Чтение евангелие на страстной седмице дома. Чтения на каждый день великого поста. Дни Страстной седмицы

Главная / Лаки, краски

Страстная неделя – это последние дни перед Пасхой, путь страданий, крестной смерти Спасителя и его Светлого Воскресения. Подробнее об этом в нашей статье!

Как провести Страстную седмицу?

О том, как правильно провести Страстную неделю, как прожить ее в полную меру, корреспонденты портала спросили у известных священников.

Протоиерей Валериан Кречетов, духовник Московской епархии:

Сопереживайте Спасителю

Протоиерей Валериан Кречетов

Время поста, которое было дано человеку для достижения покаяния, заканчивается пятницей шестой седмицы. Весь смысл покаянного подвига, совершаемого , как говорят святые отцы, состоит в очищении сердца.

И Иоанн Предтеча, и Сам Господь начали свою проповедь со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ». И когда, как сказано в каноне Андрея Критского, «пророки уже изнемогли», Церковь подготавливает праздник , показывая последние дни Его жизни, когда Господь страдал за грехи наши. Как Бог, Он знал обо всем, что будет происходить, но как человек Он просил сострадания: «И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте » (Мф 26:34).

Готовит нас к празднику Пасхи и показывает, что другого пути к воскресению, чем через крест и страдания, нет. Поэтому простой народ и говорил: «Господь терпел и нам велел».

Богослужения Страстной седмицы призывают человека к тому, чтобы он сопереживал, сострадал Спасителю.

Первые три дня полагается перечитывать всех четырех Евангелистов в напоминание того, что Господь сотворил, а мы своими грехами Его распинаем. И хотя это обращено как бы к иудеям того времени, это относится к каждому человеку, который своими грехами распинает Христа.

В Страстную неделю, если имеется такая возможность, желательно чаще бывать в храме, особенно в , и накануне в среду вечером. Утром верующие соприсутствуют на Тайной Вечере и причащаются, а вечером читаются Евангелия страстей Господних. Дальше идет – распятие Спасителя, погребение и уже начинающаяся радость Светлой Субботы.

Первыми о воскресении Христовом узнали ангелы, так же как и о Его рождении, поэтому Церковь поет: «Воскресение Твое Христе Спасе ангели поют на небеси. И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити ». Почему сказано «чистым сердцем»? Потому что считается, что человек постом насколько возможно очистил свое сердце к этому светлому дню.

Страстная седмица – это драгоценное время

Службы Страстной недели – это самые лучшие службы из всего церковного года. Думаю, что люди вообще не создали ничего лучше, чем Страстные службы. Это самое прекрасное, самое глубокое, самое талантливое, самое Боговдохновенное из всего, рожденного человеческим гением.

Если эти службы совершаются благоговейно, если человек старается в них участвовать осмысленно, то они перенесут его в ту реальность, которая явилась на земле две тысячи лет назад, помогут вместе со святыми, вместе с Божией Матерью и апостолами, пройти путь страданий Христа и встретить Светлое Христово Воскресение.

Если человек постарается вникнуть в них, то сможет преодолеть пространство и время и стать участником евангельских событий. Если искренне, с верой и любовью участвовать в этих церковных службах, то обязательно по-новому почувствуешь все Евангелие, по-новому осознаешь себя христианином.

Кроме того, эти службы, как всякое произведение искусства, действуют не только рациональным образом – на сознание человека, они действуют непосредственно, образно говоря, на сердце человека. Участвуя в них, человек что-то осознает, но еще больше он чувствует, что его вере открывается та духовная реальность, которая существует вне времени и пространства. Жертва Христова, Его страдание и смерть, Его победа над силами зла, над смертью, торжество Его воскресения – это все принадлежит духовному миру, находящемуся вне времени и пространства. И через церковные службы мы можем приобщиться к этой реальности.

Очень многое является тайной, которую мы не можем понять рационально. Это естественно, потому что духовный, Божественный мир выше нас, он не открывается нашему разуму вполне, не подвластен ему. А сердцу он открывается. Если это происходит, то становится великим достижением в нашей жизни. Мы поймем потом, не сразу, что ничего более высокого в нашей жизни не было. И не может быть ничего выше, чем жизнь со Христом, чем возможность найти Христа и быть с Ним. Поэтому Страстная седмица – это драгоценное время.

Конечно, со Христом можно быть всегда, и нужно быть всегда. Но падшему человеку это очень трудно. Наше сердце к этому не способно, оно как бы изнемогает, оно не может себя очистить, не может себя приготовить к тому, чтобы всегда быть с Богом. А здесь Господь Сам берет наше сердце в Свои руки, ведет Своей мощной рукой и совершает ту работу, которую мы должны были бы сделать сами, но стали неспособны на это. Церковь вводит нас в мощное шествие ко Христу, в жизнь со Христом, поэтому на богослужении прийти приблизиться ко Христу, почувствовать себя вместе с Ним гораздо легче, чем в одиночестве.

Обстоятельства нашей жизни таковы, что препятствуют участвовать во всех службах. Мы в храме Николы в Кузнецах стараемся служить по две службы в день: самые великие службы удвоить, чтобы все члены семьи могли подменить друг друга и поучаствовать в этих, даже не службах, а событиях.

Каждый день Страстной седмицы, так же как повествование об этих днях в Евангелии, является путем к страданию, которое совершилось на Голгофе. Само наше путешествие по дням Страстной седмицы похоже на тот путь на страсти, который прошел Сам Господь.

Вот мы видим, как Господь приходил в Иерусалим, потом уходил и приходил снова, говорил Свои последние поучения народу и ученикам. Службы делают нас спутниками Христа, Его слушателями. Вспоминаются Страстной четверг, … Мне кажется, тут комментарии не нужны и даже невозможны. Это настолько выше слов, что, как поется в службе, «изумевает всяк ум». Лучше прийти в храм и поучаствовать самому.

Очень важно, чтобы эти службы совершались неторопливо, чтобы всё было понятно, чтобы они доходили до сердца, чтобы соучастие в страданиях со Христом объединяло всю общину, народ и духовенство, чтобы это было общее шествие со Христом.

Протоиерей Владимир Шафоростов:

Не дайте себе прожить это время расслабленно

Протоиерей Владимир Шафоростов

Страстная неделя – время особенное. Эти дни нельзя прожить расслабленно, прожить так, как будто Христос не распинался ради нашего спасения.

К сожалению, многие стремятся к тому, чтобы взять от жизни всё, забывая о главном. Отвергая Христа, не отзываясь на крестную Божественную любовь, люди лишают себя благодатной радости и смысла жизни. Напомню читателям портала “Православие и мир” о так называемом пари Паскаля: человек, верующий во Христа, выигрывает жизнь вечную, если он прав, и не проигрывает ничего, если он ошибается; человек неверующий не выигрывает ничего, если он прав, и проигрывает вечную жизнь, если он заблуждается.

Верно заметил, что: «Не столько огорчают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться».

В дни Страстной седмицы каждый, кто хочет быть верным учеником Христа, должен сделать всё возможное, чтобы отречься от греховных желаний, поставить молитвенное общение с Богом выше всего.

Не требовать любви к себе, не причинять боль ближнему, а лучше потерпеть ради Христа и постараться прожить эти Великие дни так, чтобы содержанием нашей жизни стало подлинное служение Богу и ближнему.

Важно не просто «отстоять» службу и вспомнить о страданиях Спасителя, а молитвенно сострадать, сораспяться со Христом. Дай Бог всем нам силы сберечь и приумножить всё светлое, что дано по благодати нам, и победить грех, который удаляет нас от Христа Спасителя.

Протоиерей Игорь Фомин:

Напитаться духом Богослужения

Чтобы Пасха стала настоящим праздником, Страстную неделю желательно провести в храме и пропитаться тем духом, который Церковь дает людям верующим именно в богослужении.

Надо обязательно отстраниться от времени, от нашего 21 века, мысленно хотя бы перенестись в те дни, прочувствовать, что испытал ради нас Господь. Каждый день этой страшной седмицы посвящен какому-либо дню недели перед воскресением Христовым, перед нашим спасением, и очень важен. Так что если мы проведем эти дни в храме, со вниманием и трепетом, то Пасха для нас будет логичным завершением Страстной седмицы.

Если нет возможности пребывать в храме эти дни, я мог бы посоветовать для людей верующих синопсис. В православном синопсисе есть евангельские чтения на каждый день Страстной седмицы.

В эти дни надо особо обратить внимание на тех, кто рядом с нами. Обязательно творить добрые дела, которые были бы подтверждением нашей веры во Христа, распятого ради нас.

Протоиерей Кирилл Каледа:

Ежедневное чтение Евангелия

К Страстной неделе надо готовиться. Подготовка к Страстной седмице – это Великий пост.

Прочувствовать Страстную неделю без этой подготовки, наверное, невозможно. Каждый день этой недели посвящен переживанию тех событий, которые произошли почти 2000 лет тому назад. И поэтому ежедневно необходимо читать Евангелие с тем, чтобы вместе с Церковью переживать эти события.

Конечно же, необходима молитва, потому что мы не просто вспоминаем некое историческое событие, мы молитвенно в нем участвуем. Поэтому без молитвы Страстную неделю проводить невозможно. Особенно без молитвы церковной, потому что именно в церковной молитве мы по-особому переживаем эти такие важные для нашего спасения дни.

Если нет возможности бывать на службах на этой неделе, то необходимо ежедневное чтение Евангелия. Евангелие мы можем почитать и дома, и в транспорте, и на работе, если это не помешает труду.

Священник Андрей Лоргус, декан факультета психологии Российского православного университета имени апостола Иоанна Богослова:

Проникнуться атмосферой святых дней

Самое лучшее, что можно было бы сделать в дни Страстной недели – посетить все службы. Быть и на последней и далее на всех – то есть в четверг утром и вечером, и на вынос плащаницы и погребение, в великую Субботу, и в пасхальную заутреню и Литургию и главное – в пасхальную Вечерню.

Чтобы Страстная седмица могла принести максимальную пользу, чтобы раскрылась красота и смысл церковного богослужения – надо побывать на всех службах. Хорошо было бы к этому добавить посильное участие в приготовлении домашнем. Подарки приготовить, яйца покрасить и многое другое.

Если нет возможности ходить на службы, то надо читать Евангелие, соответствующие главы, читать учебную Библию, чтобы разобраться.

Многое можно сделать для того, чтобы проникнуться атмосферой тех дней. Для этого сейчас все есть: и книги, и кино, и радио, и телевидение. Конечно, если человек обладает временем, силами – можно поучаствовать и в какой-то благотворительной деятельности, и поехать куда-то в социальные учреждения, и посетить своих собственных друзей и домашних, родственников, нуждающихся в помощи, помочь в чем-то к Пасхе, купить что-то.

Можно сделать многое, но все-таки эту неделю лучше посвятить себе, своей душе. Посвятить покаянию и проникновению в смысл происходящего. Если человек только воцерковляется, то есть только начинает свой церковный путь, то тогда, конечно, учиться, учиться и учиться. И потихонечку традицию осваивать. Если человек все это уже знает, то тогда он может как-то себя посвятить тому, чтобы посетить нуждающихся и что-то делать доброе.

В Страстную неделю лучше сосредоточиться, а не распыляться на сто дел. Лучше отложить то, что можно сделать в другое время. Не планировать суеты, помочь себе в максимальной концентрации, поспособствовать внутренней собранности.

Протоиерей Максим Козлов:

Чтобы быт не поглотил бытие

Страстная неделя – это время, когда все достигает своего максимума. Поэтому тонкость не в том, что нужно для нее специально придумать что-то особенное, а просто нужно постараться то, что важно делать в жизни обычной, здесь делать в степени максимального развития.

От нас, с одной стороны, потребуется, во-первых, максимально глубокое и ответственное осознание своего участия в богослужениях этих дней, которые, конечно же, очень не хочется пропускать. Понятно, что люди, которые учатся или работают, не будут иметь возможность быть на всех службах. Но все же у большинства из нас есть возможность дома или в дороге, в транспорте вычитывать выдержки из Триоди постной Службы Страстной недели, которые многократно были изданы.

Конечно, есть дни, в которых нужно все усилия приложить, чтобы попасть на службы. Подумать заранее, перенести зачет, договориться с начальником, взять отгул. Это Богослужение великого Четверга, когда все нас зовет причаститься. , с последованием Страстей Христовых, с выносом плащаницы.

Часто люди пропускают Богослужение Великой Субботы. Говорят, что к этому времени сил не остается, но на самом деле не хватает внутреннего понимания, что на этой службе нужно быть. Это богослужение, с которого, собственно, начинается Пасха. Которое есть такой удивительный переход от покоя смертного к покою Воскресения Христова.

Конечно, на Страстной каждый, кто не имеет каких-то абсолютных препятствий, должен постараться приобщиться Святых Христовых Таин.

Посещение богослужений в максимальной для себя мере не должно стать чем-то убаюкивающим. Службы наши удивительно красивы. Но нужно стараться не привести это в сентиментальные переживания по поводу . Это более соприсутствие .

Очень важно в эти дни не забывать людей, которые вокруг нас. Известно, что к концу поста все мы устаем. Но мы ведь знаем, что так бывает, и, соответственно, должны быть готовы к тому, что мы легче можем сорваться, друг друга лишить возможности в мире подойти к Пасхе. Вот к этому нужно отнестись очень и очень внимательно.

Если просят помочь убраться дома к Пасхе – то нужно, конечно, помочь. Но совсем хорошо будет, если это «помочь убраться» будет не вместо службы, а вместе со службой, скажем, вместо собственного сна и еще чего-нибудь, что мы себе разрешаем. Надо свои личные занятия постараться максимально раздвинуть с этих дней. Но, конечно, в каждой семье должны быть, особенно если есть маленькие дети, компромиссы. Кто-то пойдет на одну службу, а кто-то на другую. Как-то надо чередоваться, договариваться, как друг друга отпускать.

И последнее. Жизнь в Церкви церковного человека богата и многообразна. Помимо бытия, в ней есть быт. В жизни каждого из нас будут предпасхальные приготовления. Для кого-то это забота о подарках, для кого-то – предварительные попечения о пасхальных яствах, которых все мы будем ждать в той или иной мере. Но только бы не стало это приоритетом. Ну, не должна быть пасха как творожная еда важнее Пасхи как Христова Воскресения. Пусть будет на каком-то иерархически правильном в жизни месте.

Протоиерей Максим Первозванский:

В дни Страстной недели будьте в храме

Протоиерей Максим Первозванский

Поскольку Страстная неделя является кульминацией всего церковного года и периодом, когда в храмах вспоминаются все события, происходившие в последние дни жизни Господа нашего Иисуса Христа, то я настоятельно бы советовал как можно больше времени потратить на пребывание в храме.

Все богослужения Страстной седмицы построены таким образом, чтобы мы не пропускали ни одного из них.

На воскресной вечерней службе обычно уже служится утреня с песнопением «Се жених грядет в полуночи» и читается Евангелие.

Утреня следующего дня посвящена пребыванию Господа в Иерусалиме в период между его и страстями.

В среду вечером и в четверг утром совершаются богослужения Великого Четверга.

В четверг вечером – утреня Страстного Пятка и чтение страстных Евангелий.

В пятницу в храмах служится три богослужения – это царские часы, вечерня с выносом плащаницы и утреня с погребением.

Потом, конечно, божественная литургия и богослужения Великой Субботы.

Надо также отметить, что люди совершают ошибку, пытаясь снова на Страстной неделе особенно подробно исповедоваться, вновь подумать о своих грехах. Этого делать не нужно. Раньше в храмах иногда даже вывешивали объявления о том, что поисповедоваться надо постараться до празднования Входа Господня в Иерусалим, а начиная с этого праздника, для тех, кто исповедовался в течение Великого поста, можно причащаться уже и без исповеди.

Поэтому мой главный совет – по возможности посетить как можно большее количество богослужений и причаститься как минимум в Великий Четверг и на Пасху.

Подготовили Наталья Смирнова, Мария Абушкина, Александр Филиппов

Вы прочитали статью Страстная неделя – как ее провести?

Христос воскресе!

Слава Богу! Дождались мы великого радостного праздника Светлого Христова Воскресения, когда вся тварь, весь христианский мир ликует, веселится и радуется.

В эти светлые дни все - и ближние и дальние, и знаемые и незнаемые - сливаются как бы в одну семью, в одну душу, составляют как бы одного человека, проникнутого радостным чувством.

Бедняк и сирота, несмотря на все свои горести, неприятности жизни, чувствуют приятное настроение духа и как бы забывают свое горе в этот светлый праздник. Даже темничный узник менее чувствует тяжесть своих оков и ощущает в душе своей радость, когда доходят до него несравнимые ни с каким человеческим словом слова: Христос Воскресе!

“Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он ”!

Все зовет нас к торжеству, все проповедует нам веселие, все ликует. Все свидетельствует, все исповедует нам эту истину: от запада, и севера, и моря, и востока идут благословения Воскресшему. Все вокруг нас - и жилища, и одежды, и пища, и порядки, и отношения, обращения - все проповедует величие торжества, богатство радости, обилие веселия.

Отчегоже такое торжество, единодушие и продолжительная радость?

А оттого, что если бы Христос не воскрес, то мы погибли бы тогда с грехами своими в глубинах адовых.

Если бы не воскрес Он, Начальник и Совершитель спасения нашего, то мы не смели бы и думать о нашем воскресении из мертвых...

Но теперь Он воскрес — “Христос возста от мертвых, начаток умершим бысть” (1 Кор. 15, 20), - и мы более не страшимся смерти, ибо и мы воскреснем.

Что может быть радостнее, утешительнее и выше чаяния новой славнейшей жизни!

Что до того, что мы умрем?

Придет время - оставим этот мир, перейдем на небо для вечной жизни, еще будем жить жизнью счастливейшею, блаженною, там мы увидим близких нашему сердцу, с которыми разлука так болезненна, которых дорогой образ и приятное воспоминание не оставляют нас.

А что всего радостнее - увидим Христа-Спасителя! О, что это за радость будет!.. и теперь эта радость, когда дается нам верою, неописанна; какою же будет, когда она произойдет от лицезрения Его! Это радость выше всех радостей!

Вот почему и трепещет радостно сердце наше при сладостных словах: Христос Воскресе!

Воскрес Христос, говорит мне мое сердце, значит, воскресну и я.

Воскресе Христос - и ад пленися!

Воскресе Христос - и пали демоны! -

Воскресе Христос - и никто безнадежно не плачь о грехах своих, потому что из гроба Его всем воссияло прощение!

Воскресе Христос - и никто не страшись смерти, потому что от нее освободила всех нас смерть нашего Спасителя!

Христос воскресе, людие веселитеся! Потому что положено начало и нашему воскресению, как и поет Св. Церковь: “от смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас приведе, победную поющия”! Христос Воскресе! - и да погибнет зло на земле, да бежат от нас беды, горести и печали и да воскреснет правда, мир и радость о Духе Святом.

Станем жить для Воскресшего Христа, для славы Его, для угождения Ему и, таким образом, для вечной и блаженной нашей жизни и для славного воскресения нашего.

Христос Воскрес!. — и

Прочь от нас вражда и злоба!

Всё забудем! Все простим!

Примирением почтим

Днесь Восставшего из гроба!

В скорби ищи помощи у Бога (В день Св.Пасхи на вечерни)

В самый день Воскресения Христова около вечера двое из учеников Христовых - один Клеопа, а другой Лука, впоследствии евангелист - пошли в селение Эммаус, которое от Иерусалима находилось в десяти верстах. Шли они очень печальные. Неожиданная смерть Иисуса Христа убила в них надежду на лучшие дни израильского народа. Может быть, потому они и ушли из Иерусалима, что уже не надеялись встретить тут ничего радостного для себя. И вот шли они и разговаривали между собою обо всем случившемся в эти дни. Главным предметом разговора, конечно, был Христос, Его смерть, погребение и из мертвых воскресение. Дорогой явился им Христос, сопутствовал им в Эммаус, где вошли они в дом и возлегли за стол подкрепить себя пищею. Путник взял хлеб и благословил его, преломил и подал им. Как все это живо напоминало им их дорогого Учителя. Ведь точно так и Он делал пред вкушением пищи. Они стали вглядываться в черты Незнакомца, - и вдруг видят пред собою Христа. Но лишь только познали они Его, Он сейчас же сделался невидимым и скрылся. “Не горело ли в нас сердце наше, когда Он дорогой изъяснял нам писания?” - сказали они друг другу. Тут только поверили они словам мироносиц, которые слышали от ангелов, что Он жив. Теперь уже не оставалось никакого сомнения в том, что Он воскрес. Оставили они Эммаус и тут же поздно вечером возвратились в Иерусалим к прочим апостолам и с радостью сказали, что Христос воскрес.

Из этого евангельского рассказа ты, христианин, видишь, что апостолы Лука и Клеопа вышли из Иерусалима в Эммаус грустные и печальные. Грусть и печаль их происходили, как ты видел, от потери надежды на все лучшее, особенно после крестной смерти Иисуса Христа. Состояние духа их было самое мрачное и убийственное. Но Господь не оставил их в таком печальном положении без Своей помощи: Он именно в это-то время и явился им и, сначала обличив их за неверие -, потом утешил их. Точно так же и тебя, христианин, не оставит Господь в твоем безнадежном состоянии, часто постигающем каждого из нас, если ты только обратишься к Нему с молитвою и просьбою облегчить твое положение.

Но беда наша в том, что в счастье мы забываем часто о Боге. Посмотри: вот жена в одно время лишается и нескольких детей; вот страдалец изнемогает под тяжестью своей болезни и не видит конца своим страданиям, вот несчастливец не знает, к чему прибегнуть, за что ухватиться ему среди своих неудач: за что ни возьмется, все быстро валится из его рук, а там неурядицы семейные, а там страдания от бедности, - и что же, как поступают все таковые в подобных несчастиях? Все они, вместо того, чтобы обратиться за помощью к Богу, по большей части впадают в уныние духа и говорят себе: “Все кончено для меня, не видать мне здесь - на земле - больше радостей и утешений!” Но как не грешно иметь такие мрачные мысли? Зачем такое отчаяние? Разве не Господь послал нам испытание? Но Он же может послать терпение и подкрепление и утешение. Да, Он накажет, Он же и помилует и утешит. У Него много средств для этого; Он знает, как пролить утешение в сердце даже самого безотрадного страдальца. Вот ты, христианин, среди убийственной своей тоски вдруг ощущаешь в сердце чувство какой-то неизъяснимой отрады, точно какой свет озаряет твою душу, точно какой огонь согревает твое охладелое сердце; ты чувствуешь, что мрак сомнений, недоумений в твоем уме рассеивается, в сердце вдруг блеснул луч надежды, нет, есть еще надежда на лучшее, еще не все потеряно, говорит в тебе какой-то тайный голос, знай - это божественная любовь охватывает твою душу, это Господь приблизился к тебе со словами: “Маловере! по что усумнился еси? Я близ тебя, Я не отходил от тебя, Я только ждал, когда ты воззовешь ко Мне”. Да, не роптать, не отчаиваться нужно в трудных обстоятельствах жизни, а скорее взывать ко Господу: “Господи, спаси меня, - я погибаю; Господи, подкрепи меня, пошли терпение мне, чем и как знаешь утешь меня”. Поверь, как Господь явился сомневающимся и впавшим в безнадежие ученикам, так явится духовно и тебе и, что потребно для истинного блага твоего, даст тебе. Вспомни царя Давида, вспомни Иова Многострадального, который, несмотря на все постигшие его ужасные бедствия и болезнь, не пришел в отчаяние, остался верен Богу, не возроптал на Него, но всегда надеялся на Его всемогущую помощь, повторяя: “Буди Имя Господне благословенно отныне и до века”.

Итак, христианин, если ты будешь поступать так же в своих несчастиях, то заслужишь, подобно Иову, любовь и благоволение Божие и получишь награду от Господа здесь и в будущей жизни.

Что такое Пасха и как нужно ее проводить (В Светлый Понедельник)

Мы привыкли называть праздник Воскресения Христова Пасхою, - да и так называет его св. Церковь в своих песнопениях. Пасха священная нам днесь показася, - поет она, - Пасха нова-святая; Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха - Христос избавитель; Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных; Пасха двери райския нам отверзающая, Пасха всех освящающая верных. Но что такое Пасха! Слово Пасха значит избавление. Так названа она в память избавления евреев от рабства египтян.

Но еврейская Пасха есть образ христианской Пасхи. Наша Пасха есть Пасха высшая, духовная и, как поет св. Церковь, новая, таинственная. Израильтяне избавлены от временной смерти и изведены из одной страны в другую, и избавителем их был служитель Божий - Моисей; а христиане избавлены от вечной смерти и возведены от земли к небу, и избавитель их - Сам Господь Иисус Христос. Наша Пасха - Христос Избавитель. Агнец еврейский - прообраз Христа. Как агнец был закалаем и умерщвляем, и кровь его спасла евреев от временной смерти, так и Христос был заклан и умерщвлен на кресте, и кровью Его мы избавились от вечной смерти. Христос — новая Пасха, - поет св. Церковь, - Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира.

Как же мы должны проводить этот величайший и радостнейший праздник? Отчасти так же, как и евреи праздновали свою Пасху. Они ели закланного и испеченного ягненка и кровью его помазывали входы своих домов, и тем спаслись от поражающей руки ангела Господня, то же самое и мы должны делать. То же самое предлагает нам и св. Церковь не только в святую Пасху, но и во все праздники и даже каждый день. Приимите и ядите, - говорит Спаситель, — сие есть Тело Мое... Пиите от нея (чаши) вси, сия бо есть Кровь Моя (Мф. 26, 26-28). Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный (Иоан. 6, 54). Поэтому, христиане, желая достойным образом проводить Св. Пасху, приготовьтесь к ней очищением своей совести от грехов в Таинстве покаяния и причащением св. Христовых Тайн, а во всю Светлую седмицу как можно чаще посещайте храм Божий и участвуйте в совершении Божественной Литургии, когда приносится бескровная жертва. Слава Богу, мы живет в такое счастливое время, что нас никто не стесняет в отправлении богослужения, а напротив, всеми мерами стараются привлечь в храмы Божий. Но не то было в первые века христианства: тогда за одно только имя “христианин” преследовали, мучили, заключали в темницы и даже убивали. Но и в темницах святые мученики считали необходимым совершать Божественную службу, особенно же в такие праздники, как Св. Пасха.

Представьте такую картину. В темнице томятся несколько христиан; наступает светлый праздник Христова Воскресения. Узникам также хочется отпраздновать Пасху. Но как? Господь помогает им в этом. Некоторые из христиан тайно от стражи приносят в темницу хлеб и вино. Среди мучеников находится или епископ или пресвитер. Престолом служит или стол или простой камень. И вот при еле мерцающем свете от лучины совершается Божественная Литургия, и узники причащаются св. Христовых Тайн. И какое религиозное воодушевление заметно на лицах этих страдальцев! А то случается, что в темнице не находится ни стола, ни камня; тогда совершалась Божественная Литургия на персех мученика. “Где, отче, положим хлеб, - спросили ученики пресвитера Лукиана, -здесь (в темнице) нет стола (престола)?” Он же, связанный, лежа вверх лицом на острых камнях, ответил: “На персех моих положите, и будет живой престол Живому Богу”.

Если христиане первых веков, при таких тяжелых обстоятельствах, считали необходимым совершение Божественной Литургии, то нам, находящимся в лучших условиях, весьма грешно отказываться от Божественной Трапезы.

Другим не менее важным делом в праздник Пасхи должна быть благотворительность. “Настоящий день, - говорит св. Григорий в день Св. Пасхи, - облегчает всякую скорбь, и нет человека так печального, который не находил бы утешения в торжестве праздника. Ныне освобождается узник: должнику прощается долг; раб получает свободу...” Истинная радость делает человека добрее по отношению к другим людям, нуждающимся в его доброте, а таких людей у нас очень и очень много... Есть люди, изнывающие под бременем нищеты или болезни или других каких тяжелых обстоятельств, и им хочется порадоваться празднику Пасхи. Но горе, нужда, болезнь тяготят их сердце. Чтобы дать им возможность порадоваться празднику Пасхи, принесите им слово утешения и необходимые средства к пропитанию... Отымите печаль у душ, удрученных скорбью, как Господь отьял умерщвление от нашего тела, возвратите честь посрамленным, обрадуйте опечаленных, ободрите упадших духом, изведите на свет заключенных; пусть для всех цветет, как цветок, красота праздника” (слова св. Григория); и тогда радость наша будет исполнена, и мы все едиными устами и сердцем моем воскликнуть: Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он!

Не оскорбляйте Великого Праздника (В Светлый Вторник)

Пасха - великий праздник во всякой стране христианской. У многих круглый год проходит в земных заботах, и их не манит храм, а в Пасху каждому хочется пойти в церковь, не поспать ночь, зажечь свечу и выслушать дивные пасхальные песнопения. Храмы полны света, полны народа. Неумолкаемый звон. Священнослужители в светлых облачениях, блестящие ризы икон, одушевленное пение. Всюду умиленные лица, радость, движение, восторг. Великий праздник!..

Но кончилась служба. Проходит несколько часов - и ликование торжествующей души сменяется разгулом опьяненного тела. Всюду пьянство. Пьяные приветствия, пьяные поздравления, пьяные лобызания. Наряду с этим творятся ужасы со злобой и ненавистью, кулачная расправа, сквернословие, пьяный, бессмысленный и безобразный гомон, - валяются мертвецки пьяные, стонут, корчатся отравленные водкой. Рыдают жены, плачут избитые дети, слышится звон разбиваемой посуды, выбиваемых окон, глухие звуки наносимых побоев. И вот день, который должен быть для каждого христианина духовно светлым, к вечеру становится грустным и страшным. Наконец после тяжелого утомления и пьяного угара, все засыпает тяжелым сном. И после ужасов этого дня у многих невольных страдальцев искренне вырывается вздох “слава Богу, прошел день”.

Братие! Горе наше, великое горе в том, что Пасха встречается и провожается с бутылкою водки в руках. “Христос воскресе” на устах и рюмка водки в руках. Жестоко пьет в эти дни св. Русь и сквернит и омрачает светлость праздника. У нас исстари так уж повелось, что где праздник, там не только вино, но и пьянство, и так срослась выпивка с праздниками, что без нее, кажется, нет праздника. Это старинный болезненный нарост на праздниках христианских.

Вино - отрава и пагуба представляется верным другом в радости, как и в горе. Не хотят видеть, что этот вкрадчивый, услужливый друг много обещает и грубо обманывает. Сколько на Пасху выпивается, пропивается, теряется сил, здоровья, калечится жизней? Не пересчитать! Водка - радость на миг, а горе на годы.

Брат Христианин! Не покупай к Пасхе спиртных напитков, не угощай ими и не пей их, не подавай соблазна ближним, подумай, сколько хороших людей погибло от первой рюмки водки. Замени их напитками без хмеля, как это многие уже делают. Не бойся насмешек глупых людей. Не будь рабом глупого обычая. Не омрачай светлости праздника, и тебе не придется переживать тяжелых минут упреков и горестного, раскаяния, и будет у тебя Праздник миром, чистою радостью, любовью, освежением духовных и телесных сил.

Бедный, несчастный брат-христианин, пристрастный к спирту, побойся Бога: радостные дни Праздника Пасхи не превращай в дни скорби и плача, не убегай от дверей рая, которые Господь отверз, не бросайся в ад, который он разрушил, не оскорбляй Воскресшего Христа.

Христос - великий Благодетель людей (В Светлую Среду)

Христос Воскресе! Воскресения день - просветимся людие! Воскресения день - просветимся торжеством! Воскресения день - праздников праздник и торжество из торжеств! Так воспевает церковь во дни, посвященные воспоминанию Воскресения Христова! Да и как не просветиться торжеством в светлые сии дни? Как не торжествовать, как не веселиться душой? Прислушайся, что поет в светлые дни св. Церковь Христова? Какое торжество, какая небесная радость слышится в каждом звуке ее священных песнопений!

Радуешься и веселишься ты в тот день, когда родной и близкий тебе человек восстал от одра тяжкой болезни. Но подумай - разве не более радостное событие воспоминается в светлые дни Воскресения? Разве Воскресший Христос не близок, не дорог тебе? Разве Он не родной тебе? Ужели Он менее близок тебе, чем твои родственники по плоти? Он оставил небо, - сошел на землю, где люди страдали, где погибали они без Бога, без правды Его. Оставил Он небесный престол и Свою небесную славу, поселился среди людей, разделил с ними их горькую долю, терпел их скорби, с ними молился и плакал о них. Воскрешал мертвых, исцелял болящих.

Как же после всего этого можно сказать, то Христос не родной нам? Он наш величайший Благодетель. Он один, Безгрешный, приял на себя грехи всего мира. Он один пострадал за всех. Праведник за неправедники.

Радуешься ты, человек, если миновала грозившая тебе опасность, если избавился ты от беды и несчастья. Просветись же особенным торжеством в день Воскресения! Воскресением Христовым освободился ты от самой великой беды, спасся от самой великой опасности. Есть ли несчастье больше смерти? Есть ли опасность более грозная, чем вечная погибель во аде? Можешь ли ты, человек, чем-нибудь спастись от смерти? Нет, ты совершенно бессилен пред смертью. От смерти ничто не спасет тебя - ни богатство, ни знатность, ни сила, ни здоровье, ни красота. Перед смертью все равны, все ничтожны, все бессильны. Пред смертью теряется даже самая великая сила - мудрость человеческая; и она пред гробом или в страхе и трепете молчит, или глухо и недовольно ропщет. От этой-то смертной опасности избавился ты, христианин, Воскресением Христовым.

И не только от смерти временной, телесной, но и от вечной погибели во мраке ада. Дорогою ценою искупил нас Христос Спаситель. Дорогая цена заплачена за наше избавление от ада и смерти. Потребовалась смерть Сына Божия, Его сошествие во гроб и даже ниже гроба — во ад. Но пусть - и сошел во - гроб Бессмертный Сын Божий - Он разрушил адову силу и воскрес победителем смерти и ада! Цена за наше освобождение заплачена, смерть и ад побеждены... Просветимся же торжеством в день Воскресения! Мы торжествуем наше избавление от величайшего несчастья, от самой грозной опасности - от смерти и ада.

Радуешься ты, человек, если сделаешь какое-либо земное приобретение, если получишь какую-нибудь земную почесть. Но подумай, что приобрел ты Воскресением Христовым! Воскресший Христос даровал тебе прощение грехов. Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Христос отверзл нам, райские двери. Он восстал и прославился, и вознесет и прославит вместе с Собою во Царствии Своем всех, кто поклоняется Его страстям и Святому Воскресению.

Пусть не омрачают дни Воскресения тучи житейских невзгод. Ты, в чьей жизни много этих невзгод! Несчастья не оставляют тебя и в дни Воскресения Христова. Все новые и новые, часто неожиданные беды постигают тебя! Не поникай главой твоей в эти священные дни. Пусть слезы не затуманивают очей твоих, не хмурится лице твое. Тот, Кто Воскресением Своим преложил печаль всего мира на радость, кто заставил радоваться убитых горем апостолов и св. жен мироносиц, - неужели, думаешь ты, не силен Он отереть всякую слезу от очей всякого страдальца? Ему молись, Его проси, и Он даст тебе радость. Все твои несчастья - что они в сравнении с вечною победою Христа, умертвившего смерть, с вечной радостью рая, открытого нам Воскресением Христовым? Воскресе Христос, и ликуют ангелы! Воскресе Христос, и жизнь жительствует!

Просветимся же торжеством в дни Воскресения. Внидите все в радость Господа своего, и радость Христова, радость вечная, да будет со всеми нами!

Любим ли мы Господа? (На Светлый Четверток)

Евангелие говорит, что Мария Магдалина, в тяжелое для учеников Христовых время, когда. Божественный Учитель скрылся из очей их на три дня во гробе, “прииде заутра, еще сущей тьме, на гроб” (Иоан. 20,1)...

Подумай над этим действием ученицы Христовой ты, христианин, тоже призванный быть последователем Христа Спасителя.

Больше жизни любила Господа Мария Магдалина, и вот - нет ей покоя!.. Еще темно вокруг, так пустынно и тихо, а она не спит, она плачет, и забывая всякий страх, столько свойственный женщине, столько понятный в то страшное для учеников Христовых время, она спешит к тому месту, где погребен Божественный Учитель - свет и жизнь ее, и радость...

О, любовь святая! Ты не можешь жить без Любимого... Ты ищешь Его, ты стремишься к Нему, ты тоскуешь и плачешь, Если Его берут у тебя... “Мария стояще у гроба вне плачущи... Взяша Господа моего, и не вем, где положиша Его” (Иоан. 20, 11, 13).

Где у нас эта ревность, это горячее искание Бога? Где эта святая тоска по Любимом?.. Взяли у нас Господа наши страсти и грехи, но мы Его не ищем... Мы забываем о Нем - о прекрасном Женихе душ человеческих, Который один может дать душе удовлетворение и счастье... Мы не ищем Его в слове Божием, не ищем в горячей, слезной молитве.

Холодны, холодны мы к Господу Спасителю Своему, положившему за нас, недостойных, неблагодарных, Свою Божественную душу!..

Когда светает день, даже и в праздничные дни, мы спокойно почиваем на ложе, или же, если встаем и бодрствуем, то не для души своей, не для неба, не для возлюбившего нас Господа...

Только Церковь святая в это время тихим мелодичным призывом колокола напоминает нам о святом искании, о жизни нашей бессмертной души...

Вот слышатся эти родные, зовущие звуки...

Прислушайтесь...

Ах, как хороша эта святая музыка колоколов!.. Особенно - в темноте раннего утра...

Слушаешь, слушаешь эти дорогие звуки, и кажутся они звуками далекого рая... И зовут, зовут они грешную душу к Богу, к молитве святой... Говорят и говорят они об иной, лучшей жизни, о блаженном мире души, о радости сердца верующего, о близости к нам Царства Божия, о необходимости искания его, стремления к нему всеми, данными нам, душевными силами...

Какое наслаждение слушать колокольный звон в тишине раннего утра!..

В такие минуты невольно вспоминается ревность и бодрость Марии Магдалины, ее искание, ее горячая любовь к возлюбившему нас Господу, ее самоотвержение и мужество...

Святая Магдалина! Научи нас любить Господа своего и Бога! Помоги нам забывать о суете мирской и прежде всего искать Того, без Которого не мыслимо счастье жизни...

Счастлив тот христианин, который, все оставляя, всегда спешит туда, куда влечет его звон церковный, призывный...

Живоносный источник нашего спасения (В Светлый Пяток)

Ныне праздник в честь иконы “Живоносного Источника”, установленный по следующему поводу.

В половине пятого века в окрестностях Константинополя, столицы греческого царства, было прекрасное место, осененное рощею разных деревьев и орошаемое чистым и светлым источником: но от времени оно заглохло и самый источник закрылся. Император греческий Лев македонянин, когда был еще простым человеком, прогуливаясь однажды на этом месте, встретил человека, слепого от рождения. Будучи от природы сострадательным, Лев подал руку слепцу и повел его; но слепец, будучи палим от сильного жара солнца, просил пить. Напрасно Лев, посадив слепца в тени, отыскивал воды; ее нигде не было. Но, когда он, усталый, возвратился от бесполезного поиска к слепцу, вдруг услышал чудный голос с неба: “не печалься, Лев! Вода подле тебя”. Пораженный этим голосом, Лев растерялся и ничего не видел кругом себя. Тогда опять раздался кроткий голос: “Лев царь! войди в эту густую, тенистую рощу, возьми воды, которую найдешь там, и дай жаждущему, а тину от источника возложи на его очи. Кто - Я, дивная обитательница этого места, ты узнаешь после, и при Моей помощи не умедлишь соорудить на сем месте во имя Мое храм, в котором приходящие сюда и с верою призывающие имя Мое будут получать исполнение своих прошений и совершенное исцеление от болезней”. Устрашенный Лев поспешил тотчас на указанное место, и сперва, взяв тины от источника, приложил ее к глазам слепого, потом, взяв от источника воды, дал ее полумертвому слепцу, который тотчас же освежился. Но как скоро он оросил водою и свои глаза, то вдруг прозрел и, не требуя проводника, один пошел в город, проповедуя чудеса Богоматери.

Вступив на престол, Лев повелел очистить чудный источник от наносной земли и сору и воздвиг над ним великолепный храм, который получил название “Живоносного Источника”, и воистину сделался неисчерпаемым источником чудных действий благодати Божией, по молитвам усердной Заступницы рода христианского.

Братие, христиане! Пресвятая Богородица есть поистине “Мать живых” и Живоносный Источник спасения. Чрез Нее нисходят на нас все благословения и дары Божий, и чрез Нее восходят от нас к Богу все молитвы и прошения наши. Она, как светоприемная Свеща, Сама просвещаясь неизреченно от Света невечернего, просвещает Собою и всех верующих. Она, как Живоприемный и Живоначальный Источник, Сама преисполняясь благодатью, неоскудно источает ее и всем жаждущим и просящим.

Приидите же, братие, почерпнем с веселием от этого Живоносного Источника спасения.

Что же почерпнем? О чем, будем молиться и чего просить у Матери Божией? Должно просить всего, что нужно и благопотребно для нашей жизни.

Будем просить у Нее и благ земных - телесного здоровья, довольства во всем необходимом для жизни, избавления от бед и скорбей, от нужд и состояний, успеха в честных и полезных делах и предприятиях, помощи в трудах и занятиях наших.

Но прежде и более всего будем просить у Нее благ духовных и вечных - прощения грехов наших, благословения и помощи в делах благих и богоугодных, благодатных даров Духа Божия — духа молитвы и благоговения, духа чистоты и святыни, духа пре мудрости и разума духовного, духа совета и крепости в добродетели, духа благочестия и страха Божия. Тогда все, потребное для жизни - временной, само собою приложится нам. Ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33), - это сказал Тот, в руке Коего не только мир весь со всеми его сокровищами и благами, но и самая жизнь и дыхание наше.

Когда же и в каких случаях нужно притекать к Живоносному Источнику благодати - Матери Божией? Всегда и во всех случаях жизни — печальных и радостных, утешительных и скорбных. Малые дети во всем и непрестанно обращаются к своей матери: ей поведают свои печали и огорчения, ей передают свои мысли и чувства, ей поверяют свои желания и намерения, чаяния и надежды, с нею разделяют свои радости и восторги; ибо нигде и ни в ком не находят и не найдут они такого живого и теплого, такого родственного и бескорыстного участия к себе, как у матери. Так и христианин нигде и ни в ком не найдет себе такого живого и родственного, такого благожелательного и милосердого участия к своим нуждам, как у Небесной Матери своей.

Как почерпать от источника благодати - Матери Божией? Как молиться и просить Ее? Должно молиться и просить Матерь Божию с верою истинною, твердою, непоколебимою, с искренним желанием употреблять все, подаваемое Ею, по воле Божией, во благо и спасение души своей, с искренним желанием быть истинными чадами Ее, подражать Ей в благоугождении Сыну Ее и Богу. Но помните, что только та молитва бывает действенна, которая соединена с истинною, живою верою в Господа Христа: вся, елика воспросите от Отца верующе, во имя Мое, приимете. Вера, соединяя нас в один дух с Господом, привлекает к нам любовь и благоволение и Пречистой Его Матери: напротив, неверие, маловерие и суеверие, отчуждая нас от жизни Божией, тем самым лишают нас участия в благодатных дарах, изливающихся на церковь Христову чрез облагодатствованную паче всех Матерь Божию. Но да просит с верою, - так учит молиться св. апостол, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа (Иак. 1, 6-7).

Так, братие мои, Пресвятая Матерь Господа любит и принимает, предваряет на помощь и избавляет от всяких бед и зол только богонравные и богобоящиеся рабы Своя.

Что знаменует собой пасхальный артос? (Пред раздачей его в Светлую Субботу)

Сейчас вы, братие, будете принимать части освященного хлеба, называемого артосом. Спросите: “Для чего это установлено?”

Так как Прав. Церковь ничего у себя не имеет такого, что не было бы передано нам св. Отцами или Апостолами, то и здесь не свое она выдумала и предлагает то, что вручили ей для передачи нам св. Апостолы. Поэтому спросим их об этом. И они ответят нам: “Когда до страданий Спасителя мы трапезовали, среди нас всегда сидел Он, наш Божественный Наставник. А когда вознесся на небо, то место Его осталось пусто. И вот, чтобы всегда о Себе напоминать, что Он сидел с нами Своим вещественным Телом, мы поставили пред нашими очами вещественный хлеб. Этот вещественный хлеб, пребывающий с нами, напоминает нам, что с нами во все дни до скончания века (Матф. 28, 20) обещал пребывать духовный Хлеб, Господь наш Иисус Христос, хотя Он и вознесся на небо”.

Итак, смотрите, братие, плотскими очами на сей вещественный хлеб, а внутренними очами представляйте духовный Хлеб, также пребывающий с вами. Но возразит кто-нибудь: “если этот хлеб напоминает вечное пребывание Христа с нами, то зачем же мы его съедаем? Уничтожение хлеба не будет ли говорить о том, что так же и Господь только на время пребывает с нами, а потом оставляет нас?”

На это ответим вам словами Св.Писания, в котором сказано, что “Ядущий Меня во Мне пребывает, и Я в нем” (Иоан. 6, 56-57). Так вот каждый из вас вкушает сей хлеб и сим показывает свою веру в то, что духовный Хлеб Господь Иисус Христос пребывает не только с нами в храме и вне нас, но пребывает и внутри нас, теперь для всех понятно, какую великую Святыню заключает в себе этот хлеб, который мы сегодня получаем... С благоговением же приступайте к приятию священного артоса, да не приложится к нам Божественный глагол: “Не давайте святыни псам” (Мтф. 7,6).

Информация о первоисточнике

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.
При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:
"Романов-на-Мурмане" (romanov-murman.narod.ru).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2
"Православие и мир. Электронная библиотека" ().

В дни Страстной седмицы читается Евангелие и в церкви, и дома для себя, ведь на службах многое может ускользнуть от внимания, а домашнее чтение позволяет собраться с мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелие оживает, наполняет душу неизъяснимыми переживаниями…

Великий понедельник

В Великий понедельник мы вспоминаем внука праотца Авраама, патриарха Иосифа , называемого иногда Прекрасным, и бесплодную смоковницу , проклятую Господом.

Сюжет об Иосифе. Проданный братьями, затем спасший и язычников-египтян, и их самих, Иосиф является прообразом страдающего Господа Иисуса Христа, преданного учеником, отвергнутого Своим народом и спасающего через Свои страдания и смерть род человеческий.

Сюжет о проклятой смоковнице. Евангельская притча говорит, что по дороге в Иерусалим Христос хотел утолить голод плодами смоковницы. Однако плодов на ней не было, и Христос произнёс: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:19).

Эта богатая листвой, но бесплодная смоковница служит образом всякой души, которая не приносит плода - покаяния, и образом книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашёл плодов веры и благочестия, а лишь лицемерную тень Закона. В её мгновенной гибели - предвестие правосудия Божия, которое следует за Его терпением и постигает не приносящих доброго плода. Преподобный Ефрем Сирин предлагает еще одно толкование проклятия смоковницы: в бесплодном дереве Господь обличил Иерусалим, где искал любви, однако жители города проявили ненависть к сотворившим плод покаяния.

Великий вторник

Во Вторник Страстной седмицы вспоминается день, когда Господь Иисус Христос учил в Иерусалимском Храме. В тот день Господь рассказал Своим ученикам о Своем втором пришествии, притчи о десяти девах и талантах, о дани кесарю, о воскресении мёртвых, о Страшном суде.

В первой притче описывается принятый во времена земной жизни Господа Иисуса Христа ритуал, связанный с бракосочетанием. Подруги невесты ожидали ночью прихода жениха. Жених входил, за закрытыми дверями подписывался брачный договор и начинался брачный пир. Те, кто опаздывали встретить жениха, на пир не допускались.

Притчи касаются темы Второго Пришествия Христова и конца Истории. Церковь Христова - ожидающая Его прихода Невеста. Брачный пир, описанный в притче, - пришедшее в силе Царствие Небесное, ожидание которого и должно сопровождать всю жизнь христианина. Таким образом, мудрые девы - это те, кто каждую секунду готов встретить Спасителя, а девы неразумные - те, кто к Его приходу не готовы, почему и оказываются вне чертога брачного.

Та же тема прослеживается в притче о талантах. Уехавший господин - это Сам Господь Иисус Христос, а таланты - дарования, данные Им людям. Тот, кто не развивает даров, данных Господом, будет Им наказан.

Великая среда

В среду Страстной седмицы вспоминаются два события: предание Господа Иисуса Христа Иудой и бескорыстное помазание Его ценным миром неизвестной грешницей. Им посвящен фрагмент Евангелия от Матфея (Мф.26:6-16). В западной традиции грешница, омывшая голову Спасителя миром, часто отождествляется с Марией Магдалиной.

После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви.

Великий четверг

Чтения Великого Четверга соединяются с темой Страстей Христовых — 12 Евангелий о благоговейном воспоминании спасительных страданий и крестной смерти Иисуса Христа. 12 Евангелий составлены от четырех евангелистов.

Сборники Евангельских притч и толкование Евангелия:

  • Первое Евангелие от Иоанна (XIII, 31 – XVIII, 1) – это прощальная беседа Господа со Своими учениками.
  • Второе Евангелие от Иоанна (XVIII, 1–28) – о взятии Христа в саду Гефсиманском, о допросе у первосвященника, об отречении Петра.
  • Третье Евангелие от Матфея (XXVI, 57–75) – о суде над Господом у Каиафы, о решении Синедриона предать Христа смерти, об отречении Петра.
  • Четвертое Евангелие от Иоанна (XVIII, 28; XIX, 1–16) – допрос у Пилата, требование отпустить Варраву вместо Христа, хотя Пилат пробует доказать Его невинность. Бичевание Христа и согласие Пилата отдать народу Господа для распятия.
  • Пятое Евангелие (XXVII, 3–32) – о самоубийстве Иуды, о суде Пилата и его «умовении рук», издевательствах воинов, пути к Голгофе.
  • Шестое Евангелие от Марка (XV, 16–31). В нем – о воинах, изощряющихся в издевательствах над Господом, о шествии на Голгофу и распятии.
  • Седьмое Евангелие от Матфея (XXVII, 33–54) – о последних минутах на кресте и смерти Господа.
  • Восьмое Евангелие от Луки (XXIII, 32–49) – тоже о распятии. Евангелисты, повторяясь в основном, дополняют отдельными подробностями общую картину происходившего.
  • Девятое Евангелие от Иоанна (XIX, 25–37). В нем мы слышим об усыновлении Господом любимого ученика Своей Матери и о заключительном слове Господа: «Совершилось».
  • Десятое Евангелие от Марка (XV, 43–47). Здесь о просьбе Иосифа Аримафейского, который у Пилата просил разрешение снять Господа с креста и похоронить, что надо было сделать очень быстро, так как наступала суббота, когда делать такое строго запрещалось.
  • Одиннадцатое Евангелие от Иоанна (XIX, 38–42). Тот же момент апостол описывает, добавляя лишь некоторые подробности.
  • Двенадцатое Евангелие от Матфея (XXVII, 62–66) – напоминает о решении поставить стражу и опечатать гроб.

В четверг Страстной седмицы в богослужении вспоминают важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Господь установил таинство Святого Причащения (Евхаристии) . Евангелие от Матфея говорит, что во время трапезы Иисус взял хлеб, благословил его и, преломив, раздал ученикам со словами: «Приимите, ядите: сие есть Тело Моё». Затем он подал апостолам чашу и сказал: «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Именно поэтому в Великий четверг христиане приобщаются Святых Христовых Таин, вкушая освящённый хлеб и вино.

Великая пятница

В Пятницу продолжается чтение 12 Евангелий. В этот день Церковь вспоминает суд над Иисусом Христом, его избиение и поругание, казнь и смерть через распятие.

Великая суббота

В день Великой субботы Церковь вспоминает телесное погребение Иисуса Христа.

По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера – чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница. На середину Плащаницы кладут Евангелие. Песнопения утреннего канона славят Христа, Своею смертью победившего смерть.

Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход в Евангелием, Великий вход – совершаются в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

В ночь на Пасху в храме читают Деяния апостолов. Верующие в праздничной одежде приходят в храмы вечером Великой субботы, примерно к 22:00. В начале двенадцатого начинается Полунощница - служба, на которой поётся канон Великой субботы. В конце священники переносят Плащаницу с середины храма в алтарь, где она остаётся до праздника Вознесения Господня (13 июня в 2014 году) - в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

_____________
С наилучшими пожеланиями ॐ
Юля

yoga-detox.ru | .sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: ; padding: 10px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 940px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 2px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #d97d38; color: #ffffff; width: 100%; font-weight: bold; font-style: normal; font-family: "Segoe UI", Segoe, "Open Sans", sans-serif; border-width: 2px; border-color: #d97d38; border-style: solid; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Страстной седмицей, или Страстной неделей, называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью.

«Все дни, – говорится в Синак-саре, – превосходит святая и великая Четыредесятница, но больше святой Четыредесятницы святая и великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия великая и святая Суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя...»

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста , первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братии своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквах совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предизображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по крестному пути Господа до светлого торжества Христова Воскресения.

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к Страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь впервые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как впервые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к Страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.

Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все богослужение, – плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства – неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю – переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно Страждущего, Поруганного и Распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах; полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви из-за большого количества читаемого многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением... Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесет – и присутствие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что значит – размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и погребен... Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве? И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодой; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это... Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе.

Путь Страстной седмицы – путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря – говения для достойного причащения Святых Тайн в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется Жених душ (), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на Кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия Креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни, как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы – оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих, Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы; одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.

Ввиду того что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстной седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того некратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах седмицы 6-й. Так было в XVI веке, например в Сийском монастыре (А. Дмитриевский. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. I, с. 205), и в первой половине XVII века в Московском Успенском соборе (А. Голубцов Чиновники Московского Успенского собора, с. 108). Так совершается и в настоящее время во многих храмах, где бывает ежедневное богослужение на седмице 6-й. Там же, где богослужение в течение Великого поста бывает только по средам и пяткам, некоторые иереи начинают чтение Четвероевангелия со среды седмицы 2-й.

Для того и другого случая может быть предложен следующий порядок чтения Евангелия. Для чтения на седмицах 2-6-й

Седмица 2

Среда

3 ч. Мф. 1-8 зач., 1, 1-4, 17.
6 ч. Мф. 9-20 зач., 4, 18-7, 11.
9 ч. Мф. 21-34 зач., 7, 12-10, 8.

Пятница

3 ч. Мф. 34-46 зач., 10, 9 – 12, 30.
6 ч. Мф. 47-57 зач., 12, 30 – 14, 13.
9 ч. Мф. 58-70 зач., 14, 14 – 17, 9.

Седмица 3

Среда

3 ч. Мф. 71-80 зач., 17, 10 – 20, 16.
6 ч. Мф. 81-90 зач., 20, 17 – 22, 22.
9 ч. Мф. 91-103 зач., 22, 23 – 24, 51.

Пятница

3 ч. Мф. 104-108 зач., 25, 1 – 26, 56.
6 ч. Мф. 109-116 зач., 26, 57 – 28, 20.
9 ч. Мк. 1-12 зач., 1, 1 – 3, 19.

Седмица 4

Среда

3 ч. Мк. 13-22 зач., 3, 20 – 6, 7.
6 ч. Мк. 23-32 зач., 6, 7 – 8, 10.
9 ч. Мк. 33-44 зач., 8, 11 – 10, 16.

Пятница

3 ч. Мк. 45-55 зач., 10, 17 – 12, 27.
6 ч. Мк. 56-64 зач., 12, 28 – 14, 42.
9 ч. Мк. 65-71 зач., 14, 43 – 16, 20.

Седмица 5

Среда

3 ч. Лк. 1-5 зач., 1, 1 – 2, 20.
6ч. Лк. 6-15 зач., 2, 20 – 4, 36.
9 ч. Лк. 16-28 зач., 4, 37 – 7, 1.

Пятница

3 ч. Лк. 29-38 зач., 7, 1 – 8, 39.
6 ч. Лк. 39-50 зач., 8, 40 – 10, 15.
9 ч. Лк. 51-62 зач., 10, 16 – 12, 1.

Седмица 6

Среда

3 ч. Лк. 63-73 зач., 12, 2 – 13, 35.
6 ч. Лк. 74-83 зач., 14, 1 – 17, 4.
9 ч. Лк. 84-95 зач., 17, 3 – 19, 28.

Пятница

3 ч. Лк. 96-107 зач., 19, 29 – 21, 36.
6 ч. Лк. 108-109 зач., 21, 37 – 23, 1.
9 ч. Лк. 110-114 зач., 23, 2 – 24, 53.

Для чтения на седмице 6-й

Понедельник

3 ч. Мф. 1-17 зач., 1, 1 – 6, 21.
6 ч. Мф. 18-42 зач., 6, 22 – 11, 26.
9 ч. Мф. 43-46 зач., 11, 27 – 16, 12.

Вторник

3 ч. Мф. 67-83 зач., 16, 13 – 21, 17.
6 ч. Мф. 84-105 зач., 21, 18 – 25, 30.
9 ч. Мф. 106-116 зач., 25, 31 – 28, 20.

Среда

3 ч. Мк. 1-25 зач., 1, 1 – 6, 45.
6 ч. Мк. 26-51 зач., 6, 45 – 11, 26.
9 ч. Мк. 52-71 зач., 11, 27 – 16, 20.

Четверг

3 ч. Лк. 1-16 зач., 1, 1 – 4, 44.
6 ч. Лк. 17-38 зач., 5, 1 – 8, 39.
9 ч. Лк. 39-62 зач., 8, 40 – 12, 1.

Пятница

3 ч. Лк. 63-82 зач., 12, 2 – 16, 18.
6 ч. Лк. 83-105 зач., 16, 19 – 21, 11.
9 ч. Лк. 106-114 зач., 21, 12 – 24, 53.

Если на седмице 6-й случится праздник Благовещения или храмовой праздник, тогда Евангелия могут быть прочитаны в четыре дня:

День 1

3 ч. Мф. 1-25 зач., 1, 1 – 8, 13.
6 ч. Мф. 26-52 зач., 8, 14 – 13, 30.
9 ч. Мф. 53-78 зач., 13, 31 – 19, 15.

День 2

3 ч. Мф. 79-101 зач., 19, 16 – 24, 35.
6 ч. Мф. 102-116 зач., 24, 36 – 28, 20.

День 3


6 ч. Лк. 1-21 зач., 1, 1 – 5, 39.
9 ч. Лк. 22-49 зач., 6, 1 – 9, 62.

День 4

3 ч. Лк. 50-76 зач., 10, 1 – 14, 24.
6 ч. Лк. 77-101 зач., 14, 25 – 20, 26.
9 ч. Лк. 102-114 зач., 20, 27 – 24, 53.

В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы Четвероевангелие читается на часах 3, 6 и 9.

Евангельские чтения начинаются на часах 3 и 9 после Богородична часа, а на часе 6 – после паримии и прокимна 2-го. Всего евангельских чтений 9.

По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки на три. В соответствии с этим указанием чтения могут быть разделены примерно так:

Понедельник

3 ч. Мф. 1-66 зач., 1, 1 – 16, 12.
6 ч. Мф. 67-116 зач., 16, 13 – 28, 20.
9 ч. Мк. 1-39 зач., 1, 1 – 9, 16.

Вторник

3 ч. Мк. 40-71 зач., 9, 17 – 16, 20.
6 ч. Лк. 1-38 зач., 1, 1 – 8, 39.
9 ч. Лк. 39-82 зач., 8, 40 – 16, 18.

Среда

3 ч. Лк. 83-114 зач., 16, 19 – 24, 53.
6 ч. Ин. 1-26 зач., 1, 1 – 7, 36.
9 ч. Ин. 27-46 зач., 7, 37 – 13, 32.

Если Евангелия от Матфия, Марка и Луки прочитаны ранее (на 6-й седмице), то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать в таком порядке:

Понедельник

3 ч. 1-7 зач., 1, 1 – 2, 25.
6 ч. 8-12 зач., 3, 1 – 4, 46.
9 ч. 13-18 зач., 4, 47 – 6, 13.

Вторник

3 ч. 19-25 зач., 6, 14 – 7, 13.
6 ч. 26-30 зач., 7, 14 – 8, 30.
9 ч. 31-34 зач., 8, 31 – 9, 38.

Среда

3 ч. 35-38 зач., 9, 39 – 10, 42.
6 ч. 39-41 зач., 11, 1 – 12, 18.
9 ч. 42-46 зач., 12, 19 – 13, 32.

Когда полагается чтение нового евангелиста, то после Богородична часа следует возглас «И о сподобитися нам...» Когда же следует второе или третье чтение того же евангелиста, то этот возглас не произносится, но только «Премудрость, прости. Услышим Святаго Евангелия...»

© 2024 pavel3333.ru -- Строительный портал - Pavel3333