Значение фрески в интерьере храма. Староладожские фрески - Св. Георгий и Ко Фрески православных храмов

Главная / Лаки, краски


Фрески Дмитриевского собора.
Построенный Всеволодом в самом конце ХII века, Димитровский собор был главгным княжеским собором, тогда, как Успенский собор был епископским кафедральным собором.
Посвящен собор Дмитрию Солунскому.
Интересна внутренняя отделка собора, наиболее древняя часть ее относится искусствоведами к ХII веку.
Фрески этого собора - один из самых замечательных памятников живописи домонгольского периода.
Вполне возможно, что эти фрески оказали влияние на творчество Андрея Рублева, особенно на росписи Успенского собора во Владимире. Так жеможно предположить, что и цветовая гамма образов Дионисия тоже имеет корни в этой живописи, которая создана либо в конце ХII века, либо в самом начале ХIII

Чудом уцелевшие во время разорений и варварских поновлений, они дошли до нас лишь частично. Но сохранились очень интересные сцены. Многие принципиально важные вопросы, связанные с их икорнографией, стилем, содержанием и смыслом, до сих пор не разрешены.
Сегодня, когда собор открыт для посещений, можно увидеть и фрагменты
внутреннего убранства храма, которых, повторюсь, сохранилось, к сожалению, совсем
немного.
Росписи XII века, обнаруженные в 1843 г., принадлежат композиции «Страшный Суд».

В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей на
престолах и ангелы позади них.




Деталь фрески «Страшный суд». Роспись северного склона центрального нефа.


*Апостолы и ангелы, северный склон, фрагмент, левая часть.


*Апостолы и ангелы, северный склон, фрагмент, середина.


*Апостолы и ангелы, северный склон, правая часть.



Деталь фрески «Страшный суд». Роспись южного склона центрального нефа.


*Апостолы и ангелы, южный склон, фрагмент, левая часть.


*Апостолы и ангелы, южный склон, фрагмент, середина.


*Апостолы и ангелы, южный склон, фрагмент, правая часть.

В малом своде под хорами — сцены рая:
трубящие ангелы, апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный
разбойник, «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, а
также Богоматерь на престоле.
Росписи Дмитриевского собора представляют собой оригинальный вариант
классического византийского стиля конца XII века. Их отличает
одухотворенность образов, пластичность фигур, тонкие сочетания красок.
Особенно поражает воображение совершенная красота ангельских ликов.


* Ангел. Дмитриевский собор.Южный склон западного свода центрального нефа.


*Ангел. Дмитриевский собор.Южный склон западного свода центрального нефа.


*Ангел. Дмитриевский собор.Южный склон западного свода, южный неф.


*Ангел. Северный склон..


*Ангел. Северный склон.

Следует отметить также необычную для того периода реалистичность в
изображении апостольских ликов, имеющих индивидуальные черты.


*Апостол Пётр. Дмитриевский собор. Западный свод южного нефа, северный склон.


* Апостол Павел. Дмитриевский собор. Северный склон западного свода центрального нефа.


* Апостол Симон. Дмитриевский собор. Северный склон западного свода центрального нефа.


*Апостол Фома. Дмитриевский собор. Южный склон западного свода центрального нефа.


*Апостол Андрей. Западный свод. Южный неф. Южный склон. Дмитриевский собор.


*Апостол Иаков.Западный свод. Южный неф. Южный склон. Дмитриевский собор.

Сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр, ведущий в рай святых жен, ик, «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом.



*Трубящий ангел Северный склон южного нефа.


*Апостол Петр, ведущий в рай праведных жне. Фрагмент.



Лоно Авраамово.


*Лоно Авраамово. Левая часть фрески.


* Лоно Авраамово правая часть фрески.


*Праотец Авраам с младенцем.


*Праотец Иаков.


*Праотец Исаак.

Необычно также развернутое изображение райского сада: деревьев с пальмовыми
ветвями; решетка, поддерживающая виноградные лозы; птицы, клюющие
виноград.


*Райский сад.

Интересна история реставрации фресок, из которой станет понятно, почему так мало осталось подлинных фресок ХII века.

В 18 веке фрески собора были переписаны маслом . При реставрации 1839-1843 гг. их сбили, а стены "перетерли" для новое "расписание" Новые фрески исполнил полешанин Михаил Сафонов. При удалении масляных росписей в 1839 году были случайно под двумя слоями штукатурки обнаружены подлинные фрески ХII века. В 1840 году архиепископ Парфений донес об этом Синоду. Синод в 1843 году рассмотрел рапорт Парфения и постановил: " Сохранить случайно открывшуюся во Владимирском Дмитриевском соборе... живопись с тем, чтобы исследовано было в точности, к какому времени она может быть отнесена". По иерархической цепочке доложили Николаю I. Тот дал соответствующие распоряжения и во Владимир прибыл художник-археолог Ф.Г. Солнцев. Тот осмотрел фрески, сделал копии и поручил расчистку Сафонову под наблюдением Парфения. Расчистка была закончена в 1844 году. До 1890 г. их никто не трогал. Но в 1890 г., как считает И.Э. Грабарь, фрески вновь "подновляли".

Первая научная реставрация была проведена в 1918 году Всероссийской комиссией по раскрытию и сохранению памятников живописи во главе с Грабарем. Раск4рытые тогда фрески удалось сохранить не все. При сравнении записей Грабаря и того, что есть сегодня, некоторых фрагментов не хвчатает. Утрачены. Была уничтожена и роспись, которую И.Э. Грабарь определил как результат сочинительства Сафонова.

В 1919 г. храм был закрыт для богослужений и передан Владимирскому музею.

В 1948-50гг. была снята роспись масляными красками, выполненная М. Сафоновым.

В 1952 году при удалении кирпичных "закладок" бывл обнаружен еще один фрагмекнт росписи 12 века. - часть орнамента и неба.

Вопрос об авторах- мастерах - самый темный. До сих пор нет единого мнения ни об их количестве, ни о происхождении. Первые предположения делал Грабарь. Он считал, что авторов двое и они были греками. Это мнение оспорено многими специалистами по древнерусскому искусстив, так как он допускал ошибки в атри буции фресок еще на этапе реставрации 1918 года. (А.И. Анисимов. "Домонгольский период древнерусской живописи" М. 1928 г. стр.111-119). Поэтому и в определении авторства более приемлемым считают мнение А.И. Анисимова и В.Н. Лазарева, которые считают, что мастеров было не менее пяти и что среди них был и русский мастер. (Н.В. Лазарев. "Русская средневековая живопись" М.1970 г. стр. 28-42).


* Свод с фрагментом фрески южного склона центрального нефа западного свода.


В своем сообщении я использовала материалы из книг:
В.Плугин "ФРЕСКИ ДМИТРИЕВСКОГО СОБОРА" 1974 г, на страницах которой впервые была осуществлена полная публикация фресок в цвете.,
Н.В. Лазарев. "Русская средневековая живопись" 1970 г.
Г.Н.Вагнер "Старые русские города", 1984 год
А.И. Анисимов. "Домонгольский период древнерусской живописи" 1928 г.
Фотографии со значком * выполнены В.Мониным и Ю.Григоровым.
Остальные фото из интернета.

Как добраться:
Адрес: Владимирская область, г. Владимир, Соборная площадь
Автобус: прямые и транзитные автобусные рейсы из Москвы

Внутреннее убранство храма не должно выглядеть «как Библия для неграмотных» по выражению Григория Богослова.

Каждый храм должен иметь свое лицо, при этом соблюдая законы канонической росписи.

Каждый отдельный элемент росписи храма - есть часть органичного, неделимого целого, построенного на основе определенных принципов. Чтобы создать роспись стен в храме, художник должен сочетаться с богословом. Например, иеромонах и живописец Дионисий в своем трактате «Ерминия или Наставление в живописном искусстве», дает первый совет для художника-иконописца :

«Желающий научиться живописи пусть полагает первое начало и несколько времени упражняется в черчении и рисовании без всяких размеров, пока навыкнет. Потом пусть совершится моление о нем Господу Иисусу Христу пред иконою Одигитрии.»

Сотворив молитву, можно приступать к делу

  1. Роспись храма начинается от купола и барабана храма сверху вниз, спускаясь к основному объему церковного четверика.
  2. Затем начинается роспись алтаря храма, на хорах и под хорами.
  3. Расписывается притвор храма, вход, и нижние многофигурные композиции в четверике.
  4. Наконец, пишутся орнаменты в самом низу храма.

Начиная работу с купола храма, художник словно показывает своей работой, что есть главное в Божием храме, постепенно спускаясь в процессе работы до нижнего, наземного уровня высотой в человеческий рост.

Для ответственной работы в намоленном месте нужна бригада хорошо сработавшихся художников.

Материалы для художественных работ могут сочетать несколько типов краски, в зависимости от композиции. Например, для фигурных композиций можно применять одни краски, для орнаментов другие.

Подойдут силикатные, масляные краски, художественный акрил .

Вновь обратимся к труду иеромонаха Дионисия:

«Какие краски употребляются для стенной живописи и какие не употребляются

Иконные белила, ярь от меди, голубая краска (лахури), лак и арсеник не употребляются для стенной живописи, а прочие краски все употребляются. Однако о киновари надобно знать тебе, что если расписываешь наружную часть храма на таком месте, где дует ветер, то не клади ее, потому что она чернеет, а замени светло-коричневою краскою. Если же расписываешь внутренность храма, то прибавь к киновари немного стенных белил и константинопольской охры, и она не почернеет.»

Основные этапы в работе по росписи стен храма:

Разметка под роспись храма

  • Оштукатуривание, грунтовка и покраска стен;
  • расчерчивание стены, калькирование;
  • выполнение линейных рисунков на стене;

Изображение основных архитектурных элементов

  • Прорисовка филенок, фонов;
  • изготовление бумажных трафаретов для рисования орнаментов;
  • выполнение росписи кистью, доработка.

Роспись купола храма, орнаменты и изображения архангелов

  • Прорисовка фонов под орнаментами и изображениями;
  • фигурные композиции святых в декоративном оформлении;
  • применение золотой краски (например, матовой краски Keim Soldalit).

Роспись под площадкой хоров

Архитектурные элементы, орнаменты наносятся с помощью кальки и трафаретов. Применяются трафареты для шрифтов на старославянском языке.

Роспись алтаря

Строго по канону расписываются восточные стены алтаря, апсиды. В центральной части образ Господа Вседержителя, восседающего на троне, или образ Христа, причащающего двенадцать апостолов.

В большом храме может быть несколько алтарей и престолов. Роспись алтаря чаще всего производится масляными красками, для достижения естественных цветов и оттенков.

Примеры росписи стен в православных храмах

Благовещенский собор (Московский Кремль)

Благовещенский собор Московского Кремля невелик по размерам, ведь он предназначался лишь для Великокняжеской семьи.

Собор был сооружен в 1489 году мастерами из Пскова.

Икона Богородицы из Деисусного чина, при входе в собор со стороны западной галереи, словно приглашает войти в церковь.

Уникальные сохранившиеся росписи, сделанные сыном Дионисием, художником Феодосием, с братиею. Средневековая артель, безымянная братия, сотворила для нас уникальную роспись, на которой лики выглядят словно живые.

Художники тех давних лет были обязаны сами изготавливать краску для росписи.

Вернемся к монументальной, настенной росписи Благовещенского собора. Трижды он украшался фресками в процессе переустройства.

Роспись собора называют многословной, состоящей из циклов. Каждый цикл состоит из подробных сюжетов, которые усложняются добавлением эпизодов и персонажей. Роспись стен Благовещенского собора Кремля сохранилась со времен Иоанна Грозного. Есть уникальные персонажи, которые не принято изображать в православных храмах :

  • Греческие мудрецы Аристотель (со свитком, на котором написано «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»), Гомер, Плутарх, Менандр, Птолемей, Анаксагор. Эллинские мудрецы словно провозвещают рождение Христа.
  • Древнеримские пророчицы Сивиллы.

Собор Святой Софии (Софийский собор), Киев

Сердцевина Софийского заповедника, православный храм XI века в стиле украинского барокко. Храм построен князем Ярославом Мудрым и сохранил уникальные фрагменты стенописи XVII-XVIII вв., больше 3000 м2.

В древности все боковые стены Софийского собора были украшены росписью водяными красками по сырой штукатурке. В XVII веке галереи, башни и хоры были обновлены клеевой краской. Поврежденные фрески были оштукатурены и забелены.

Новые требования эпохи привели к тому, что в XVIII веке были нанесены новые масляные изображения поверх фресок. Спустя век новую масляную живопись расчистили. Сюжеты древних фресок были повторены.

В соборе, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, были проведены реставрационные работы в наши дни. Восстановлены древние фрески, и там, где они были утеряны, оставлена живопись позднего периода.

В Соборе Святой Софии поражает синяя, глубокая лазурь на стенах храма. Как этого добивались художники по росписям храма в древности? Вот что пишет иеромонах Дионисий в труде «Ерминия, или наставление в живописном искусстве »:

«Как лазурью освещать стены.

Положи лазурь на плиту, подбавь к ней немного синели (), называемой хинти (индиго), чтобы лазурь не плесневела на стене, и сколько положил синели, столько же примешивай и стенных белил, сотри все это хорошенько и собери в чашку. Потом сперва прогрунтуй стену белилами, сваренными с льняным маслом, затем покрой черною краскою, и наконец освети лазурью. Отсвет ее делается и на черной умре и на темно-коричневой краске.»

В храме, созданном при Ярославе Мудром, имеется уникальная фреска «Групповой портрет семьи Ярослава Мудрого». На фреске Ярослав держит макет Софийского собора, рядом с князем жена Ярослава и княгиня Ирина. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.

По легенде, у фигуры Христа, к которому идет княжеская семья, стояли также князь Владимир и княгиня Ольга.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

На берегу реки Костромы, недалеко от ее впадения в Волгу в XV-м веке основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь с каменным Троицким собором с двумя приделами.

Фресковый цикл Троицкого собора покрывают стены, словно ковром. Они расположены в пять ярусов и весь цикл состоит из восьмидесяти одной композиции. Артель иконописцев во главе со знаменитым Гурием Никитиным и Силой Савиным расписала собор за три месяца 1685 года. Эту грандиозную работу сумели сделать 18 человек! В воображении невольно возникают картины необыкновенно самоотверженного труда артели. Написание фресок в Троицком соборе был завершающим аккордом великого мастера.

Гурий Никитин прожил свою жизнь бобылем, был аскетом и подвижником. В писцовой книге XVII века назван и двор иконника бобыля Гурия Никитина, о котором только одна фраза: «Пожитком добре худ», - то есть он был очень бедным человеком.

«Наименьший из живописцев», как в то время скромно себя величали мастера-монументалисты, расписывал стены храмов во многих городах, в том числе и в Московском Кремле: Успенский и Архангельский соборы. В кремле Ростова Великого - Успенскую и Воскресенскую церковь.

Одна из самых известных фресок Ипатьевского монастыря - «Страшный суд » на западной стене Троицкого собора. Когда входишь в храм, застываешь от удивительного зрелища этой монументального произведения. Это одна из самых древних фресок собора и датирована 1654 годом.

Пример иконописца Гурия Никитина ярко показывает какие требования предъявлялись к живописцам, создающим фрески на стенах церквей. Во всякое время художники, работающие в храмах, должны ценить свое призвание.

В наше время, когда появляется все больше храмов, на подобные работы много заказов. Цены зависят от объема работы, сложности образов. Конечно, подвижника и аскета наподобие Гурия Никитина сегодня не сыскать, но добротного художника встретить вполне возможно.

На момент написания статьи такие расценки:

От 4000 руб м2, с учетом эскизов и проектов, но без подготовки стен и лесов и до 7 000 руб м2

стоимость материалов; (~150 т руб на 1000 м2 росписи)

Надпись на стене Благовещенского Собора в Кремле послужит вдохновением для всех художников, чье призвание - монументальная роспись в храмах: «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»

Всем творческих удач!

Фрески собора Светицховели - это росписи на стенах собора, сделанные в XI, XVI и XVII веках, и сохранившиеся только фрагментарно. Здесь можно видеть редкую сцену Страшного Суда, фигуру Святого Христофора, портрет царицы Мариам и тд. Во многих случаях мы видим сейчас поздние фрески эпохи упадка грузинской живописи.

Фрески собора много раз гибли и повреждались. Кое-что было уничтожено во время нашествий Тамерлана в 1380-е годы. В XVI и XVII веках во время нашествий персы соскабливали лица на фресках, и эти царапины хороши видны еще сейчас. В 1830-е годы, когда ожидался визит императора Николая I, их забелили, чтобы собор принял более чистый и официальный вид.

Сейчас фресок всё же много и перечисление их - дело непростое. Упомянем основное известное.

Столп

Те, кто изучил историю строительства храма , уже знают, что храм построен на месте, где рос священный кедр. Кедр был срублен и превращён в колонну, которая была установлена непосредственно на собственный пень. Или базу колонны поставили прямо на корни - сейчас уже трудно сказать. С некоторых неизвестных науке пор эта колонна перестала быть несущей колонной и превратилась в свободно стоящий столб. В XVI веке её окружили высокой каменной стенкой и она превратилась фактически в каменную башенку. В том же веке эта башенка была расписана фресками. Эти фрески поздние и довольно посредственные с художественной точки зрения.

Расписаны три стороны столба. С Запада - сцены воскресения и распятия, с юга - сцена установки Столба, с востока то же самое. На северной стороне фресок нет. Там раньше висела икона "Троица", а в 2017 году повесили "Христа Пантократора".

И тут самое интересное, конечно же, на западной стене. Стена поделена на 4 секции, в верхней правой изображено распятие. По обеим сторонам распятия видим нечто, напоминающее медуз. Красную и белую. Или серую. С 1980-х годов пошли слухи, что это летающие тарелки. Время от времени эти слухи реанимируют. Например, один сайт 25 июля 2017 года опубликовал новость под заголовком: В храме Светицховели в грузинском городе Мцхета на фреске, изображающей распятие Иисуса Христа, найдены странные объекты, похожие на летающие тарелки. Возможно эта икона — свидетельство существования внеземных цивилизаций .

Действительно это немного похоже на летающих медуз, хотя на самом деле это визуализация библейской фразы "Солнце обратится во тьму и луна в кровь, когда настанет день Господень, великий и славный ". Так что красная медуза - это кровавая луна. Хотя это может быть и очень тонкая отсылка на пророка Исайю: "И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме " (24:23).

Изображение солнца и луны - это некая символическая условность, но она плотно вошла в православную иконографию. Черные и красные лица на иконах изображались часто. Например, на миниатюре в Евангелии Рабулы, одном из очень ранних изображени распятия (586 года) оно выглядят так:

Более того, в России они изображаются по сей день. Вот, например, вполне современная резная икона. На ней даже подписано, где солнце и где луна.


Те же солнце и луна присутствуют на знаменитой иконе Рафаэля "Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами" (1503). Причём у Рафаэля красная луна слева от Распятия, как в Светицховели. Мораль всего этого: Луна на изображении Распятия - явление давнее и массовое, и не знать об этом можно только по безграмотности.

Страшный суд

Наибольший интерес обычно вызывает фреска южной стены, где нарисована сцена Страшного Суда. В Библии эта сцена упоминается у пророка Иезекииля и в Апокалипсисе. Строго говоря, это не Страшный Суд, а Второе Пришествие.

В России она иногда называется "Иезекиилево видение". Таких фресок в мире немного. Принято думать, что они стали появляться в XIV - XV веках в эпоху увлечения всякой мистикой. По другой версии, их появление связано с изменением формата литургии, когда начали на службе зачитывать Апокалипсис.

Центральное место на этой фреске занимает фигура Христа в окружении ангелов и зодиакального круга. Ангелов часто принимают за фигуры апостолов (и автор этого текста много лет так думал), хотя это именно ангелы, с крыльями, и их не 12, а 10 (плюс Херувимы и Престолы).

Фигура Христа - это так называемый "Христос Пантократор", конкретно версия, известная в России, как "Спас в Силах". Современным языком она бы называлась "Спаситель в окружении небесных сил". То есть, в окружении ангелов. На фреске изображен Христос на троне с Евангелием в левой руке. Евангелие выглядит как свиток с текстом. Обычно там написано "Придите ко мне все страждущие...".

За Христом красный ромб - символ земли (красный цвет символизирует землю, а ромб - четыре стороны света). Внутри ромба можно рассмотреть красные крылья - это Престолы, ангелы высшей иерархии. В Грузии их называют сакдари . Обычно их рисуют полупрозрачно, но здесь они красные. (Ниже есть Престолы в другом формате, так что может быть, это какая-то другая иерархия)

С внешней стороны ромба видны четыре фигуры: орла, быка, льва и человека. Это отсылка на видение из 4-й главы Апокалипсиса:

Вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему .

В Апокалипсисе это в свою очередь отсылка к тетраморфу - зверю с четырьмя лицами из видения пророка Иезекииля. Иногда считается, что эти фигуры - символы апостолов (теория Иринея Лионского).

Все эти фигуры вписаны в круг с греческим текстом из первых стихов 148-го псалма:

1 Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.

2 Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его.

3 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.

Эта круговая надпись имеет очень важное значение, она поясняет смысл изображённого: вокруг этой надписи именно упомянутые ангелы, солнце, луна и звёзды. Которые хвалят Господа.

Далее ещё один внешний круг, разделенный на 13 секций. В них 10 ангелов, два херувима и в самом низу два колеса. Ангел в самом верху - это Архангел Михаил, который распознается по белому кругу в левой руке - эти символ предвидения (так наз. Зерцало). Он главный в ангельской иерархии, поэтому и сверху. Имена остальных ангелов установить сложно. В традиции много систематизаций ангелов, и которой придерживались художники, мы уже не знаем.

Проблема тут в том, что Архангелов обычно 7 (Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил). В круге же их 10. Кто именно добавлен - непонятно. Это может быть архангел Сихаил.

Два колеса в нижней части ангельского круга - это тоже Престолы. Это колёса из видения Иезекииля. Они почти всегда видны на изображении Христа Пантократора. Например, у христа в алтарной апсиде тоже есть. По канону рисуются так:

Некие колёса упоминаются и в 7 главе книги пророка Даниила: "престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь".

Вокруг ангелов - 12 знаков зодиака, звезды, солнце и луна. Это, вероятно, символ вселенной или даже "воинства небесного", к которому иногда относили звёзды, а иногда и ангелов. Оно как бы намекает на власть Христа над физической частью Вселенной. Эти символы созвездий часто вызывают смущение зрителей из-за сомнительных ассоциаций на астрологию, но в Грузии тех лет астрология едва ли существовала, так что это, вероятно, просто астрономические символы.

Зодиак в Светицховели - наверное, самый знаменитый, хотя и не единственный. Аналогичные иногда встречаются на фресках и даже на резьбе фасадов (напр. в соборе Сен-Лазар в Отене) и именно в сцене Страшного суда. Кому интересно: вот почти точная копия (того же XVI века) из греческого монастыря Декулу:

Так уж сложилось, что в наше время знаки зодиака волнуют людей несколько больше, чем ангелы, и вызывают больше обсуждений. Существуют целые астрологические посты, где приводятся такого типа зодиаки в храмах и делается вывод, что церковь в прошлые эпохи признавала и уважала астрологию. На самом деле не признавала и не уважала, хотя бы потому, что до XV века её практически не было. В Грузии такого рода картинки могли пониматься как поэтические образы из восточной поэзии.

Вокруг основного круга с ангелами нарисовано еще много всего. Вероятно, это сцена "Земля и море отдают своих мертвецов". Обычно такие сцены рисовались не по Библии, а по сочинению Ефрема Сирина «Слове на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа», и там все настолько засимволизировано, что расшифровать смысл изображения практически невозможно.

Купол

Иезекиилево видение явно не давало покоя авторам светицховельских фресок. Они упрощённо повторили его и в росписи купола, которая сохранилась довольно плохо. Там так же изображен Христос Пантократор, фигуры зверя-тетраморфа и колёса (престолы) с херувимами.

Алтарная ниша

И в третий раз Пантократор изображен в алтарной нише. Это самая крупная и самая заметная фигура в храме. Иисус в левой руке держит Евангелие, а жест правой руки иногда трактуется как плагословение. Но иногда как жест, призывающий к молчанию. И на этой фреске мы снова видим колёса, причём даже с языками пламени. Это уже прямая отсылка на вышеупомянутый фрагмент из пророка Даниила. Фреска выглядит хорошо, но в основном это реставрация XIX века.

Трон патриарха

Фресками расписан и каменный трон патриарха у дальней правой колонны. Это хороший пример поздней грузинской росписи: вместо виноградных листьев (как было принято до XV века), мы тут видим абстрактные золотые линии, явно заимствованные из персидской культуры. Отличная иллюстрация грузинской живописи эпохи упадка.

Фрески (росписи водяными красками по сырой штукатурке)

Фрески украшали в древности все боковые стены Софийского собора , галереи, башни и хоры. В XVII веке первоначальная живопись во время ремонта частично обновлялась клеевой краской. На рубеже XVII-XVIII веков древние фрески Софийского собора в Киеве , в то время поврежденные, были оштукатурены и забелены. В XVIII веке на первоначальной стенописи были сделаны новые масляные изображения, которые отвечали требованиям эпохи. В середине XIX века фрески были расчищены из-под росписи XVIII века и снова закрыты масляной живописью, которая не отличалась художественной ценностью, хотя сюжеты её в основном повторяли иконографическую схему древних фресок, сохранившихся к тому времени.

Трансепт. Северная сторона. Схема размещения фресок:

Трансепт. Южная сторона. Схема размещения фресок:

В процессе современных реставрационных работ в Софийском соборе фрески XI века расчищены из-под позднейших наслоений, укреплены места отслойки фресковой штукатурки. Поздняя живопись оставлена в местах, где фрески потеряны, для сохранения единства стинописного ансамбля Софийского собора . В отдельных местах сохранились композиции XVII и XVIII веков.

фреска "Сошествие Христа в ад" ("Сошествие во ад"). Трансепт. Северная сторона:

фреска "Сошествие Христа в ад". Пророки. Фрагмент

Фреска "Сошествие Святого Духа". Фрагмент. Трансепт. Южная сторона:

К системе фресковой росписи Софийского собора входят многофигурные сцены, изображения святых в полный рост, полуфигуры святых, многочисленные орнаменты.

В центральном подкупольном пространстве видим многофигурные евангельские сцены повествовательного характера - о деяниях и жертве Христа, о распространении христианского вероучения. В древности композиции размещались в хронологической последовательности по кругу, слева направо, сверху вниз тремя регистрами. Начальные сцены цикла были изображены на своде трансепта и западной части центрального нефа. Ни одна из фресок верхнего регистра не сохранилась до наших дней.

Сцены среднего регистра размещены под сводом над тройными аркадами и начинаются в северной части трансепта двумя композициями - "Отречение Петра" и "Христос перед Каиафою". Далее повествование переходит на южную часть трансепта, где размещена композиция "Распятие". Остальные фрески среднего регистра не сохранилась.

Фрески нижнего регистра размещены над восьмигранными столбами трансепта. На северной стене Софийского собора сохранились сцены "Сошествие Христа в ад" и "Явление Христа женам-мироносицам", на южной - "Уверование Фомы" и "отсылки учеников на проповедь". Наряду с последней композицией на смежной стене видим заключительную сцену всего евангельского цикла - "Сошествие святого духа".

Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Композиция находилась на северной, западной и южной стенах главного нефа. О центральной части этой композиции, размещенной на западной стене, которая не сохранилась, известно из рисунка Абрагама 1651 года. На рисунке изображены Ярослав Мудрый с макетом Софийского собора в руке, жена Ярослава княгиня Ирина. Они идут к фигуре Христа, у которого, возможно, стояли князь Владимир и Ольга - основоположники христианства на Руси. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.

Фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрагменты. Центральный неф:

Фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого:

1. Реконструкция В. Лазарева: слева от Христа - княгиня Ирина с дочерьми, справа - Ярослав Мудрый с сыновьями

2. Реконструкция С. Высоцкого: слева от Христа - князь Владимир и Ярослав с сыновьями, справа - княгиня Ольга и княгиня Ирина с дочерьми

3. Реконструкция А. Поппе: слева от Христа - Ярослав с сыновьями и дочерью, справа - княгиня Ирина с дочерьми

Фреска очень пострадала во время реставрации XIX века. На южной стене сверху фрески маслом были изображены фигуры великомучениц, на северной стене - святых. Расчистка этих фресок осуществлена после организации Софийского заповедника в 1934-1935 годах. На северной стене Софийского собора , кроме фрески, видны три фигуры, изображенные в XVIII веке, и голова святого - в XIX веке.

То обстоятельство, что фресковая композиция плохо сохранилась, и отсутствие первоначальных надписей затрудняют реконструкцию всей сцены и определение каждой из фигур. Хотя четыре фигуры на южной стене широко известны как портреты дочерей Ярослава, существуют научные гипотезы, определяющие эти изображения как мужские (в частности, две первые фигуры со свечами в руках). Портрет семьи Ярослава Мудрого, размещенный в центре собора, служил утверждению княжеской власти. И теперь, глядя на изображенных на портрете людей, мы вспоминаем о связях киевского княжеского дома с крупнейшими государствами Европы. Жена Ярослава Мудрого Ирина (Ингигерд) была шведской принцессой, его сыновья, Святослав и Всеволод женились на греческих царевнах, а дочери - Елизавета, Анна и Анастасия - были королевами Норвегии, Франции и Венгрии. Фресковый портрет семьи Ярослава Мудрого - это уникальный памятник древнерусского портретной монументальной живописи.

Другие росписи на первом этаже Софиевского собора имеют религиозный смысл. Фрески бокового алтаря Иоакима и Анны рассказывают о деве Марии и ее родителей, фрески алтаря Петра и Павла - о деяниях апостола Петра.

Фрески южного (Михайловского) бокового алтаря Софии Киевской посвящены архангелу Михаилу, который считался покровителем Киева и княжеской дружины: в апсиде видим монументальную полуфигуру Михаила, под ней - фигуры святителей. На своде перед апсидой изображены сцены "Единоборство с Иаковом" (северный склон) и "свержении сатаны" (южный склон). На сводах в предалтарной части нефа Софийского собора сохранились фресковые композиции "Явление архангела Захарии", "Явление архангела Валааму" (северный склон свода) и "Явление архангела Иисуса Навина" (южный склон свода). В Михайловском алтаре на южной стене сохранилась деревянная ставня (оконница) XI века. Под ней - композиция XVIII века "Чудо архангела Михаила в Хонех".

Фреска "Апостол Павел". Фрагмент. Боковой алтарь Петра и Павла:

Фреска "Апостол Петр". Фрагмент. Боковой алтарь Петра и Павла:

Фреска Сцена из "Жития Петра". Голова мальчика. Фрагмент. Алтарь Петра и Павла:

Фреска "Воин". Центральный неф. Юго-западный подкупольный столб:

Северный боковий алтарь Софийского собора посвящен святому Георгию - духовному патрону князя Ярослава Мудрого (крещеное имя князя - Георгий). В своде апсиды видим полуфигуру Георгия, под ней - святителей. На своде алтарной и предалтарной частей были изображены сцены из жития Георгия. Из них фрагментарно сохранились композиции "Допрос Георгия Диоклетианом", "Мучения Георгия в овраге с известью" и др.

На северной стене, слева прохода в бывшую галерею сохранилось фресковое изображение мужчины в светском одежде с поднятыми руками. Существует предположение, что это - фрагмент большой композиции "Ярослав Мудрый перед святым Георгием", не осталась, и фигура мужчины - это изображение князя.

В Георгиевском боковом алтаре привлекают внимание два нарисованы мужские головы в своде алтаря, слева от изображения Георгия. Эти рисунки выполнены процарапыванием фресковой фона, очевидно, во время реставрационных работ XIX века.

Фреска "Святой". Георгиевский предел, алтарь:

Фреска "Святая Варвара". Фрагмент. Центральный неф. Северо-западный крестообразный столб:

Фреска "Пророк". Фреска XI ст. Георгиевский алтарь:

Фреска "Святой Николай". Фреска XI ст. Центральный неф:

Фреска "Святая". Фреска XI ст. Центральный неф:

Фреска "Неизвестная святая". Боковий алтарь Георгия:

Фреска "Святая Надежда". Боковий алтарь Георгия:

Фреска "Явление архангела Валааму". Фрагмент. Боковий алтарь Михаила:


Фреска "Неизвестный святой". Южная внутренняя галерея:

Фреска "Святой Фока". Южная внутренняя галерея:

Фреска "Святой Филипола". Южная внешняя галерея (западная часть):

Фреска "Святая Евдокия". Западная внутренняя галерея:

Фреска "Святой Федор Стратилат". Фрагмент. Северная внутренняя галерея:

Фреска "Неизвестный святой". Боковий алтарь Георгия:

Большое место в системе росписей Софийского собора занимают отдельные фигуры святых. Среди них - изображения мучеников, святителей, апостолов, святых воинов и др. В западной части, где во время богослужения находились женщины, преимущественно изображены "святые жены" - Варвара, Ульяна, Кристина, Екатерина и другие. Выделяются яркостью образов четыре женские фигуры в медальонах в западной части Георгиевского бокового алтаря.

К сожалению, первоначальная сочность цветов большинства фресок Софийского собора не сохранилась. Фресковые изображения были выполнены на голубом фоне. В росписях преобладали темно-красные, охристые, белые и оливковые цвета. Особое внимание художники уделили описанию лиц, создав замечательную галерею образов с индивидуальной характеристикой. Привлекают внимание фигуры апостола Павла (алтарь Петра и Павла), Варвары (западный трансепт), Фоки (южная внутренняя галерея), Федора (северная внутренняя галерея) и многие другие.

Фреска "Крещение". Фрагмент. Апсида крещальни:

Фреска "Сорок Севастийских мучеников". Фрагменты. Крещальня:

Как мозаичные, так и фресковые росписи Софийского собора органически связаны с архитектурными формами интерьера. Им присуща декоративность, четкость художественного языка, глубина и выразительность образов.

Фреска "Император Константин". Фреска XI века. Михайловский придел:

Фреска "Император Юстиниан". Фреска XI века. Придел Иоакима и Анны, алтарь:

Фреска "Вручение Марии кокцина и пурпура". Фреска XI века. Придел Иоакима и Анны, алтарь:

фреска "Единоборство архангела Михаила с Иаковом". Фреска XI века. Михайловский придел, алтарь:

Фреска "Фигура князя" (?). Фреска XI века. Георгиевский придел:

фреска Архангел:

фреска Святой Георгий Фрагмент:

фреска Благовещение. Архангел Гавриил. Фрагмент:

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • «Дом, который следует выстроить для Господа, должен быть весьма величественен, на славу и украшение пред всеми землями» (1 Пар. 22,5)

    Традиции храмовой росписи

    Традиция благолепного убранства храма идёт ещё от ветхозаветных скинии и Иерусалимского храма Соломона, которые по указанию Самого Бога были богато украшены, в том числе изображениями херувимов, пальм, плодов и цветов.

    Первые христианские изображения появляются около 200 года. Так, например, в доме в Дура-Европос (Месопотамия), реконструированном христианской общиной для своих целей, крещальню украшали фрески. В катакомбы верующие принесли символы и знаки: виноградную лозу - символ жертвенной крови Христа и причащения , крест , якорь - символ надежды и др. Изображение является уже не украшением помещения, а прежде всего носителем смысла.

    Искусство христианских катакомб ставит перед собой задачу выбора из огромного круга сюжетов Ветхого завета и Нового завета наиболее показательных и подходящих. В помещениях раннехристианских катакомб можно видеть и начало формирования иконографических программ. Так, во входной зоне присутствуют изображения, ассоциативно связанные с темой Крещения , в зоне ниши - с евхаристической тематикой, а в верхнем регистре помещений - с райскими аллегориями.

    После победы христианства и иконопочитания в византийский период развитием иконографии руководили несколько. Во-первых, образ должен был являть тождественность с прообразом, узнаваемость. Иконы стали не просто создавать в соответствии с установленными правилами, но и снабжать соответствующими надписями. Теперь молящийся мог входить в контакт с образом, который должен был располагаться к нему лицом, чтобы между ними происходила подлинная встреча. Во-вторых, каждый образ должен был занимать приличествующее ему место в соответствии с иерархией: сначала - Христос, затем - Богоматерь, потом ангелы и святые в надлежащем порядке старшинства. Вобравшую эти принципы сисцерковного убранства стали применять в храмах, начиная с IX в. - чаще всего, спланированных в виде вписанного в квадрат креста с куполом посередине. Этот совершенный тип византийского крестово-купольного храма, предоставлявший наилучшие возможности для иерархического расположения образов, и был перенесён на Русь.

    История Древней Руси, изобиловавшая вражескими набегами и пожарами, оставила нам лишь малую часть богатейшего наследия живописного убранства храмов. Укажем лишь несколько из уцелевших. В Киевской Кирилловской церкви до наших дней сохранилась фресковая живопись XII века. В центральной аспиде размещены изображения Евхаристии и святительского чина, на предалтарных столбах - Благовещения и Сретения, на южной и северной стенах - Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы . Всё пространство притвора занимает изображение Страшного Суда - одно из наиболее ранних в росписи русских храмов. Церковь в честь Преображения Спаса на Нередице (1198 г.) в Великом Новгороде приобрела мировую известность благодаря своим фресковым росписям, покрывавшим все внутренние поверхности стен и сводов. Фрески не только обладали самостоятельной ценностью, но и прекрасно согласовывались со структурой храма, образуя синтез архитектуры и живописи. Интерьер собора в честь Преображения Господня Псковского Мирожского монастыря (1140 г.) также полностью расписан фресками, сохранившимися до наших дней.

    Центральный медальон с Христом Пантократором в куполе размещается таким образом, что его можно различить при взгляде с запада на восток. Под образом Вседержителя по нижнему краю сферы купола изображаются серафимы (силы Божий). В барабане купола - восемь архангелов, небесных чинов. В барабане купола изображаются и апостолы, там же ниже - пророки. Порядок расположения пророков может быть обусловлен порядком расположения праздников на стенах и сводах храма. В частности, надписи в свитках пророков могут соответствовать праздникам, находящимся рядом. Апостольский чин барабана строится, исходя из иерархического первенства первоверховных апостолов Петра и Павла , а также первозванных апостолов (Андрея, Петра, Иакова и Иоанна). Надписи скуфьи купола могут представлять собой краткие тексты аллилуариев, прокимнов и запричастных стихов великих праздников.

    Средняя зона храма посвящается жизни Иисуса Христа. Классический цикл состоит из сцен двунадесятых праздников: Благовещения, Рождества, Сретения, Крещения, Преображения, Воскрешения Лазаря, Входа в Иерусалим, Воскресения (Сошествия во ад), Вознесения, Сошествия Святого Духа и Успения Богородицы, а также Распятия. К этому ряду зачастую прибавляются несколько изображений, которые демонстрируют историю страстей Христовых,- Тайная Вечеря, Омовение ног, Поцелуй Иуды, Снятие с Креста и Уверение Фомы, а также историю рождения Христа, - Поклонение волхвов, Бегство в Египет и историю Его проповеднической деятельности - цикл чудес и притч. Согласно сложившейся традиции, с северной стороны храма располагаются сюжеты Страстного цикла, отражающие события Великого Пятка и субботы,- Распятие, Оплакивание, Сошествие во ад. Предшествующие и последующие события чаще располагаются с востока или запада. К XIV веку в убранстве храмов появляются иконографические мотивы, которые не были напрямую связаны с жизнью Иисуса Христа. Располаются они в боковых нефах, приделах, притворах или нартексе и часто изображают эпизоды из жизни Богородицы.

    Состав сцен зависит от богословской программы храма. Так, скажем, в церкви, посвященной Богородице, будут преобладать сцены из жизни Девы Марии, тема Акафиста. Никольский храм будет содержать сцены из жития Свт. Николая, Сергиевский - Прп. Сергия и т.д.

    В средней части храма, на столпах, если они есть, помещаются образы святителей, мучеников, святых, наиболее чтимых в данном приходе. В «парусах», изображают четырех евангелистов - Матфея, Марка, Луку, Иоанна. По северной и южной стенам сверху вниз рядами следуют изображения апостолов от семидесяти и святителей, преподобных и мучеников. Нижний ярус нередко выстроен из одиночных фигур - это либо святые отцы, либо святые князья, иноки, столпники, воины. Эти фигуры распределяются с учётом их ранга и функций, размещаясь в соответствии с порядком дней их памяти в литургическом календаре.

    Над уровнем пола, в зоне, где стоят молящиеся, на стенах располагаются изображения чередующихся свисающих полотнищ - «полотенец», которые как бы несут священные изображения, расположенные выше.

    Так как в алтаре совершается Таинство Евхаристии, его росписи посвящаются связанным с этим Таинством сюжетам. Первый ряд росписи, начиная снизу, представляет отцов литургистов: святителей Василия Великого , Иоанна Златоуста и Григория Богослова и с ними других святителей, а также святых диаконов, как участников богослужения. Выше - сама Евхаристия: причащение апостолов под двумя видами - хлебом и вином. Ещё выше, над Евхаристией в конхе апсиды помещается фигура Богоматери, стоящей или сидящей (тип Оранты или Одигитрии). Постольку алтарь является местом приношения Бескровной Жертвы, установленной Самим Спасителем, то вверху, над изображением Божией Матери, часто помещают изображение Христа. В боковых апсидах пишут образы родителей Богоматери - Иоакима и Анны , или Предтечи Спасова Иоанна.

    На стенах, отделяющих алтарь от нефа, могут быть представлены ветхозаветные прообразы Евхаристии: жертвоприношение Авеля; Мелхиседек, приносящий хлеб и вино; Авраам, приносящий в жертву Исаака; гостеприимство Авраама.

    На западной стене храма располагаются сцены Страшного суда, видение пророка Иезекииля. Значение изображения Страшного Суда в том, что человек, уходя из храма, должен помнить о смертном часе и о своей ответственности перед Богом. Над ним, если позволяет пространство, располагается образ шестидневного творения мира. В таком случае образы западной стены представляют начало и конец земной истории человечества.

    Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая, а также ветхозаветных событий из периода естественного закона.

    Пространства между отдельными живописными композициями заполняются орнаментом, где в основном используются сюжеты растительного мира или образы, соответствующие содержанию псалма 103, где рисуется картина земного бытия, перечисляющая различные Божий создания. В орнаменте могут использоваться и такие элементы, как кресты в круге, ромбе и других геометрических фигурах, восьмиугольные звёзды.

    Современная практика живописного убранства храма

    Современная практика росписи, как правило, следует традиционным принципам размещения сюжетов и отдельных фигур святых на стенах и сводах храмов, в зависимости от их размеров и объёмно-планировочной структуры.

    В качестве примера приведём роспись Космодамиановского храма в г. Жуковский , построенного в 2006 году по проекту архитектора М. Кеслера, художниками творческой мастерской под руководством К. Охотина и Д. Лазарева.

    Храм представляет собой основной объём 12x12 метров кубической формы, переходящий через паруса в восьмерик, перекрытый сферическим куполом со световым барабаном. К центральному приделу храма, посвященного Покрову Пресвятой Богородицы , с юга примыкает Космодамиановский придел, перекрытый крещатым сводом, с востока - полукруглая апсида, а с запада - притвор с тамбуром, над которыми располагаются хоры. В наружном убранстве использованы специальные ниши для размещения наружной росписи храма.

    Первое, куда попадает входящий, это небольшое узкое помещение наружного притвора. Его роспись посвящена истории сотворения мира - Шестодневу Стены и потолок покрыты орнаментом на темном фоне, напоминающим об изначальной тьме, из которой выступают шесть круглых белофонных медальонов с изображениями дней творения.

    Роспись внутреннего притвора посвящена жизни в раю первых людей: Адама и Евы . Стены покрыты растительным орнаментом на белом фоне, напоминающим о райском саде. На потолке в круглых медальонах изображены сюжеты из Книги Бытия: грехопадение Адама и изгнание из рая. Два медальона с Архангелами фланкируют стены притвора. В южной его части, где располагается свечной ящик, продолжается цикл ветхозаветной истории: земные труды Адама и его детей, жертвоприношение Авеля и Каина, убийство Каином Авеля, история Ноя. Завершает ветхозаветный цикл образ Божией Матери «Неопалимая купина», расположенный на потолке притвора и раскрывающий ветхозаветные пророчества о Богоматери.

    Если два притвора переносят нас во времена Ветхого Завета от сотворения мира до пророчеств о Богородице, то основной объем храма с куполом - это сцены жития Богородицы и Нового Завета, завершающиеся Страшным Судом и видением небесного града Иерусалима Иоанном Богословом.

    В центре всех этих сюжетов нас встречает большой образ Богоматери в конхе апсиды алтаря и парящая над храмом, занимающая весь купол плошадью около 250 кв.м композиция Покрова Богородицы. Купол поделен на два регистра, изображающих Земную и Небесную Церковь. В скуфье купола и в барабане расположены: оплечный образ Христа Пантократора, херувимы и архангелы в медальонах, составляющие с композицией Покрова единое целое и как бы венчающие её.

    В восточной части свода в верхнем регистре располагается фигура Богоматери и предстоящие Ей небесные силы и святые. Напротив них, в западной части свода в верхнем регистре помещено изображение собора Архангела Михаила . В нижнем регистре расположены исторические персонажи, относящиеся к празднику Покрова: прп. Роман Сладкопевец пред Царскими вратами и присутствовавшие во Влахернском храме во время явления Божией Матери святители, император Лев и царица Феофания, а также князья, бояре и монахи с иконой Пречистой. На западном своде изображен Андрей Христа ради юродивый, указывающий своему ученику Епифанию на явление Богоматери. В северной части свода помещен сюжет из шестого кондака акафиста Покрову - видение Богородицы Романом Сладкопевцем во сне.

    В «парусах» изображены четыре Евангелиста - Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

    Стены четверика поделены на четыре регистра. В верхнем помещены двунадесятые Еосподские праздники и ветхозаветные пророки со свитками. Во втором регистре сверху расположены сюжеты притч и чудес Христовых.

    В третьем - житие Богородицы. В нижнем регистре располагаются полуфигуры избранных святых, как древних, так и новопрославленных.

    На западной стене все четыре регистра занимает Страшный Суд. Вверху, над хорами - Христос на престоле во славе с предстояшими Богородицей и Иоанном Предтечей .

    Справа и слева от хоров - 12 апостолов, сидящие на престолах. За ними - стоящие Ангелы. В центре композиции - Итимасия. Справа от Итимасии - народы, ожидающие Суда. Ниже - трубящие ангелы призывают на Суд. Слева от Итимасии изображены лики святых - святители и праведные жены, под ними - апостолы Петр и Павел, ведущие праведников в рай. В центре под Итимасией слева направо извивается тело змия, влекущего в ад.

    Непосредственным продолжением темы Страшного Суда и завершением новозаветного цикла является видение Небесного Иерусалима Иоанну Богослову. Оно открывается сквозь арку хоров на западной стене. В подпружной арке хоров расположены полуфигуры ветхозаветных праведников в круглых медальонах. Авеля Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и др. что композиционно соединяет Ветхий и Новый Завет, начало росписи и её окончание.

    Так как южный придел посвящен свв. Бессребреникам и целителям Косме и Дамиану тематика его росписи связана с чудесами исцеления и воскрешения.

    В конхе алтаря придела располагается образ Ветхозаветной Троицы . Ниже, на стенах апсиды - орнаментальный фриз с херувимами в медальонах. Под ними расположены ростовые фигуры литургистов: святители Григорий Двоеслов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов.

    В центре придела в крестовом своде находится изображение Креста в медальоне. Вокруг него - 4 медальона с поясными изображениями архангелов.

    В нижнем регистре изображены фигуры свв. целителей и мучеников, стоящие фронтально в полный рост.

    Завершает роспись придела композиция Сошествия Святого Духа на апостолов, расположенная на западной стене придела во всю ее высоту.

    Цокольная часть стен во всем храме украшена белыми «полотенцами» с орнаментом.

    Храма Христа Спасителя протоиерея Леонида Калинина, роспись Космодамиановского храма является одним из лучших образцов церковного искусства последних десяти лет и может быть рекомендована как эталон.

    Во время Великого освящения храма в мае с.г. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем слове уподобил благолепие этой церкви Софии Константинопольской, которая настолько поразила послов князя Владимира своей красотой, что это привело к принятию Русью христианства. Церковное благолепие не менее нужно нам и сегодня, когда дорога к храму может стать короче благодаря восприятию его красоты.

    Архитектор Михаил Юрьевич Кеслер


    Журнал «Благоукраситель» № 20 (лето 2009 г.)

    © 2024 pavel3333.ru -- Строительный портал - Pavel3333