одной стороны, они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом,

С другой, - могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

В психологии давно известен эффект так называемого незавершенного действия. Он заключается в том, что всякое препятствие ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от его преодоления. В работах многих исследователей показано, что незаконченные действия формируют тенденцию к их завершению, при этом, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия. Можно сказать, что механизмы психологической защиты - это и есть некоторые специализированные формы замещающих действий.



Самооценка непосредственно связана с самоуправлением, саморегуляцией личности.

«Безумен тот, кто, не умея управлять собою, хочет управлять другими», - сказал Публий Сир.

Здесь уместны и слова Гете:

«Умен не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя».

Действительно, вряд ли можно считать умным того, кто в чужом глазу замечает соринки, а в своем и бревна не видит. Человек, ставящий перед собой чрезвычайно сложную задачу собственной перестройки, должен осознать, что у него имеется лишь два пути:

  • либо изменить ситуацию, вызвавшую мотив перестройки,
  • либо изменить себя в процессе преодоления трудной ситуации.

Саморегуляция (лат. regulare - приводить в па-рядок, налаживать) - это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.

Природа обеспечила человека не только способностью адаптации, приспособления организма к изменяющимся внешним условиям, но и наделила возможностью регулировать формы и содержание своей активности. В этом плане различают три уровня саморегуляции :

  • непроизвольного приспособления к среде (поддержание постоянства кровяного давления, температуры тела, выброс адреналина при стрессе, адаптация зрения к темноте и др.);
  • установки, обусловливающей слабо осознаваемую или неосознаваемую готовность индивида действовать определенным образом посредством навыков, привычек и опыта при предвосхищении им той или иной ситуации (например, человек по привычке может использовать излюбленный прием при выполнении какой-то работы, хотя информирован о других приемах);
  • произвольной регуляции (саморегуляции) своих индивидуально-личностных характеристик (текущего психического состояния, целей, мотивов, установок, поведения, системы ценностей и т.п.).

Отмечая тесную внутреннюю связь всех уровней, реализуемых в едином для них объекте - человеке, остановимся на последнем. С позиций рассматриваемой проблемы самосознания наибольший интерес представляет именно уровень произвольной регуляции. При этом следует учесть, что саморегуляция требует обязательного учета индивидуальных особенностей человека, его личностных характеристик и конкретных ситуативных аспектов. Включенность в процесс саморегуляции столь многочисленных взаимосвязанных факторов различной природы требует специального изучения. В рамках данного пункта представляется целесообразным ограничиться общими положениями о механизмах саморегуляции и иллюстративными примерами их действенности.

Саморегуляция базируется на совокупности закономерностей функционирования психики и их многочисленных следствиях, известных в виде психологических эффектов. Сюда можно отнести:

  • активирующую роль мотивационной сферы, порождающей деятельность (в широком смысле слова) индивида, направленную на изменение своих характеристик;
  • управляющий эффект психического образа, произвольно или непроизвольно возникающего в сознании индивида;
  • структурное и функциональное единство (системность) всех психических познавательных процессов, обеспечивающих эффект воздействия индивида на собственную психику;
  • единство и взаимообусловленность сфер сознания и бессознательного как объектов, через которые индивид реализует регулирующие воздействия на себя;
  • функциональную взаимосвязь эмоционально-волевой сферы личности и ее телесного опыта, речи и мыслительных процессов.

Начало саморегуляции должно быть увязано с выделением у себя конкретного мотивационного противоречия - своеобразного пароля для входа в себя. Именно такие противоречия являются движущей силой, стимулирующей перестройку отдельных сторон своей личности. В качестве примеров можно привести несоответствие материального уровня культурному, завышенные притязания относительно реальных возможностей. При выделении ведущих противоречий следует учитывать возможность непосредственного воздействия на управляющий фактор с нравственной, материальной и временной точек зрения.

Приемы саморегуляции построены на механизмах рефлексии, концентрации внимания, воображения, представления, релаксации, медитации, самовнушения, нейролингвистического программирования (НЛП) и др.. Рассмотрим примеры.

Самый ранний опыт самопознания и, следовательно, саморегулирования связан с телесными ощущениями. Этот опыт практически на протяжении всей жизни человека помогает ему формировать свой образ «Я» и совершенствовать личность. Мудрец Мишель Монтень в своих «Опытах» рассказал, что по мере многократного снятия с себя слепков у него росло ощущение «усовершенствованности» образца - оригинала. Не секрет, что поза, мимика, выражение лица, положение туловища, походка, осанка головы влияют на настроение человека. С тем же успехом настроение влияет на позу, походку, выражение лица. Известная киноактриса Софи Лорен не ошибалась, говоря, что ничто так не красит женщину, как убежденность в своей красоте.

Единство тела и внутреннего мира личности позволяет понять состояние и чувства собеседника. Вряд ли девушка поверит тому, кто произносит вечные слона «Я тебя люблю», сложив руки в «позу Наполеона». Кстати, эта поза на уровне подсознания практически исключает пылкость, чувственность признания в любви.

Язык - не просто оболочка мысли. В филогенезе человечества язык превратился в самый мощный фактор формирования, программирования внутреннего мира личности. Примитивность речи индивида свидетельствует об убожестве его духовного состояния. В языке отражается даже душа целого народа. В японском языке заложены вежливость, недопустимость прямого противостояния с собеседником, готовность соглашения с его возможными возражениями. Английский язык призван маскировать эмоциональность и восприимчивость натуры британцев, хотя, как и для любой нации, им эти черты характера далеко не чужды. В четкости, отрывистости звучания немецкого языка всплывают черты точности, аккуратности и порядка. По всей вероятности, процессы формирования, развития языка и личности в филогенезе протекали навстречу друг другу.

Усваивая язык, люди усваивают вместе с ним то, что в него заложено, и тем самым программируют свое повседневное поведение. Подсчитано, что в русском языке более 70 % слов общего лексикона, обозначающего характеристики человека, имеют негативное значение. В этой связи русской интеллигенции приписывается склонность к излившей самокритичности, недовольству собой, «самоедству» и, как результат, потребность все изменять, революционизировать: В книге «1984» Дж. Оруэлл пофантазировал о том, что происходит с людьми, если принудить их разговаривать на языке, из которого полностью иск п.. ясны слова, обозначающие желаемые для них состояния. Эти слова заменялись словами, отрицающими не желательные состояния (например, вместо «здоровье следовало говорить «не боль», вместо «радость» - «не горе» и т.п.). В результате люди думали не о желаемом, а о том, как бы избежать нежелательных состояний.

  • обозначать в общении с другими людьми (и мысленно для себя) свои желаемые (приятные) чувства, действия и состояния с помощью имен существительных. Например, «у меня большая радость», но не «у меня депрессия». Это объясняется тем, что употребление имен существительных для передачи своих переживаний и состоянии приводит к усилению этих со стояний;
  • избегать формулировок своих желаний, целей, намерений, опасений в грамматической форме отрицания. Когда человек говорит собеседнику: «Не переживай!», мозг последнего автоматически игнорирует частицу «не» и воспринимает фразу как команду на начало переживания.

Существенные ресурсы перемен в себе заложены в психических познавательных процессах: фантазии, воображении, памяти, представлении. Но все эти возможности имеют оговорку, начинающуюся с частицы «не». Несколько иллюстративных примеров.

В соответствии с законом «самореализующегося пророчества» представление индивида о своем будущем оказывает существенное влияние на его жизнь. Включаясь в реальную повседневную жизнь индивида, оно программирует ее, заставляет активнее искать то, что непосредственно касается имеющегося представления. Происходит своеобразное кодирование психики индивида знанием своего будущего. Среди популярных тестов имеется самооценочный тест под названием «Доживешь ли ты до 70 лет». Как правило, журналисты помещают его в многотиражных изданиях для развлечения читателей. Ответив на вопросы и получив отрицательный ответ, человек, у которого еще нет беспокойств по поводу своего здоровья, снисходительно улыбнется и забудет сей инцидент. Но как только появится повод (даже не причина) для беспокойства о своем состоянии, немедленно из памяти всплывает информация о результатах того самого теста и уже на протяжении последующей жизни будет корректировать поведение индивида.

Вопросы саморегуляции связаны и с ответом на вопрос «Жить прошлым, настоящим или будущим ?», не имеющим однозначной трактовки. Ясно только одно: взгляды, ценности и поведение различных людей зависят в сильной степени от преимущественной ориентации на время, которым они доролеат. Те, у которых главные ценности остались в прошлом, консервативны в своих взглядах, побуждениях, поступках. Те, кто живет сегодня «светлым завтра», в ущерб своему будущему игнорируют прошлый и даже настоящий опыт. Тем, кто живет по принципу «здесь и сейчас», ситуативная суета закрывает опыт прошлого и видение будущего. Объединить в себе все времена - задача психологически сложная и практически всегда требует от человека больше того, на что он способен. Переносясь во времени в те счастливые моменты, когда проявлялись лучшие стороны личности, индивид закрепляет в себе эти стороны. Проектируя образ своего будущего, индивид, избежав опасности превращения в маниловского мечтателя, становится более целеустремленным. Живя настоящим, Индивид получает возможность наслаждаться ежедневными мелкими радостями, но затруднит себе ответ на вон рос «Зачем я жил ?», который рано или поздно приходит к каждому живущему на земле.

На основе принципов саморегуляции психология предлагает множество эффективных тренингов по развитию самосознания. Вместе с тем следует прислушаться к такому совету: всякий тренинг - это лишь ткань, из которой вы сами можете сшить что-то нужное для себя. И это нужное будет вам к лицу, если во время шитья это лицо не упускалось ни на миг.

В результате продолжительных соматических болезней, эмоциональных перегрузок, депрессии или нахождения в пограничных состояниях, вызванных травмами физической или социальной природы, у человека могут наблюдаться нарушения сферы сознания. При этом они в первую очередь касаются способности человека осознавать себя, т.е. самосознания, и лишь затем возможна потеря способности к отражению объектов внешнего мира.

К нарушениям самосознания относят: деперсонализацию, дереализацию, депривацию телесной идентификации, помрачнение и выключение сознания, отсутствие саморегуляции. Деперсонализация характеризуется чувством потери себя или личностной идентификации. Человек становится незнакомцем по отношению к себе, к своей личности, теряет представление о своем образе «Я», столь долго формировавшемся в течение всей его жизни. Он ощущает себя лишним человеком в обществе, «пятым колесом в телеге», до которого нет никому дела. Собственно, аналогичные чувства он испытывает и по отношению к близким, родственникам, друзьям и знакомым.

Дереализация сопровождается потерей чувства существования окружающего мира и, конечно, собственного нахождения в этом мире. Депривация телесной идентификации характерна для состояний, когда человек не может «собрать» мысленно воедино отдельные органы своего тела, а иногда ощущает их существующими автономно от своего организма.

Помрачнение сознания проявляется в потере чувства времени, способности оценивать текущую ситуацию, в «кусочном» восприятии происходящих событий. Иногда при этом наблюдается эффект раздвоения личности: человек живет как бы в двух измерениях, противостоящих друг другу, в двух борющихся друг с другом личностях. Выключение сознания имеет широкий спектр проявлений: затруднение ощущения И восприятия внешних раздражителей из-за понижения порогов чувствительности, вялость мышления, примитивность речи, рассеянность внимания, застывшая мимика.

Нарушение саморегуляции имеет место чаще всего при испытании психических травм. Самосознание человека резко ограничивается и сосредоточивается исключительно на переживании недуга. Иногда теряется способность сравнивать свои действия с их результатами, корректировать допущенные ошибки.

-
процесс, характеризующий способность личности приводить свое поведение в соответствие с общепринятыми моральными нормами, оценками и профессиональными требованиями.


Смотреть значение Нравственная Саморегуляция в других словарях

Саморегуляция — -и; ж. Книжн.
1. Установление и поддержание биологическими, физиологическими системами внутреннего равновесия элементов, составляющих эти системы; саморегулирование........
Толковый словарь Кузнецова

Саморегуляция — - целесообразная самоорганизация поведения, объективная оценка реально достигаемых результатов.
Юридический словарь

Саморегуляция — в биологии, свойство биол. систем автоматически устанавливать и поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне те или иные физиол. или др. биол. показатели.........
Биологический энциклопедический словарь

Саморегуляция Этноса — - способность этнической системы развиваться в направлении, обеспечивающем уменьшение затрат биохимической энергии - пассионарности при сохранении существования и адаптации к среде.
Исторический словарь

Саморегуляция — (Self-regulation). Возможность управления событиями окружающей среды и собственным поведением. Бандура разделяет две группы факторов саморегуляции. Внешние факторы: подкрепления........
Психологическая энциклопедия

Саморегуляция Психического — (Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche) - понятие, базирующееся на компенсаторных взаимоотношениях между сознанием и бессознательным.Идея саморегуляции проходит........
Психологическая энциклопедия

Саморегуляция Психологическая — - целенаправленное изменение индивидом работы различных психофизиологических функций, для чего требуется формирование особых средств контроля за деятельностью.
Психологическая энциклопедия

Саморегуля́ция Физиологиче́ских Фу́нкций — форма взаимодействия биологических структур, обеспечивающая на основе принципа обратной связи поддержание на относительно постоянном уровне физиологических показателей.........
Медицинская энциклопедия

Норма Нравственная — - система идей и представлений о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие.
Социологический словарь

Саморегуляция — (от русск. само-и лат. regulo - устраиваю, привожу в порядок) - англ. self-regulation; нем. Eigenregulierung. 1. Свойство систем разных уровней сохранять внутреннюю стабильность благодаря........
Социологический словарь

Культура Нравственная — - уровень нравственного развития об-ва и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последоват. осуществления........
Философский словарь

Нравственная Деградация — - форма антимедиации, направленная на разрушение, дезорганизацию массовой нравственности, результат острейшего социокультурного противоречия, вызванного ростом........
Философский словарь

Нравственная Культура Личности — - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры об-ва; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках........
Философский словарь

Свобода Нравственная — - категория этики, охватывающая проблемы возможности и способности человека быть самостоятельной, самодеятельной и творческой личностью, выражать в моральной деятельности........
Философский словарь

САМОРЕГУЛЯЦИЯ — САМОРЕГУЛЯЦИЯ в биологии, способность биологических систем (на любом уровне организации жизни) к автоматическому установлению и поддержанию жизненных........
Экологический словарь

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЭКОСИСТЕМ — САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЭКОСИСТЕМ способность экосистем к изменению внутренних свойств и количественных характеристик отдельных составляющих экологических........
Экологический словарь

© 2024 pavel3333.ru -- Строительный портал - Pavel3333