Как договориться с налоговой при выездной проверке. Как предприниматели договариваются с инспекторами о суммах налоговых недоимок? Что нужно делать, чтобы застраховать себя от претензий по поводу необоснованной налоговой выгоды

Главная / Строительство

Каждый предприниматель уже в самом начале своей коммерческой деятельности в первую очередь сталкивается с налоговой инспекцией . Многие бизнесмены, особенно начинающие свое дело, часто чувствуют себя не комфортно, испытывают страх или беспокойство при общении с представителями налоговой инспекции.

И, действительно, обстановка в стенах налоговой инспекции довольно мрачная. Любой человек, который хоть раз выстаивал очереди в налоговой, знает, что любой визит в данную организацию, как правило, затягивается надолго и отнимает очень много сил. О строгости и несговорчивости некоторых инспекторов, порой, ходят «легенды».

Конечно, чтобы избежать проблем и сложностей с налоговой инспекцией, в первую очередь, необходимо соблюдать все нормы закона и поддерживать порядок в документах и учете на предприятии.

Главное правило : все необходимые отчеты должны быть сделаны в срок, документы оформлены согласно всем требованиям, вовремя проведена сверка с налоговыми органами.

Однако, для представителей малого бизнеса мы попробуем дать пару советов, как грамотно построить общение с налоговой инспекцией . Собственно, ничего сложного в этом нет – сплошная психология.

Начинать налаживать отношения с налоговиками необходимо с самого открытия предприятия. Взаимоотношения с вашим налоговым инспектором следует строить на взаимном уважении и понимании. Не стоит относиться к инспектору надменно или пренебрежительно, в таком случае вы легко можете нажить грозного врага, который попортит вам не мало крови.

Постарайтесь показать, что вы настроены на сотрудничество и воспринимайте работников налоговой инспекции, как профессионалов . Если вы будете вести себя на равных, то и инспектор будет общаться с вами в том же ключе.

Особенно важно правильно себя вести в спорных ситуациях, прежде чем начинать ругаться и обвинять работников налоговой, постарайтесь самостоятельно разобраться в ситуации .

От ошибок не застрахован никто, в том числе и сотрудники налоговой службы, однако если не предъявлять претензии, а решить вопрос конструктивно, то вы в любом случае останетесь в выигрыше. И проблема решится быстрее, и сотрудники налоговой к вам будут относиться с уважением.

В случае, когда при сдаче отчетности в налоговую у вас обнаружили какие-либо ошибки или неточности, не начинайте повышать на инспектора голос или устраивать скандал, даже если, по вашему мнению, все претензии к вам не обоснованы. Главное сохранять спокойствие и рассудительность . Обратитесь к сотруднику, занимающемуся вашим делом, и попросите (вежливо, но настойчиво) разобраться с вашей проблемой. Если вы считаете себя правым, то аргументируйте свои доводы должным образом. В случае, когда претензии к вам обоснованы, лучше признать свою вину и попросить у инспектора помощи в исправлении и ликвидации вашей ошибки.

В заключении хочу сказать, что в любом случае нужно оставаться человеком , и общаться с собеседником так, как вы хотели бы, чтобы общались с вами. Лояльность, вежливость, грамотность и аргументировать вместе со спокойствием и рассудительностью, станут основой для установления отличных партнерских и в некотором роде даже дружественных отношений с налоговым инспектором.

Н алоговые проверки — дело неприятное и опасное. Именно поэтому редакция «ПНП» провела опрос среди читателей, чтобы узнать, как в настоящее время проходят выездные и камеральные проверки. Примечательно, что пять лет назад мы уже проводили похожий опрос. Это позволяет оценить, какие изменения произошли за последнее время.

В частности, в результате исследования выяснилось, что по сравнению с 2010 годом в два раза увеличилось число компаний, которым удается пройти проверку без доначислений, пеней и штрафов. Но увеличилось и число организаций, готовых стимулировать инспекторов неформальными методами.

Кроме того, контролеры стали намного реже допускать нарушения процедуры проведения проверки, которые позволят отменить решение инспекции по формальному признаку. Например, если компанию не известили о результатах дополнительных мероприятий налогового контроля или фискалы не исследовали дополнительные документы, представленные налогоплательщиком к возражениям на акт налоговой проверки. В ходе исследования также выяснилось, что по сравнению с 2010 годом сократилось (хоть и незначительно) количество так называемых встречных проверок (ст. 93.1 НКРФ).

14 процентов опрошенных прошли проверку без доначислений, пеней и штрафов

Третья часть опрошенных указали, что доначисления по результатам выездной или камеральной проверки составили менее 500 тыс. рублей. Это говорит о низкой результативности мероприятий налогового контроля. Ведь для того, чтобы выявить нарушения, проверяющим зачастую необходимо не только исследовать все первичные документы и налоговые регистры компании, но и провести допросы сотрудников, встречные проверки с сомнительными поставщиками и подрядчиками, исследовать банковские выписки контрагентов и т. д.

К тому же важным условием результативности является всесторонний предпроверочный анализ деятельности налогоплательщика. Как правило, по результатам этого анализа инспекторы могут предварительно оценить сумму возможных доначислений.

Исходя из опроса, 14 процентов налогоплательщиков успешно прошли проверку, то есть без каких-либо доначислений, пеней и штрафов. По результатам исследования, проводившегося в 2010 году, таких компаний было всего 7 процентов. Возможно, это связано с тем, что многие организации стали использовать более безопасные, законные и тщательно проработанные налоговые схемы. А некоторые и вовсе отказались от налоговой оптимизации. Но такой выбор не всегда приводит к успеху при проверке, поскольку налоговики все равно найдут к чему придраться. В то же время применение тех или иных способов экономии поможет значительно снизить налоговую нагрузку.

Претензии в размере более 10 млн рублей предъявили 12 процентам респондентов. Скорее всего это крупные компании с большими объемами выручки от реализации товаров (работ, услуг) и со значительным количеством контрагентов. Например, относящиеся к производственной и строительной отрасли. Такие суммы налоговых претензий возможны при наличии большого числа сомнительных поставщиков, а также сделок, в реальности осуществления которых у проверяющих возникли сомнения.

Контролерам чаще всего удается обнаружить схемы по оптимизации НДС

Опрос показал, что самыми распространенными схемами, которые проверяющим удается обнаружить в ходе проверки, являются схемы по НДС (см. диаграмму 1). Действительно, НДС — это налог, который достаточно трудно оптимизировать законными методами. Из последних популярны, к примеру, способы замены облагаемой выручки на необлагаемую. Это, в частности, выставление штрафных санкций (подп. 2 п. 1 ст. 162 НКРФ), выплата компенсаций, связанных с возмещением убытков (письмо Минфина России от26.10.11 №03-07-11/289). Зачастую претензии по НДС связаны с непроявлением должной осмотрительности при выборе поставщиков и подрядчиков, поэтому проверяющие разом снимают вычеты и расходы по спорным сделкам.

Диаграмма 1. Какие налоговые схемы обнаружили инспекторы в ходе проверки*

* У участников была возможность выбрать более одного варианта ответов. Поэтому на диаграмме сумма показателей превышает 100 процентов — она отражает долю респондентов, выбравших этот вариант ответа.

Схемы по снижению налога на прибыль также достаточно популярны на практике. Их обнаружили у 23 процентов компаний, принявших участие в опросе. Это неудивительно, поскольку законные способы снижения налога на прибыль очень разнообразны (использование посредников, присоединение убыточных компаний, избежание нормирования расходов и т. д.). Однако для снижения риска предъявления претензий компании желательно заручиться убедительной деловой целью при совершении той или иной сделки. А также запастись полным пакетом первичных документов, сохранить деловую переписку. Скорее всего 22 процента компаний так и поступает. Ведь в ходе проверки таких организацийконтролерам не удалось обнаружить ни одной налоговой схемы.

При этом только у 10 процентов организаций фискалы обнаружили схемы, связанные со снижением НДФЛ, налога на имущество и иных налогов. Это объясняется тем, что далеко не все компании владеют объектами, подлежащими обложению имущественным налогом. К тому же его ставка относительно невелика (в общем случае — 2,2% — п. 1 ст. 380 НКРФ), а налоговые обязательства, заявленные в декларациях, обычно несущественны. Схемы, связанные со снижением НДФЛ, — это в большинстве случаев выплата серой зарплаты, которую не всегда легко обнаружить. Явным доказательством конвертной схемы выступают неофициальные «черные» ведомости, а также соответствующие показания сотрудников. Да и самим этим налогом облагаются доходы физлиц, а не компаний — для юрлиц в общем случае нет смысла его оптимизировать.

Примечательно, что 36 процентов опрошенных заявили о том, что они вовсе не используют налоговые схемы в своей деятельности. Но тут важно определиться, что такое налоговая схема. Наверняка такие компании применяют пассивные методы налогового планирования, связанные с безопасным внедрением тех или иных способов, проверенных на практике (например, формирование резервов, применение повышающих коэффициентов к норме амортизации). Отсутствие налоговых претензий также может быть связано с проявлением должной осмотрительности при выборе большей части контрагентов и с неиспользованием черных схем оптимизации (обналичивание денежных средств, сокрытие выручки).

Большинство компаний не знает, обменивались ли налоговики сведениями с ревизорами из фондов

Больше половины респондентов (57%) так и не узнали о том, обменивались ли налоговики информацией, обнаруженной в ходе проверки, с ревизорами из внебюджетных фондов. Проверяющие не обязаны сообщать руководству компании о таком обмене информацией. На практике сотрудничество налоговиков и фондов может обнаружиться лишь по факту назначения новой проверки каким-то из этих ведомств. Видимо, 11 процентов опрошенных уже потревожили контролеры из фондов либо сами налоговики сообщили им о факте обмена информацией. В то же время третья часть респондентов уверены, что обмена сведениями между инспекцией и фондами не было.

Напомним, что налоговики могут направлять во внебюджетные фонды сведения о выявленных фактах нарушений, повлекших занижение доходов от деятельности (ч. 10 ст. 14 Федерального закона от24.07.09 №212-ФЗ). Кроме того, инспекторы направляют в ПФР и ФСС информацию о доходах страхователей, применяющих специальные налоговые режимы (ч. 8 ст. 14 Федерального закона от24.07.09 №212-ФЗ). В отношении остальных страхователей ревизоры из фондов могут самостоятельно запрашивать нужные сведения у налоговиков (п. 12 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от24.07.09 №212-ФЗ).

Только четверть компаний вызывали на комиссию по легализации объектов налогообложения

Многие компании надеются на то, что перед включением в план выездных налоговых проверок инспекторы обязательно вызовут их на комиссию по легализации объектов налогообложения. К примеру, на зарплатную или убыточную комиссию. Поскольку это может стать своеобразным сигналом о приближении опасности.

Однако в ходе исследования выяснилось, что подавляющее большинство опрошенных (более 70%) не вызывали на соответствующую комиссию. Либо такие компании не попали в зону риска. То есть не показывали убытки в течение нескольких лет, не заявляли значительные суммы вычетов и платили зарплату, соответствующую среднему уровню по отрасли в конкретном субъекте РФ (п. 2, 3, 5 разд. 4 Приложения № 1 к Концепции, утвержденной приказом ФНС России от30.05.07 №ММ-3-06/333@). Либо у контролеров не возникло сомнений при включении этих компаний в план выездных проверок. То есть контролеры были уверены в наличии нарушений налогового законодательства и в том, что организация применяет незаконные схемы уклонения от уплаты налогов.

Напомним, что Федеральным законом от28.06.13 №134-ФЗ внесены изменения в пункт 3 статьи 88 НК РФ. Теперь при проведении камеральной проверки декларации, в которой заявлен убыток, проверяющие вправе требовать у компании пояснения, обосновывающие размер полученного убытка (абз. 3 п. 3 ст. 88 НКРФ). Аналогичное право есть у налоговиков и в случае камеральной проверки уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (абз. 2 п. 3 ст. 88 НКРФ).

Однако 26 процентов опрошенных посетили комиссию по легализации объектов налогообложения. Отметим, что присутствие на комиссии позволяет налогоплательщику объективно оценить риск назначения выездной налоговой проверки, узнать о том, какие эпизоды и сделки вызвали повышенный интерес у контролеров. А также понять, из каких внешних источников налоговые органы получили нужную информацию о компании. Поэтому от участия в комиссиях отказываться не стоит. Отказавшиеся (3%), скорее всего, не хотели отвечать на неудобные вопросы, которые могли задать инспекторы. Или принципиально не одобряют такую процедуру.

Большинство налогоплательщиков обвиняли в сотрудничестве с однодневками

Сомнение в реальности сделки и добросовестности контрагентов на сегодняшний день — одна из самых главных претензий контролеров. Результаты опроса это подтверждают. Так, 58 процентов опрошенных указали, что проверяющие предъявляли им именно такие претензии.

Практика показывает, что зачастую контролеры пытаются признать фиктивными даже реальные сделки с добросовестными партнерами. Ведь в этом случае инспекторы смогут сразу снять и вычеты по НДС, и расходы по налогу на прибыль. Однако компании уже привыкли доказывать свою добросовестность в судах. Об этом свидетельствует обширная арбитражная практика (например, постановления арбитражных судов Московского от01.10.14 №Ф05-15515/13, Поволжского от30.10.14 №А12-2870/2014 округов, а также федеральных арбитражных судов Московского от10.07.14 №Ф05-7296/2014, Дальневосточного от02.10.13 №Ф03-4120/2013 округов).

В большинстве случаев претензии налоговиков однотипны и преследуют цель переложить всю ответственность за нарушение налогового законодательства с однодневок на их контрагентов. Для этого контролеры привлекают в качестве свидетелей директоров неблагонадежных контрагентов, проводят почерковедческую экспертизу с целью доказать то обстоятельство, что первичные документы подписаны неустановленными лицами. А также чтобы доказать умысел проверяемой компании или хотя бы ее неосмотрительность в связях.

Выяснилось, что 42 процента опрошенных не обжалуют доначисления

Как оказалось, 42 процента налогоплательщиков, принявших участие в опросе, не обжаловали доначисления, предъявленные инспекцией. Редакция нашего журнала не одобряет такое поведение. Практика показывает, что значительную часть налоговых претензий можно оспорить на этапе подачи возражений на акт проверки или путем представления апелляционной жалобы в вышестоящую инстанцию. Вероятно, нежелание компаний оспаривать доначисления связано с отсутствием квалифицированных юристов или опасением, что расходы на их привлечение окажутся сравнимыми с суммой доначислений.

А иногда, как показывает следующий пункт опроса, сумма доначислений заранее согласована с налоговым органом, поэтому оспаривать их нет необходимости. Часть респондентов просто не хочет ссориться с инспекцией (в 2010 году таких налогоплательщиков было 21%).

В то же время 27 процентов организаций пыталось обжаловать решение проверяющих в арбитражном суде, 22 процента подавало возражения на акт проверки. Это оптимальный выход, если ревизоры предъявили незаконные или нелепые претензии. Либо если их решение противоречит сложившейся арбитражной практике или мнению контролирующих ведомств.

Почти 40 процентов компаний указало, что перед проверкой им объявили план доначислений

Большинство участников опроса (61%) указали, что проверяющие не сообщали перед выездной налоговой проверкой о том, какие суммы доначислений они планируют взыскать в бюджет. Остальным же организациям план доначислений объявили.

Конечно, такие действия контролеров незаконны, но 25 процентов опрошенных пошли навстречу инспекторам, согласившись заплатить «по плану». Причем в 2010 году компаний, готовых сотрудничать с фискалами, было меньше — 18 процентов. Это говорит о том, что все больше организаций не хочет спорить с инспекторами. И считает, что целесообразнее указать на явные ошибки, чем раскрывать детали той или иной схемы. К тому же некоторые налогоплательщики специально к проверке совершают несколько очевидных «ошибок», чтобы потом перечислить деньги в бюджет уже по своему плану.

Очень часто налоговики проверяют всю группу компаний в целом

Почти половина проголосовавших (46%) отметили, что одновременно с проверкой компании проходила проверка ее дружественных или дочерних организаций. При этом третья часть респондентов (31%) указали, что проверили не всех участников группы компаний.

Это неудивительно, поскольку в рамках выездной проверки контролеры исследуют прежде всего группу взаимозависимых лиц, ищут родственные связи, рисуют схему прохождения денежных средств через всю цепочку контрагентов. Ведь с помощью зависимых компаний осуществляется реализация множества налоговых схем: предоставление процентных и беспроцентных займов, выплата роялти, посредничество, раздувание расходов, дробление бизнеса и т. п.

Отметим, что сейчас в связи с выходом новой формы декларации по НДС (утверждена приказом ФНС России от29.10.14 №ММВ-7-3/558@) регистрация дружественных компаний очень актуальна. Поскольку их можно использовать в качестве компаний-прокладок, которые будут выступать перепродавцами товаров, работ, услуг. Это позволит не показывать в декларации по НДС однодневки.

Контролеры стали реже допускать существенные нарушения процедуры проведения проверки

В результате исследования выяснилось, что контролеры по-прежнему допускают существенные нарушения процедуры проведения проверки (см. диаграмму 2). Однако если сравнивать результаты исследования с опросом, проведенным в 2010 году, то процедурных нарушений стало намного меньше — на 30 процентов. Это свидетельствует о том, что контролеры стали более внимательны к формальной стороне проверки.

Диаграмма 2. Какие существенные нарушения процедуры проведения проверки допускали контролеры

Отметим, что обжалование решения проверяющих по формальным основаниям выступает одним из способов защиты от доначислений. Поскольку нарушение процедуры проведения проверки является основанием для отмены решения налогового органа (п. 14 ст. 101 НКРФ). Опрос показал, что в 12 процентах случаев инспекторы не исследовали дополнительные документы, представленные к возражениям на акт проверки. Это скорее всего связано с тем, что контролеры надеялись на то, что компания согласится с их выводами и не будет обжаловать решение в вышестоящем налоговом органе или в суде.

Еще одним частым нарушением являются фактические ошибки, допущенные инспекцией в решении по проверке. Тот вариант ответа также набрал 12 процентов голосов. Так, по мнению судов, если в решении не обозначены и не обоснованы факты нарушения налогового законодательства, то такое решение подлежит отмене (к примеру, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от25.10.12 №А35-147/2012).

О том, что их не известили о результатах дополнительных мероприятий налогового контроля, сообщило 9 процентов компаний, об отсутствии возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать пояснения — 5 процентов респондентов.

Напомним, что в силу пункта 2 статьи 101 НК РФ компания имеет право участвовать в процессе рассмотрения руководителем налогового органа материалов выездной проверки. Этому праву корреспондирует обязанность инспекции уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения этих материалов (абз. 1 п. 2, подп. 2 п. 3 ст. 101 НК РФ).

Если проверяющие не обеспечили организации право на участие в рассмотрении материалов проверки, то решение инспекции подлежит отмене (п. 14 ст. 101 НКРФ, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от25.06.12 №А22-1674/2010).

У большинства не возникло проблем по встречным проверкам

Практика показывает, что при проведении проверки контролеры очень часто запрашивают документы и информацию у контрагентов налогоплательщика (ст. 93.1 НКРФ). Подтверждают это и результаты опроса. Так, более 70 процентов проголосовавших указали, что инспекция проводила встречные проверки. Однако в 2010 году такие проверки проводились еще чаще — в 76 процентах случаев. Истребование документов у контрагентов является действенным способом выявления недобросовестных партнеров, а также расхождений в учете и отчетности сторон договора. Непредставление документов по требованию инспекции выступает сильным аргументом, свидетельствующим о нереальности сделки.

В то же время при проведении опроса 36 процентов респондентов отметили, что практически все контрагенты представили документы и информацию по сделкам, которые интересовали налоговиков. Это обусловлено тем, что большинство компаний старается сотрудничать с благонадежными или дружественными партнерами, которые отвечают на запросы инспекции. Хотя сейчас многие компании-прокладки также оказывают подобные услуги своим клиентам.

Далеко не все пытались договориться с инспектором какими-либо неформальными методами

Как показал опрос, в большинстве случаев (77%) компании не пытаются договориться с инспекторами о снижении доначислений. Поскольку риск использования таких неформальных методов довольно высок. Ведь человека, давшего взятку должностному лицу инспекции, могут привлечь к уголовной ответственности (ст. 291 УКРФ). Да и не всегда понятно, о какой сумме может идти речь.

Несмотря на это, 18 процентам опрошенных удалось успешно договориться с инспекторами. При этом некоторые участники опроса (5%) пытались договориться с инспекторами, однако последние отказались от таких предложений. Если сравнивать эти данные с результатами исследования, проводившегося в 2010 году, то ситуация практически не изменилась. Почти пятая часть налогоплательщиков (23%) хотят договориться с инспекторами о снижении или отмене доначислений. Это говорит о нежелании налогоплательщиков ссориться с фискалами, обжаловать решения инспекции или отстаивать свои интересы в суде.

Почти 40 процентов участников отметили, что контролерам не удалось обнаружить ни одной налоговой схемы

В большинстве случаев (70%) налоговики пытались в ходе проверки искать какие-то налоговые схемы. Однако успешными такие поиски были менее чем в половине случаев (32%). Что говорит либо о недостаточном профессионализме проверяющих, либо о высоком профессионализме тех, кто эти схемы внедрял.

Удивительно, но в 30 процентах случаев инспекторы даже не пытались обнаружить схемы. Что совсем уж не красит проверяющих в глазах их начальства. Впрочем, такие ситуации широко известны: инспекторы приходят на проверку и начинают изучать сплошным методом счета-фактуры в поисках возможности снять вычеты по НДС, а также начинают проверять прочие первичные документы в попытке увеличить налогооблагаемую прибыль.

Многие компании при защите ориентируются на судебную практику и мнение контролирующих ведомств

Выяснилось, что более 40 процентов налогоплательщиков подбирают аргументы для своей защиты, исходя из положительной арбитражной практики (см. диаграмму 3). При этом 38 процентов компаний ориентируется на позицию контролирующих ведомств. Это довольно действенные способы защиты от доначислений — даже ФНС России на своем сайте неоднократно заявляла, что налоговики не будут выставлять претензии, если в пользу налогоплательщика сложилась устойчивая арбитражная практика.

Диаграмма 3. Каким образом компании подбирали аргументы для защиты своей позиции и оспаривания доначислений

Однако компании не ограничиваются исключительно поиском положительных судебных решений и разъяснений Минфина России и ФНС России по спорным вопросам. Многие их них изучают рекомендации, отраженные в бухгалтерских справочных системах (31%), анализируют статьи, размещенные в профильных изданиях (27%), а также прибегают к услугам налоговых консультантов (31%). Это говорит о более активной позиции в отстаивании своих прав.

Мы проанализировали возникающие типовые ошибки, допускаемые при этом общении, и предлагаем некоторые рекомендации по их устранению.

  1. «Оборонительная стратегия» общения с налоговиками: взвешенная оценка ситуации, когда налогоплательщик избегает конфронтации с налоговой инспекцией, а судебное разбирательство инициирует только в исключительном случае, если речь идет о прямых потерях. В остальном у налогоплательщика и налоговой инспекции складываются партнерские взаимоотношения.
  2. «Наступательная стратегия» общения с налоговиками: налогоплательщик при этом ведет себя более агрессивно и не только не избегает суда, но в определенных случаях и сам его инициирует.

Какая из представленных позиций вам ближе - решайте сами. На практике ничто не мешает вам применять комбинированный подход: в каких-то случаях обороняться, а в каких-то - наступать. В любом случае, помните о том, что основной денежный выигрыш, как правило, «на потоке», а значит, жертвами становятся наиболее податливые, легко сдающиеся. Поэтому зачастую общее ощущение порядка и силы, исходящее от налогоплательщика, превентивно работает сильнее, чем конкретный запрос.

Подавляющее количество плательщиков налогов не знают правил, и поэтому государство, зачастую в лице сотрудников госорганов, пользуется этим. Плательщики попадают в нелепые ситуации по незнанию ситуации: что может сделать налоговая инспекция, а что не может; за что надо платить налог, а за что нет. Мы проанализировали возникающие типовые ошибки, допускаемые при этом общении, и предлагаем некоторые рекомендации по их устранению.

Ошибка 1. Общий неверный эмоциональный подход

Проявляется в эмоциональных попытках «искать истину», «бороться за правду», в хаотичных попытках «договориться» с представителем учреждения напрямую или через знакомых – вместо спокойного, уверенного общения субъекта, осведомленного о своих и налоговой инспекции правах и обязанностях.

Здесь надо помнить, что истина прячется тем лучше, чем старательнее ее ищут методом проб и ошибок. Но истина часто приходит сама, когда выполняется правильная технологическая процедура.

При этом, если вы своим видом или тоном дадите работнику налоговой инспекции понять, что не считаете его равным себе партнером, не уважаете его, то рабочие взаимоотношения наладить не удастся. Поэтому надо развернуть технологию нападающего против самого нападающего.

Ошибка 2. Вера в подарки и договоренности

Ошибка 2 - предположение, что проще откупиться. Она может проявляться также в неготовности к общению по установленным правилам (процедурному общению). Собственно, эта ошибка является внешним проявлением определенного внутреннего страха перед налоговой.

Думается, что с налоговой инспекцией нужно строить партнерские отношения исключительно в деловом русле. В этом случае, по аналогии с партнерами по бизнесу, будет действовать принцип, по которому чем добросовестнее обе стороны выполняют свои обязанности, тем лучше они будут взаимодействовать и, соответственно, лучше друг к другу относиться.

Ошибка 3. Устное общение с налоговыми органами

Вот наиболее характерные проявления этой ошибки: «Я в налоговой спрошу». Собственно, ошибка заключается только в последнем слове. Очевидно, при такой формулировке вы априори уверены в том, что ответ инспектора непременно будет истинным.

Между тем любой бухгалтер или предприниматель, давно занимающийся реальным бизнесом, справедливо усомнится в этом. И дело здесь не обязательно в некомпетентности либо злонамеренности инспектора. Дело может быть в его обычной загруженности. Он просто «спихнет проблему», после чего искренне «забудет» свои слова (закон этого не запрещает). Дело может быть также в запутанности законодательства. Поэтому в большинстве случаев не следует устно консультироваться в соответствующем органе по интересующему вопросу.

Если инспектор ошибется (даже не желая этого), последствия принятого вами решения на основе ошибочного мнения инспектора придется расхлебывать вам, а не ему. Поэтому следует подстраховать себя письменным ответом. С этой целью не постесняться сделать письменный запрос через канцелярию инспекции, сохранив для себя заверенную в канцелярии же копию.

В дальнейшем, если ответ окажется ошибочным, на этот документ можно будет ссылаться, как на документ налоговой инспекции. При этом обращаем внимание, что следование ошибочным ответам налоговой инспекции не избавит вас от налоговых санкций в случае неправильной уплаты налогов. Просто сам письменный запрос сокращает вероятность ошибочного ответа налоговиков (которые бывают сплошь и рядом).

Таким образом, успех от общения с налоговыми контролерами определяется в основном осведомленностью об арсенале прав и багаже обязанностей налогоплательщика и вашей уверенностью в правильном выборе тактики в борьбе за свои налоговые интересы.

Один мой знакомый - весьма высокопоставленный чиновник - налоговую доктрину России описал двумя меткими фразами: «Если налогоплательщик платит мало налогов, то надо заставить его платить налогов больше. Если налогоплательщик платит налогов достаточно, то он может платить еще больше, а, значит, к этому его тоже можно принудить». Просто во всех странах налоги платят, а в России их собирают… В сознании налогоплательщиков в самом деле до сих пор не укрепилась мысль, что налоги надо платить, и от этого зависят качество образования, медицины, правоохранительной деятельности, благополучие детей и пенсионеров, прочие социальные программы и в конечном итоге успех страны. Поэтому и возникают перекосы в методах налоговой службы, использующих для обеспечения наполняемости бюджета достаточно жесткие, порой неадекватные методы. Но компромисс в диалоге с инспекцией все же можно найти, причем с защитой своих интересов.

Придерживайтесь приличий

Всякий предприниматель и бухгалтер постоянно критикует налоговые органы, причем в большинстве случаев - обоснованно. Статистика - вещь упрямая, и она говорит о том, что количество ежегодных налоговых проверок в России в 2010 году по сравнению с 2002 годом возросло более чем в семь раз. Но налоговую службу можно понять. ФНС работает под таким же серьезным прессингом, как и налогоплательщики. Ведь наполнение государственного бюджета очень сильно зависит от работы двух структур - таможни и налоговой службы. Так, бюджет 2011 года ФНС планирует наполнить суммой в 8 триллионов рублей. И в следующие годы от нее требуют новых рекордов.

Между тем налогоплательщики нередко продолжают всеми правдами и неправдами уклоняться от уплаты налогов и сборов, «прятать» денежные средства и имущество, использовать мошеннические схемы. Как аудиторы мы часто это наблюдаем и выносим соответствующие рекомендации. Ведь именно из-за подобных нарушений налоговики постоянно ужесточают методы своей работы, в результате чего страдают в том числе и добросовестные, ни в чем неповинные налогоплательщики.

А бывает другая крайность. Мне один клиент недавно сказал: «Знаете, я плачу все, что нужно, и еще на всякий случай еще процентов 20, чтобы меня не трогали». Я на это ответил: «Вы платите 20 процентов сверх Вашей налоговая нагрузки, значит, налоговая инспекция посчитает, что может с Вас содрать еще процентов 30».

Так что лучше придерживаться налоговых приличий - платить не меньше минимума, но и не больше расчетных величин по совокупной налоговой нагрузке.

Как исследуют на порядочность

В арсенале налоговых органов существует много возможностей исследовать работу организации на «налоговую порядочность». Один из основных аналитических методов - «математическая модель» налогоплательщика. Эта модель создается по определенным методикам в результате аналитической обработки следующих параметров: виды деятельности организации, денежный оборот по банку, филиальная и торговая сеть, численность работающих, объем производственных и торговых площадей, признаки холдинговой структуры, структура бухгалтерского баланса, операции с наличностью, активы предприятия, а также характер взаимоотношений с контрагентами и с организациями, обслуживающими бизнес.

Второй метод называется «налоговый портрет» компании. Налоговиков, которые используют его, интересует прежде всего следующее: суммы и виды уплачиваемых организацией налогов и сборов, регулярность (соблюдение установленных сроков) расчетов с бюджетом, пыталась ли фирма возместить НДС из бюджета, подавала ли заявления на возврат ранее уплаченных сумм, уровень официальных зарплат сотрудников и результаты предыдущих налоговых проверок.

Инспекторы могут сравнивать данные, полученные с помощью первого и второго методов, и проверять их на соответствие показателям фирм, занимающихся аналогичной деятельностью.

И третий метод - «юридический портрет». Инспекция выяснит и тщательно проанализирует, где находится фирма, соответствует ли этот адрес юридическому и почтовому, есть ли у фирмы необходимые разрешительные бумаги и в порядке ли уставные документы и прочая хозяйственная документация.

В результате проведения такого комплексного анализа инспекторы могут практически со 100-процентной точностью определить суммы налогов, которые должен уплачивать добросовестный налогоплательщик. И если цифры, которые «выведут» налоговики, более чем на 20 процентов отличаются от тех, что уплачивает предприятие в действительности, то риск налоговой проверки серьезно повышается.

Есть и другие контрольные параметры, которые анализируют инспекторы. Это отраслевые показатели, такие как уровень зарплаты сотрудников компании, размер торговых наценок, рентабельность и прочие характеристики норм прибыли. Обращается внимание на степень благонадежности банков, с которыми работает компания. Если они не вошли в систему страхования вкладов физических лиц, не имеют договора с Агентством по страхованию вкладов, да еще и имеют взыскания Центрального банка РФ, то считаются не заслуживающими доверия. Всего в России работает около 1000 банков. Работать рекомендуется с банками, которые находятся не ниже 250-го места в рейтинге надежности банков ЦБ РФ. Все остальные - в зоне риска.

Другими налоговыми рисками являются работа с недобросовестными обслуживающими организациями, непрофильная деятельность и непрофильные активы, юридические и организационные риски.

Кого причисляют к «однодневкам»

Отслеживается и еще один важный параметр - признаки фирмы-«однодневки». Причем как у самой компании, ведущей бизнес, так и у ее контрагентов. Работа с «однодневкой» может явиться основанием для выездной налоговой проверки вашей компании, поэтому я не рекомендую напрямую сотрудничать с такими фирмами.

Налоговики выработали определенные критерии, по которым компания может быть причислена к «однодневкам». Этих признаков в настоящее время почти 150. Примечательно, что под эти характеристики может попасть и вполне законопослушная организация. Поэтому компания может быть признана «однодневкой» не по одному критерию, а по совокупности нескольких из них.

Одним из таких признаков являются регистрационные критерии. У налоговых органов вызывает подозрение организационно-правовая форма предприятия «общество с ограниченной ответственностью». Инспекторы с настороженностью относятся к организациям, юридические адреса которых совпадают с несколькими десятками других зарегистрированных фирм. К таким адресам, впрочем, причислены практически все офисные центры в Москве. Сведения об адресах массовой регистрации в столице можно найти на интернет-сайте Управления ФНС России по Москве. Там же можно посмотреть и списки генеральных директоров, которые руководят десятью и более фирмами. Негативным будет мнение налоговиков и в тех случаях, когда в учредителях у нее значится только одно физическое лицо. Негативным фактором будет совмещение одним человеком должностей генерального директора и учредителя или генерального директора и главного бухгалтера.

Во вторую группу входят налоговые критерии. Это сдача нулевых балансов или отказ сдавать отчетность в электронном виде. Для инспекторов такой отказ равносилен добровольному признанию организации «однодневкой». При электронном документообороте передавать отчетность нужно по интернету, налоговики в этом случае могут легко отследить IP-адрес, а через него можно «выйти» на организаторов.

Третьей группой являются критерии, связанные с порядком документооборота. Существенным основанием для признания компании «однодневкой» является расхождение образцов подписей в банковской карточке с подписями на бухгалтерской отчетности и первичных документах. Нередко на основании почерковедческой экспертизы налоговики признают документы не имеющими юридической силы.

И четвертой группой признаков фирм-«однодневок» являются финансовые критерии: например, несоответствие входящих и исходящих платежей по назначению и видам деятельности компании. Если деньги на счет организации приходят, например, за горюче-смазочные материалы, строительство и консалтинг, а уходят за ценные бумаги, то к компании со стороны налоговой инспекции могут возникнуть вопросы.

План по проверкам

Ни для кого уже не секрет, что у налоговой службы есть план, сколько налогов нужно собрать, сколько проверок разного рода при этом провести и даже сколько следует собрать штрафов, пеней и недоимок. Есть разнарядка и по внеплановым налоговым проверкам.

Из всех налоговых проверок самая легкая - встречная проверка, при которой проверяют не организацию, а контрагента, которого внимательно изучают по отдельно взятому налогу в отдельно взятом периоде. В организацию приходит запрос о том, было ли сотрудничество с этим контрагентом. Согласно прошлогодней поправке в Налоговый кодекс (закон №229-ФЗ) требование инспекции ФНС о предоставлении документов считается полученным на шестой день после его отправки. А на то, чтобы предоставить документы, у налогоплательщика есть 10 рабочих дней. Делопроизводство в компании должно быть поставлено очень четко. Ведь если вы укладываетесь в эти сроки, то, скорее всего, проверка может считаться законченной. Если же организация не уложится в срок, предоставит документы не в полном объеме или они будут содержать грубые ошибки, например, несоответствие подписей и печатей имеющимся образцам и т.п., то фискальный орган по какой-нибудь формальной причине вызывает представителя организации в инспекцию на разбирательство, и ему и будет задан вопрос о том, почему было допущено данное нарушение. Главное условие, позволяющее организации успешно пройти встречную проверку, при администрировании - подписывая документы с контрагентом, нужно внимательно проследить за единообразием нумерации, подписей, печати, прочитав все комплекты любых соглашений, а не единичный экземпляр. Встречные проверки у ваших контрагентов могут вовремя предостеречь о возможном появлении сотрудников налоговой инспекции и у вас.

Более сложным вариантом является камеральная проверка. Слово «Cameral» переводится с латинского как «ограниченный», то есть эта проверка - ограниченное по своему масштабу инспектирование. Оно обычно охватывает небольшой период деятельности, включающий в себя один-два отчетных периода или одну сделку, по которой проверяется правильность исчислений и уплаты всех налогов. А вашим контрагентам будут разосланы требования о встречных проверках. Процедура проходит заочно путем доставки документации по почте. Чаще всего результатом такого типа проверок становятся доначисления налогов, пени, штрафы. Если нарушения совершены в особо крупных масштабах (от 1 млн рублей), то возможно возбуждение уголовного дела по статьям 198 и 199 УК РФ («Неуплата налогов» и «Сокрытие объектов налогообложения»). Примечательно, что инспекторы имеют весьма мощную мотивацию - они получают до 70% от сумм доначисленных налогов, пеней и штрафов, поэтому эффективность камеральной проверки для налоговой службы не меньше выездной. И еще одна важная деталь: результаты камеральной проверки могут послужить предпосылкой для более серьезной налоговой проверки предприятия.

Камеральная проверка - единственный вид проверок, который может проводиться без ведома налогоплательщика. О том, что в отношение вас проводится такая проверка, можно узнать из двух верных источников - от банка и от контрагентов. Банк знает о начатой проверке, поскольку инспекторы обращаются туда с требованием предоставить выписку по расчетному счету за определенный период. А по контрагентам проводятся встречные проверки. Чтобы вас предупредили, с банком и контрагентами должны быть установлены хорошие отношении.

Прогнозировать можно и внеплановую выездную проверку организации, задачей которой является тоже доначисление налогов, штрафов пеней. В каждой инспекции есть свои негласные указания о «тарифах». По Москве, например, минимальная ставка - в Восточном округе (1,5 млн руб.), максимальная - естественно, в Центральном (до 5 млн руб.). Одним из признаков приближения выездной проверки может быть вызов в налоговую инспекцию «на беседу» сотрудников компании, имеющих право подписи на расчетно-финансовых документах. Тематика разговора может быть как определенной, по какому-то конкретному вопросу, так и общей. Проводиться она тоже может по-разному (в неформальном ключе или в формате объяснений). Также должен насторожить тот факт, что налоговая служба направила запрос в банк по операциям по расчетному счету и с просьбой предоставить копию юридического дела для анализа на предмет реального функционирования компании. Впрочем, налоговики и сами все чаще заранее предупреждают о готовящейся выездной проверке, тайну из этого мало кто делает. За время до начала проверки (как правило, это один-два месяца) можно подготовиться и устранить недостатки в документации.

Как подготовиться к визиту инспектора

Во время ожидания выездной проверки нужно подготовить офис, там должно находиться только официальная документация, объяснимая с юридической точки зрения. Необходимо по максимуму ограничить информацию, которая может поступить к налоговикам. Нельзя допустить, чтобы инспектор свободно ходил по офису, беседовал с любым сотрудником, заглядывал во все компьютеры. Иначе поток информации станет неуправляемым. Рекомендую выделить инспекторам отдельное помещение, поставить туда компьютер, не подключенный к серверу, обеспечить проверяющих чаем, кофе, булочками, а также строго ограничить количество работников, которые могут с ними общаться. Это должны быть только несколько человек - должностные лица предприятия, которые имеют право подписи, и специалист, разбирающийся в юридических и налоговых тонкостях. Грамотный специалист сделает так, что в результате проверки налоговая служба обязательно допустит ряд нарушений, благодаря которым акт инспекции можно будет отменить в судебном порядке.

Учтите, что попытка «договориться» с налоговой инспекцией посредством дачи взятки может обернуться уголовным делом. Все проверяющие «вооружены» диктофонами, да и в стенах самой инспекции все постоянно «пишется» на аудио и видео. Так что будьте внимательны в выборе выражений, когда общаетесь с сотрудниками ИФНС.

Оспаривать результаты проверки можно после составления чернового акта налоговой проверки с прилагаемым к нему отчетом. Налоговая инспекция в последнее время все чаще идет на диалог по урегулированию разногласий с налогоплательщиком в досудебном порядке.

И еще один совет: на всякий непредвиденный случай (блокировка счета, наложение взыскания) нужно иметь резервное предприятие или группу предприятий, расчетными счетами которых можно будет воспользоваться.

Полностью избежать налоговых доначислений, скорее всего, не удастся, однако существенно уменьшить их вполне возможно.

Более подробно данные вопросы будут рассмотрены на конференции «Налоговое администрирование. Эффективные способы защиты прав налогоплательщика в 2011 году», которая состоится 7 апреля 2011 года.

Свое участие в мероприятии подтвердили заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Сергей Разгулин, Председатель Совета Директоров АКГ «Градиент Альфа», Председатель Экспертного Совета при Комиссии Московской городской Думы по законодательству Павел Гагарин, заместитель генерального директора ООО «Такском» по особо важным проектам Игорь Мурашкинцев

Дарить или не дарить налоговикам подарки, куда обращаться в случае «беспредела» и почему сейчас вовсе не обязательно быть лично знакомым с руководителем местной ИФНС — эти вопросы до сих пор волнуют многих бухгалтеров. Клерк.ру внимательно изучил опыт коллег, а также воспользовался мнениями Михаила Брюханова, управляющего партнера БКГ «Информаудитсервис», члена экспертного совета при комитете ГосДумы по финансовому рынку и руководителя налоговой практики BMS Law Firm Давида Капианидзе.

Что случилось?

С внедрением электронных сервисов, по взаимодействию с налоговой инспекцией, отпала необходимость учитывать «человеческий фактор» и «выстраивать отношения». Тем не менее, несмотря на технологии важно знать основные правила общения с налоговыми инспекторами в частности и ИФНС вообще.

Так, а сейчас что нужно учитывать при взаимодействии с налоговиками?

Конечно, с налоговым инспектором необходимо общаться вежливо, корректно и грамотно. Налоговики — профессионалы своего дела, поэтому прежде чем отвечать на вопросы необходимо почитать Налоговый кодекс. Это позволит говорить с налоговым инспектором на одном языке. Также полезно знать, что нормы и правила для самого инспектора ФНС определены ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в главе 5 «Налогового кодекса РФ» , где говорится об ответственности налоговой инспекции и ее должностных лиц.

На телефонные звонки отвечать можно, если это общие вопросы касающееся деятельности без углублений. Например, можно ответить на вопрос по договору о том, что там была услуга или товар. Чем занимается фирма, как происходит деятельность.

Во всем остальном в обязательном порядке получения требования и официальный на него ответ.

Также необходимо разграничивать понятие камеральной налоговой проверки и выездной. В обоих случаях, они могут требовать только те документы, которые имеют отношения к правильности исчисления налога и бухгалтерского учета. Например, в ходе камеральной проверки, они могут запрашивать документы только по конкретному налогу и не более. Например, если это НДС, то они имеют право запросить договор счет-фактуру. А вот, например, ведомость по зарплате запрашивать не имеют права.

Нужно ли познакомиться с руководителем своей налоговой инспекции для налаживания «личных отношений»?

Надо понимать, что даже в небольшом городе в налоговой инспекции состоят на учете сотни юридических лиц. У руководителя налоговой инспекции зачастую просто не найдется времени для общения с Вами. Вместе с тем руководители налоговых инспекций принимают по вопросам, определенных их компетенцией. Например, к руководителю ИФНС имеет смысл обратиться при необходимости получения копии протокола допроса, а также по вопросам исполнения его подчиненными своих обязанностей. Руководители налоговых инспекций стараются сохранять ровные и профессиональные отношения со всеми посетителями.

Существуют ли какие-то хитрости в общении с инспекторами ФНС?

Самая главная хитрость в общении с инспектором ИФНС — Ваше знание налогового, гражданского законодательств и основ бухгалтерского учета. Чтобы вопросы инспектора не казались Вам странными, лучше на опрос и беседу с инспектором пригласить Вашего бухгалтера.

Можно дать ряд советов, но они не являются панацеей. При получении решения налоговой инспекции о необходимости проведения проверки вашей компании, нужно его тщательно изучить и постараться своевременно ликвидировать возможные недочеты.

В случае возникновения вопросов и пожеланий к инспекторам, нужно их обязательно высказать в письменном виде. Это вообще универсальное правило — все взаимоотношения с налоговыми органами и их представителями фиксировать документально.

Назначить ответственного за проведение проверки со стороны предприятия, который будет общаться с проверяющими, и следить, чтобы персонал фирмы не говорил лишнего. Это важно: отвечайте только на заданные вопросы, недопустимы никакие комментарии не по делу.

Разговаривая с инспектором, тщательно обдумывайте свои ответы, не обязательно спешить с их формулировками, лучше всегда брать паузу в несколько секунд.

Фиксировать все нарушения, допущенные самими инспекторами во время проверок в специальных актах, которые подпишут сразу несколько человек — сотрудников компании.

Не бояться спорить с налоговым инспектором, конечно, делать это тактично и вежливо.

Обязательно помните, что все сомнения всегда должны трактоваться в пользу налогоплательщика, а не наоборот.

А нужно ли дарить инспектору подарки?

Налоговые инспекторы равнодушны к подаркам. Надо понимать, что Ваш подарок может просто смутить инспектора. В крайнем случае — можно дарить им сувениры с корпоративной символикой. Точно такие же, как вы дарите своим партнерам и клиентам.

Существует ли сейчас, в условиях внедрения электронных сервисов, проблема общения бизнеса и налоговой инспекции?

С внедрением электронных сервисов эффективность коммуникации с налоговой инспекцией только возросла. На все запросы по камеральным проверкам налоговики могут получить ответы удаленно через систему электронного обмена, акты сверок и справки из налоговой можно также заказывать удалённо.

Краткая памятка от искушенных

Пользователь Клерк.ру titova-tlt составила свой список борьбы с излишним вниманием от ФНС. По мнению редакции Клерка в списке есть сомнительные советы, однако это довольно интересный опыт:
Что делаю я (ред: titova-tlt ):

  • Никогда не предоставляю документы повторно в ФНС (веду реестр предоставленных документов) — это законное право и надо им пользоваться. С отказом с моей стороны — проблем не было.
  • Без ИНН контрагента, так и пишу: прошу предоставить конкретное ИНН т. к. доков много.
  • На рассылки не реагирую, вебинары, семинары и другая бредятина которую шлют всем (не лично ООО).
  • Если требования дублируют друг друга (по НДС и прибыли) звоню инспектору и наезжаю. Кстати, вышестоящая ФНС реагирует на повторные требования — это сигнал несинхронности ФНС, а такого быть не должно.
  • Блокировка счетов. Общаюсь с отделом недоимки — после жалоб просто так не блокируют, а внимательно смотрят на суммы. Правда, недавно одному знакомому буху заблокировали счет за 60 копеек.
  • На всякие хотелки (пришлите книгу покупок в Excel-нам так удобно в ФНС) не реагирую и прошу официальное письмо. Надо делать лучше как себе, а не как ФНС, т. к. никакой exsel НК не предусмотрен.
  • ФНС умудряется терять (не регистрировать) заявления (у меня недавно потеряли на НДФЛ по ТКС отправляла) — жалоба на бездействие, уведомления на УСН (судебная практика в пользу налогоплательщика).
  • На телефонные звонки ФНС не реагирую. Им запрещено звонить на рабочий (коррупция и прочее) — только письма. Вот пусть письма и шлют.
  • При выездной соглашаюсь на проверку только на территории ФНС. Из практики проверка проходит быстрее и спокойнее. ФНС это не любит (надо потянуть и на проверке посидеть с полгода), а кому сейчас легко?
  • При выездной предоставляю доки в последний день. Это хорошо мне (т. к. срок идет с момента предоставления мне Решения о выездной) и без реестра ничего не ношу.
  • Если вижу, что начинается беспредел словесный со стороны ФНС — записываю разговор.
  • Для проверяющих завели журнал проверок и провели инструктаж (правда еще никто не пришел) но это вселяет уверенность, что приходящих проверяющих остудит пыл: когда вам корочку в лицо, мол «Проверка»… А вы в ответ — «Такс, давайте я вас запишу и копию удостоверения сниму…..» Вот здесь распишитесь, что вы у нас были.
  • Если честно не люблю жаловаться, но в свете беспредела ФНС (куча требований, пояснений, объяснений, доков, потери заявлений и прочего) остается писать жалобы, чтоб не кошмарили. А то, как нам, так сразу оштрафуем, заблокируем счет.
На заметку:

ФНС: общение с налогоплательщиками должно стать полностью бесконтактным. Об этом сообщил глава налогового ведомства Михаил Мишустин. По его словам Налоговая служба давно работает над развитием и внедрением новых технологических решений. На сайте ФНС работают 47 электронных сервисов, которые ориентированы на все категории плательщиков. «Открыта линейка „личных кабинетов“, в которых зарегистрированы более 23 миллиона физлиц, почти 500 тысяч индивидуальных предпринимателей, свыше 200 тысяч компаний. Сервисы позволяют решить в режиме онлайн практически все вопросы по налогам», — сказал глава ведомства.

С 2017 года ФНС вводит новый онлайн сервис «НДС офис» для удаленного взаимодействия между иностранными организациями и российскими налоговыми органами. Он будет предназначен для иностранных интернет-компаний, оказывающих электронные услуги российским потребителям, и охватит весь цикл взаимодействия: от постановки на учет в налоговом органе до сдачи декларации и проверки статуса расчетов с налоговым органом.

В конце ноября 2016 года сайт ФНС получил премию Рунета 2016 в номинации «Государство и общество». Эта награда, которую присуждают по решению почти тысячи экспертов, уже признана национальным признанием в области высоких технологий и интернета.

© 2024 pavel3333.ru -- Строительный портал - Pavel3333