Кто охотился на ведьм в средние века. Места массовых казней ведьм. Опасная ересь катаров

Главная / Ремонт

Из книги Н. Бессонова «Суды над колдовством».

Германия XVII века. В землю на пустыре вкопаны столбы. Вокруг них штабеля брёвен. Загодя приготовлены цепи и вязанки хвороста. Народу на казнь собралось много, но столпотворение не предвидится. Это во времена ранних процессов со всех окрестностей собиралось по шесть-восемь тысяч зрителей.

Хозяева трактиров и постоялых дворов изрядно пополняли свои кошельки. Теперь острое зрелище приелось. Обгорелые проплешины на местах сожжений стали обычной частью ландшафта - настолько заурядной, что в диковинку это было только для иноземца.

В 1631 году кардинал Альбицци записал по дороге в Кёльн: «Ужасное зрелище предстало перед нашими глазами. За стенами многих городов и деревень мы видели многочисленные столбы, к которым привязывали бедных несчастных женщин и сжигали как ведьм».

Как образно выразился фон Шпее, «по всей Германии отовсюду поднимается дым костров, который заслоняет свет...». Известный историк Иоганн Шерр сделал те же обобщения: «...Каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигало костры...»

Вот выхваченная наугад маленькая деревушка Рейхертсхофен. Здесь в середине XVII столетия охота на ведьм унесла пятьдесят жизней. Малонаселённый Вейзенштейн отправил на костёр за один лишь 1562 год шестьдесят три женщины. А в окрестностях Страсбурга с 1615 по 1635 год сожгли пять тысяч женщин и девушек.

Чаще всего список казнённых пополнялся постепенно. За один раз обычно сжигали по две или три жертвы. Таков был ритм «спокойных» времён. Зато во время всплесков истерии устраивались аутодафе, поражающие своим размером даже привычных ко всему немцев.

Хроника города Брауншвейг за 1590 год содержит очень яркое сравнение. «Место казни выглядело подобно небольшому лесу из-за числа столбов», - гласит хроника. Силу немецкого террора можно оценить особенно зримо, если мы одновременно, как бы с высоты птичьего полёта окинем взглядом разные места.

Мысленно перенесёмся в октябрь 1582 года.


Каждый городишко отличился многолюдной казнью, ведя счёт жертв на десятки, - и всё это с интервалом в несколько дней. Поистине прав был французский судья Анри Боге, описавший около 1600 года свои впечатления: «Германия почти сплошь покрыта кострами, сложенными для ведьм. Швейцария также была вынуждена стереть с лица земли многие из своих деревень. В Лотарингии путник может видеть тысячи и тысячи столбов, к которым привязаны колдуньи». Сам Анри Боге орудовал в графстве Бургундия, где был верховным судьёй. Его стараниями сожжено 600 ведьм.

Другим странам было трудно угнаться за германскими княжествами. Тем не менее, и во Франции отмечены массовые казни. В Брианконе в 1428 году были заживо сожжены 110 женщин и 57 мужчин. В Тулузе в 1557 году сожгли 40 ведьм. Страшен был размах у самых первых процессов на юге Франции. Они сопоставимы по числу жертв с террором в немецких епископствах.

В Бамберге и Вюрцбурге - двух немецких городах - охота на ведьм началась в XVII веке почти одновременно и в короткое время унесла полторы тысячи жизней. В Бамберге было сожжено 600 ведьм и колдунов, в Вюрцбурге 900. Руководили террором двоюродные братья, имевшие титул «князь-епископ»: Филипп Адольф фон Эренберг и Готфрид Иоганн Георг.

Идейными вдохновителями были иезуиты. В первую очередь казнили тех, кто выделялся среди горожан красотой, богатством, должностью или хорошим образованием. Одновременно погибло много детей, которые ничем ещё не успели себя проявить.


16 февраля 1629 года в Вюрцбурге был составлен список, включающий 157 человек. Разумеется, он не полный, поскольку казни продолжались и далее. К общему удивлению исследователей среди жертв было много мужчин.

Шла Тридцатилетняя война, и города были наполнены беженцами. Стоит обратить особое внимание, как много было уничтожено «чужестранцев».

«Первое сожжение: четверо. Жена Либера; старая вдова Анкера; жена Гудборта; толстая жена Гекера.

Второе сожжение: четверо. Старая жена Бойтлера; две приезжие женщины; старуха Шенкер.

Третье сожжение: пятеро. Музыкант; жена Кулера; жена прокурора Штира; жена щёточника; жена ювелира.

Четвёртое сожжение: пятеро. Жена Зигмунда Глазера, бургомистра; жена Брикманна; повитуха; старуха Рум; приезжий.

Седьмое сожжение: семеро. Приезжая девочка двенадцати лет; приезжий; приезжая; сельский староста из чужих мест; три приезжие женщины. Кроме того, был казнён на рыночной площади стражник, у которого сбежало несколько ведьм.

Девятое сожжение: пятеро. Вагнер Вундт; приезжий; дочь Бентуа; жена Бентца; жена Эйеринга.

Десятое сожжение: трое. Стейнанер, один из богатейших горожан; приезжие мужчина и женщина.

Одиннадцатое сожжение: четверо. Швердт, викарий собора; жена управляющего из Ренсакера; жена Стичера; музыкант Силберану.


Двенадцатое сожжение: двое. Две приезжие женщины.

Тринадцатое сожжение: четверо. Старый Хоф-Шмидт; старуха; маленькая девочка девяти или десяти лет; её младшая сестра.

Четырнадцатое сожжение: двое. Мать двух ранее упомянутых девочек; дочь Либлера 24 лет.

Шестнадцатое сожжение: шестеро. Мальчик-паж из Ратценштейна; мальчик десяти лет; две дочери изгнанного из главы совета и его служанка; толстая жена Зейлера.

Восемнадцатое сожжение: шестеро. Скорняк Батч; мальчик двенадцати лет; ещё мальчик двенадцати лет; дочь Юнгена, девушка пятнадцати лет; приезжая.

Двадцатое сожжение: шестеро. Бабелин Гобель, самая красивая девушка Вюрцбурга; студент пятого курса, знающий много языков, он же музыкант, выдающийся своим пением и игрой на музыкальных инструментах; два мальчика двенадцати лет из Мюнстера; дочь Штепера; жена Гитера».


Самые поздние казни относятся к 1631 году. От дальнейших преследований население Вюрцбурга и Бамберга спасла война. При подходе протестантской армии католические прелаты со своими сокровищами бежали в Кёльн. После 1631 года в Кёльне собрались: архиепископ Майнцский, епископы Бамбергский, Вюрцбургский, Вормсский, Шпеерский, а также аббат Фульдский. На новом месте фанатики организовали ещё одну охоту на ведьм.

Через несколько лет сожжения в доселе терпимом Кёльне стали беспокоить даже римского Папу, и он послал в несчастный город двух кардиналов, чтобы ослабить манию. Почувствовав поддержку Рима, здравомыслящие люди воспряли духом и сумели обуздать зарвавшихся гостей.

Историки находят мало оправданий свирепым епископам. В их пользу говорят только два факта. Во-первых, вюрцбургский епископ действовал под влиянием фанатизма, а не только алчности. Он лично распорядился о казни юноши-племянника, хотя в дальнейшем очень сильно скорбел по утрате.


Немецкий историк И. Шерр пишет: «Казни, совершаемые разом над целыми массами, начинаются в Германии около 1580 г. и продолжаются почти целое столетие. В то время, как вся Лотарингия дымилась от костров... в Падеборне, в Бранденбургии, в Лейпциге и его окрестностях совершалось тоже множество казней.

В графстве Верденфельде в Баварии в 1582 г. один процесс привел на костер 48 ведьм... В Брауншвейге между 1590-1600 гг. сожгли столько ведьм (ежедневно по 10-12 человек), что позорные столбы их стояли „густым лесом“ перед воротами.

В маленьком графстве Геннеберг в одном 1612 г. сожжены 22 ведьмы, в 1597-1876 гг. - всего 197...

В Линдгейме, насчитывавшем 540 жителей, с 1661 по 1664 гг. сожжено 30 человек. Фульдский судья колдунов Бальтазар Фосс хвастался, что он один сжег 700 человек обоего пола и надеется довести число своих жертв до 1000.

В графстве Нейссе (принадлежавшем епископству Бреславльскому) с 1640 по 1651 гг. сожжено около 1000 ведьм; мы имеем описания более чем 242 казней; между жертвами попадаются дети от 1 до 6 лет. В то же время в епископстве Ольмютц умерщвлено несколько сотен ведьм.


В Оснабрюке сожгли в 1640 г. 80 ведьм. Некий господин Ранцов сжег в один день в 1686 г. в Гольштейне 18 ведьм. По дошедшим документам, в епископстве Бамбергском при населении 100000 человек сожжено в 1627-1630 гг. 285 человек, а в епископстве Вюрцбургском за три года (1727-1729) - более 200; среди них встречаются люди всех возрастов, званий и пола...

Последнее сожжение в огромных размерах было устроено архиепископом Зальцбургским в 1678 г.; при этом жертвой святой ярости пало 97 человек. Ко всем этим казням, известным нам по документам, мы должны присоединить еще, по крайней мере, столько же казней, акты которых потеряны для истории. Тогда окажется, что каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигали костры, на которых погибали тысячи людей, обвиняемых в колдовстве. Мы не преувеличим, если определим число жертв в 100 000 человек».


В Англии инквизиция уничтожила «всего лишь» около тысячи человек. При Генрихе VIII сжигали прежде всего лютеран; католикам «везло» - их вешали. Впрочем, иногда для разнообразия лютеранина и католика привязывали друг к другу спиной и в таком виде возводили на костер.

Во Франции первое известное сожжение состоялось в Тулузе в 1285 г., когда одну женщину обвинили в сожительстве с дьяволом, отчего она якобы родила помесь волка, змеи и человека. В 1320-1350 гг. на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе - более 400.

В Тулузе же 9 февраля 1619 г. был сожжен известный итальянский философ-пантеист Джулио Ванини. Процедура казни регламентировалась в приговоре так: «Палач должен будет протащить его в одной рубахе на циновочной подстилке, с рогаткой на шее и доской на плечах, на которой должны быть написаны следующие слова: „Атеист и богохульник“.

Палач должен доставить его к главным вратам городского собора Сент-Этьен и там поставить на колени, босым, с обнаженною головой. В руках он должен держать зажженную восковую свечу и должен будет умолять о прощении Бога, короля и суд.

Затем палач отведет его на площадь Сален, привяжет к воздвигнутому там столбу, вырвет язык и задушит его. После этого его тело будет сожжено на приготовленном для этого костре и пепел развеян по ветру».


Историк инквизиции свидетельствует о безумии, охватившем христианский мир в XV-XVII веках: «Уже больше не сжигали колдуний поодиночке или парами, а десятками и сотнями. Говорят, что один женевский епископ сжег в три месяца пятьсот колдуний; епископ Бамберга - шестьсот, епископ Вюрцбурга - девятьсот; восемьсот было осуждено, по всей вероятности, за один раз сенатом Савойи... В 1586 г. в Рейнских провинциях запоздало лето и холода держались до июня; это могло быть делом только колдовства, и трирский епископ сжег сто восемнадцать женщин и двух мужчин, у которых исторгли сознание, что это продолжение холодов было делом их заклинаний».

О вюрцбургском епископе Филиппе-Адольфе Эренберге (1623-1631) следует сказать особо. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых были сожжены 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от 4 до 14 лет.

Среди казненных были самая красивая девушка, самая полная женщина и самый толстый мужчина - отклонение от нормы казалось епископу прямым свидетельством связей с дьяволом.


Вообще, в казнях ведьм, фанатики проявили удивительную изобретательность. Гравюры и зарисовки того времени показывают разнообразие приёмов. Там женщину, прикрутив к лестнице, опрокидывают лицом в бушующее пламя.

Тут палачи кладут посередине костра деревянную дверь, на которой бок о бок лежат три ведьмы. Эти мученицы привязаны с таким расчётом, чтобы огонь долго обугливал босые ноги и добрался до тела только после того, как прогорят снизу толстые доски.

Чаще всего художник изображает классическое сожжение у столба. Но и здесь есть варианты. Женщины и девушки прикручены к столбу стоя или сидя, по несколько сразу или поодиночке.

Письменные источники позволяют сделать ещё несколько добавлений. В Майнце в 1587 году ведьму водрузили на поленницу, заколотив живьём в бочку. В Рейнбахе осуждённых привязывали к столбу и обкладывали соломой сверху донизу - так, чтобы они полностью скрывались из виду.


Известно, что и в других городах сжигали в так называемом соломенном шалаше. А вот в Нейссе была создана кремационная печь. За один только 1651 год в этой печи были зажарены заживо сорок две женщины и юные девушки. На достигнутом силезские палачи не успокоились. За девять лет мучительную смерть приняло около тысячи ведьм, среди которых попадались даже двухлетние!

Свой способ сожжения выработали в Шотландии. Здесь от процессов осталось много счетов на оплату дров, столбов, соломы - короче, всего, что нужно для казни. Очень часто упоминается смоляная бочка. Колдунью заставляли влезть в бочку высотою в половину её роста, потом привязывали к столбу и напихивали вокруг солому. Иногда в комплект поставок входили также уголь и просмолённая рубаха для смертницы.


Особо выделяется своей страшной натуралистичностью гравюра с казнью беременной женщины. Старинный автор взялся, в меру умения, показать, как от жара костра лопается живот, и ребёнок на глазах толпы вываливается в пламя. Палач при этом продолжает ворошить угли длинным шестом.

Подобные сцены действительно происходили в те жестокие времена. На острове Гернси, находящемся между Францией и Англией, костры пылали без малого два века подряд, вплоть до 1747 года; под казни была отведена площадь на перекрёстке Бордаж.

По подсчётам историков, женщин среди осуждённых за колдовство было в три раза больше, чем мужчин. При Марии Тюдор 18 июля 1556 года сожгли заживо мать с двумя дочерьми. «Одна из дочерей, которую звали Перотина Масси, была беременна, а муж её, пастор, скрылся с острова дабы избежать расправы. От языков пламени и натуги, вызванной адской болью, чрево её лопнуло, и младенец, чудный мальчик, выпал в огонь, но его ещё живым вытащил некто Гус, из числа подручных палача. Видя, как всё странно складывается, бальи поразмыслил и велел швырнуть бедное дитя обратно в костёр».

Не приходится сомневаться, что при расправах над колдуньями творилось то же самое. Например, в Бамберге в 1630 году беременная жена советника Думлера была жестоко пытана и сожжена.

Тяжкие душевные муки испытывали матери, заодно с которыми осуждали на смерть их детей. В Австрии в 1679 году сожгли Эмеренцину Пихлер, а через пару дней вдогонку её детей двенадцати и четырнадцати лет.

Часто одновременно казнили несколько поколений родственников. В 1688 году целая семья, включая детей и прислугу, была сожжена за колдовство. В 1746 году сожгли не только обвиняемую, но и её сестру, мать и бабушку.


«Охота на ведьм» теперь является всего лишь просто обычным термином, связанным с бандитами или преступниками, которых в наши дни уже не отыскать. Это все связано с ложными обвинениями и преувеличениями. Это (очевидно) происходит от реальной охоты на ведьм, которая практиковалась ранее. Конечно, сейчас легко дискредитировать те прошлые действия, и эта охота на ведьм, похоже, ушла в прошлое, но все же есть параллели, которые могут сопоставляться с нашими сегодняшними проблемами. Об этом нужно помнить, иначе мы рискуем повторить подобные акты несправедливых приговоров.

Охота на баскских ведьм имела место в Испании во время инквизиции (в 17-м веке), она была признана самой крупной и масштабной в истории человечества. Доказано, что были сожжены более 7000 человек. Непонятно, почему началась охота на ведьм, поскольку до начала судебных разбирательств не было ни единого сообщения о колдовстве в этом районе. Многие полагают, что все это исходило от церкви, так как она пыталась подавить старые обычаи и принести католицизм миру.

Цифры поражают

Было несколько этапов, например, во время первого из них сожгли 12 осужденных ведьм. Охота на этом не закончилась, она продолжалась, было выловлено еще около 2000 человек. Многие из них признались в том, что они колдуньи, и рассказали о том, что есть еще около 5000 человек, которые занимались таким же промыслом. Почти все люди, которые позже сознались, сказали, что их показания были результатом мучительных пыток.

Ведьмы из Бервика

Судебные разбирательства относительно ведьм в Северном Бервике начались в конце 1500-х годов и продолжались более двух лет, в результате чего 70 человек были обвинены в совершении «сделки с дьяволом». Это началось, когда король Джеймс VI, возвращаясь из Дании домой, попал в сильный шторм. Офицер на корабле обвинил плохую погоду, которая стала якобы результатом колдовства. После этого в Дании была объявлена охота на ведьм, но впоследствии доказана причастность женщин из Шотландии, где и продолжились казни. Именно там и проводилась самая большая охота на ведьм. Сначала один человек подвергался пыткам. Как бы он ни старался оправдаться, в итоге признавался в том, что связан с колдовством, а затем называл всех остальных «заговорщиков». Многие были обвинены и сожжены на костре только потому, что у короля Джеймса VI была неспокойная поездка в Данию.

Мэтью Хопкинс

Это один из самых опытных охотников на ведьм во всей истории. Считается, что Хопкинс и его команда причастны более чем к 60 % случаев казни ведьм в Англии (период с 1644 по 1646 г.). Известно, что Хопкинс начал свою кампанию после того, как подслушал разговор женщин, которые обсуждали свои встречи с дьяволом. Он не применял обычные пытки, чтобы выбить признание у женщин, которых он обвинял. Пытки были незаконными в Англии, поэтому он разработал свои собственные способы идентификации ведьм. Он лишал обвиняемых сна, и для получения признаний покалывал обвиняемых тупым ножом. Если раны не кровоточили, то женщину признавали ведьмой.

Он также использовал методику плавания, которая заключалась в следующем: если обвиняемый мог спокойно выплыть из-под воды, то он был виновен. Но для этого испытания обвиняемого привязывали к стулу и бросали в озеро. Еще одной отличительной чертой был так называемый знак дьявола. Обычно это родинка или родимое пятно, но если таковых на теле у подозреваемого не было, Хопкинс считал, что у него все равно могут быть некие «невидимые» знаки. Хопкинс умер в 1647 году, скорее всего, от туберкулеза. Но многие считают, что Хопкинса подвергли его же собственному тесту по плаванию, а затем казнили, так же как и ведьм, но нет достаточных доказательств, которые подтвердили бы это утверждение.

Охота на ведьм в Пендл-Хилле

В 1612 году в тихом местечке Пендл-Хилле была объявлена охота на ведьм, которая потом продолжилась по всей Англии. Это началось, когда Элисон Уорт задала вопрос одному простому торговцу по имени Джон Лоу по поводу его булавки, которую она увидела у него на одежде. Джон отказался сознаваться, зачем ему булавка, и вскоре после этого он был парализован. Он объяснил, что это колдовство, и это все дело рук Элисон. Она в итоге призналась в том, что заключила сделку с дьяволом. Затем Элисон обвинила еще многих женщин в том, что они тоже могущественные ведьмы. Обвинения продолжали исходить отовсюду, и 19 человек были в конечном итоге арестованы за колдовство. Из них 10 человек были казнены за колдовство, и это стало началом большой охоты на ведьм по всей Англии. Пендл-Хилл считается самым мистическим местом в Англии, так как в этом районе существует много всего, что было связано с ведьмами.

Салемские ведьмы

Салемские сожжения, вероятно, являются самыми известными из всех случаев охоты на ведьм в этом списке и остаются напоминанием о том, что может произойти, если истерия исходит из общества. История связана с 11-летней Эбигейл Уильямс и 9-летней Бетти Перис, которые испытывали приступы, считавшиеся слишком экстремальными для обычных эпилептических припадков. Врач не обнаружил никаких физических недомоганий и заметил подобное странное поведение у других девочек из их окружения. Группа бедных девочек обвинила трех женщин — Сару Гуд, Сару Осборн и Титубу — в том, что те их мучили. Эти три женщины были признаны общественными изгоями, по принятому законопроекту они считались «обычными подозреваемыми». С того момента ситуация начала выходить из-под контроля, и к концу мая 1693 года казнили 20 человек. Эти сожжения остаются напоминанием о том, что может произойти, когда религиозный экстремизм и ложные обвинения распространяются в обществе.

Преследование людей, подозреваемых в занятиях колдовством, началось еще в Древнем Риме. Там был создан специальный документ, определяющий меру наказания при совершении подобных действий. Назывался он «Закон Двенадцати таблиц», согласно ему, преступление каралось в том числе и смертной казнью.

Охота на ведьм - причины

Наибольшее развитие преследование колдовавших людей получило в Средние века. В это время в Европе происходили массовые казни тех, кто обвинялся в данном преступлении. Историки, изучающие это явление, утверждают, что причинами подобного деяния стали экономический кризис и голод. Согласно имеющимся данным, охота за ведьмами являлась своеобразным способом уменьшения народонаселения европейских стран.

Сохранившиеся записи тех времен подтверждают, что тогда в ряде государств произошел демографический подъем. В этот же период началось изменение климатических условий, что и привело в конечном итоге к недостатку сельскохозяйственной продукции и упадку животноводства. Голод и грязь спровоцировали вспышки чумы. Уменьшение количества народонаселения при помощи массовых казней частично решала проблемы.

Что такое охота на ведьм?

В Средние века под этим понятием подразумевались поиск и казни колдовавших людей. Охота на ведьм это не что иное, как истребление человека инакомыслящего, подозревающегося в связях с нечистой силой. Согласно историческим сводкам, обвинительных доказательств зачастую не хватало для того, чтобы вынести приговор. Нередко единственным аргументом становилось признание обвиняемого, полученное под пытками.

В современном мире термин охота на ведьм используется несколько иначе. Он применяется для обозначения гонений разных социальных групп без должных доказательств их вины, неугодных существующей системе, инакомыслящих. Это понятие часто можно встретить при обсуждении политических событий, когда одно государство пытается, не имея аргументов вменить ответственность за какую-либо ситуацию другой стране.


Охота на ведьм в Средние века

Европейские страны в этот период активно уничтожали население. Изначально охота на ведьм в эпоху Средневековья проводилась силами служителей церкви, но впоследствии, святая инквизиция разрешила рассматривать дела о колдовстве светским судам. Это привело к тому, что население деревень и городов стало подвластно местным правителям. Согласно историческим данным, гонения на ведьм в Средневековье переросло в личную месть неугодным людям. Местные правители могли получать нравящиеся земельные наделы и другие материальные ценности, просто казнив их законного владельца.

Охота на ведьм на Руси

Исследователи полагают, что процесс инквизиции не получил такого развития в древней Руси, как в Европе. Связывают это явление с особенностями веры народа, когда большее значение придавалось не греховности плоти, а помыслам и интерпретации погодных и климатических явлений. Однако и на Руси была охота на ведьм, что значит:

  1. Подобные судебные процессы были. Проводились они старейшинами рода или вождями.
  2. При доказанной вине наказанием служила смертная казнь. Осуществлялась она через сожжение или погребение заживо.

Как казнили ведьм?

Совершение этих преступлений каралось смертью. Казни ведьм во времена инквизиции проводились прилюдно. Судебные процессы тоже собирали немало зрителей. В ряде европейских стран обвиняемого пытали непосредственно перед сожжением или повешением. Казнь второго типа применялась намного реже, чем первый, ряд священнослужителей полагал, что только костер инквизиции может побороть . Четвертование и утопление тоже использовались, но реже.

В наши дни уголовное преследование по обвинению в колдовстве, или охота на ведьм, поддерживается рядом государств. В Саудовской Аравии эти преступления до сих пор караются смертной казнью. В 2011 году по обвинению в совершении магических ритуалов там была обезглавлена женщина. В Таджикистане за такие же преступления предусмотрено лишение свободы на срок до 7 лет.

Невероятные факты

Различные страны современной Европы ежегодно привлекают к себе сотни миллионов туристов. Бесчисленное количество людей направляется туда со всех концов мира, чтобы ненадолго прикоснуться к истории, архитектуре и культуре этой части света.

Однако с XV-го по XVIII-ый века Европа была далеко не самым приятным и комфортным местом. А для многих взрослых женщин Европа была просто ужасным местом. Причиной тому был религиозный террор из-за противостояния, которое существовало между католической и протестантской церквями.

Для Европы тех лет дела, в которых женщин обвиняли в том, что они служат дьяволу, были обычным делом. Более двухсот тысяч человек, проживавших в Германии, Швеции, Франции, Британии и других странах , оказались вовлечены в жуткие испытания, целью которых было выявить, являлись ли они ведьмами .

Охотники на ведьм использовали абсолютно дикие методы, чтобы проверить женщин на их приверженность нечистой силе. Некоторые из этих методов были настолько же жестоки, насколько и глупы, поскольку не оставляли шансов подозреваемым выжить. Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми из этих методов.

Охота на ведьм

Не дай ведьме заснуть


Итальянцы первыми начали использовать этот жестокий метод выявления ведьм, который впоследствии стал очень популярным в Шотландии . Мы знаем его под названием депривация сна (лишение сна).

На первый взгляд он выглядит не таким уж и страшным – многие из нас ощущали на себе, что это такое, когда того требовала работа. С этим сталкиваются родители, когда их маленькие дети не дают им спать.

Однако это и в сравнение не идем с тем, что испытывали обвиняемые в колдовстве, для которых лишение сна становилось не только жестоким испытанием , но настоящей пыткой.


Потенциальным ведьмам вставляли в рот металлический обруч с четырьмя острыми металлическими штырями. Затем этот обруч прикрепляли к стене позади несчастных на такой высоте, что они не могли даже попытаться лечь, так как это доставляло страдалицам дикую боль.

Бывало и так, что тем, кто охранял ведьм, приказывали не давать женщинам спать любыми методами, какие только могли прийти в голову тюремщикам . Обычно, после трех дней насильственного бодрствования, жертв начинали посещать тяжелейшие галлюцинации.

Когда женщин в подобном состоянии начинали допрашивать, многие из них рассказывали фантастические истории о собственных полетах, о превращении в животных. И мало кому хватало сил отрицать свое участие в сатанинских обрядах.

Охотники за ведьмами заявляли, что это испытание позволяет "пробудить" ведьму в женщинах. А именно это, по их мнению, и являлось главным доказательством вины обвиняемых . После такого в Шотландии, к примеру, жертв удушали, а затем сжигали.

Испытание прикосновением


В 1662-ом году в Англии двух женщин пожилого возраста подвергли печально известному испытанию, которое называли "испытание прикосновением". Этих женщин звали Роза Калленберг и Эмми Денни.

Женщин обвинили в том, что они околдовали двух юных девушек, у которых впоследствии стали случаться припадки. Охотники на ведьм верили, что тот, кто находится под влиянием колдовских чар , должен демонстрировать необычную реакцию при физическом контакте с тем, кто его околдовал.

Подозреваемую заводили в комнату, а затем заставляли возложить ладони на жертву, страдающую от припадков. Если припадки прекращались, данный факт становился доказательством вины обвиняемой.


В деле Калленберг и Денни обвинители сообщали, что молодые девушки (якобы их жертвы) в момент припадков сжимали свои кулаки с такой силой, что даже самые сильные мужчины в деревне были не в состоянии разжать их пальцы.

Однако, как только обвиняемые в колдовстве пожилые женщины приложили к девушкам свои руки, их кулаки разжались, раскрыв ладони. После этого судья решил проверить самих девушек: им завязали глаза и начали заводить в комнату подставных лиц, также прикасавшихся к жертвам колдовства.

Как оказалось, девушки аналогичным образом реагировали на прикосновение любого человека. Таким образом, судья признал, что они являлись мошенницами. Впрочем, этот факт не помешал судьям вынести обвинительный приговор Калленберг и Денни, после чего их казнили через повешение.

Дыба


Страной, которая наказала самое большое число ведьм, обычно считают Германию. По некоторым подсчетам, в 1620-ых годах, в течение пятилетнего периода так называемых Вюрцбургских испытаний ведьм, было уничтожено более девятисот человек.

Ни одному подозреваемому не удалось ускользнуть от Принца-Епископа Филиппа Адольфа Эхренбергского, занимавшегося массовыми судилищами . Пострадала даже его родная племянница, 19 католических священников и несколько мальчиков.

Семерым из них предъявили обвинения в том, что они вступали в сексуальную связь с демонами. После этого некоторых обезглавили, а других – сожгли у столба для сожжения. Несчастных признали виновными после их же признаний, которые были получены в результате пыток.


Пытки в тот период не были чем-то необычным или незаконным в Центральной Европе. У немцев же было немало собственных жестоких методов выбивания насильственного признания у своих жертв. Одним из наиболее популярных способов являлась дыба.

Дыба обычно представляла собой металлический каркас, на одном конце которого (или на обоих концах) располагался деревянный вращающийся вал. Руки несчастных привязывали к одному валу, а ноги (за лодыжки) – к другому. Во время своих допросов палачи использовали валы, чтобы увеличить давление на суставы и кости, растягивая их.

Если жертва попадалась крепкая и упрямая, то пытка могла продолжаться до тех пор, пока подвижные кости скелета не выходили из своих суставов. Несчастные ощущали жуткую боль , сопровождаемую страшными звуками, которые издавали их же кости. Разве кто-нибудь мог после такого не признаться в том, что якшается с самим дьяволом?

Средневековые пытки ведьм

Прокалывания ведьм


Прокалывание подозреваемых иглами считалось одним из наиболее точных способов выявления их связи с дьявольским миром. Подозреваемых раздевали практически донага перед судьями, а затем обривали с головы до пят.

Затем прокалыватель ведьм (весьма уважаемая, кстати говоря, по тем временам профессия) искал на теле жертвы так называемую метку дьявола посредством прокалывания тела человека с помощью толстой иглы.

В те времена верили, что, если удавалось найти точку, прокалывание которой не приводило к кровотечению или не вызывало острую боль, то это и являлось самым неопровержимым доказательством контактов подозреваемого с дьяволом.


Эта пытка была сродни того, что сейчас считается одной из вопиющих форм сексуального извращения и насилия. В обществе, в котором скромность возводилась в ранг высшей добродетели , многие женщины были готовы признаться в чем угодно, лишь бы прекратить это унижение.

В Шотландии прокалыватель ведьм мог рассчитывать на вознаграждение в размере шести фунтов за выявление одной ведьмы. Учитывая тот факт, что в те суровые времена средний дневной заработок мог не превышать одного шиллинга, можно не сомневаться, что прокалыватели старались на славу.


Как и большинство других работ, прокалывателями обычно становились только представители мужского пола. Однако это не помешало одной женщине стать, наверное, одним из самых известных прокалывателем ведьм за всю историю существования этого способа выявления ведьм. Ее звали Кристин Кэддл.

Но она называла себя Джоном Диксоном. Кристин участвовала в процессах, будучи облаченной в мужское одеяние. Известно, что она отправила на смерть десятки ведьм. В итоге ее подлог был раскрыт, за что ее выслали на плантации на Барбадосе, где бушевала лихорадка.

Учитывая тот факт, что многие каторжане даже не выживали в процессе путешествия на остров, а Кристин добралась туда, можно сделать вывод, что эта женщина обладала недюжинной силой . Или ей просто очень везло. О дальнейшей судьбе Кристин ничего не известно.

Видящие ведьм


Наиболее изобретательными в своих гонениях на ведьм оказались шведы. Они очень сильно полагались на свидетельские показания детей. Причем, иногда это были дети самих обвиняемых. При этом детей пытали до тех пор, пока они не начинали рассказывать необходимые фантастические истории про деятельность ведьм.

При допросах от детей требовали преимущественно рассказать об их опыте посещения Блокулы – скалы посреди моря, где якобы собирались ведьмы для своего шабаша . Считалось, что в вершине скалы есть отверстие, через которое можно было лицезреть ад.

Под пытками некоторые юные свидетели выдавали такие "креативные" фантастические истории, что их несчастные родители сразу же после этого расставались с жизнью. Шведы верили, что некоторые мальчики обладали способностью обнаруживать так называемую метку дьявола на лице ведьм.


Это было вполне обычной практикой, когда после церковной службы такие мальчики обходили прихожан, указывая на некоторых женщин, которых обвиняли затем в связи с дьяволом . Мальчикам платили за каждую обнаруженную ведьму, а несчастных обычно казнили буквально в течение нескольких дней.

Неудивительно, что среди тех, кто якобы видел ведьм, чаще всего оказывались бездомные сироты и нищие – для них это был самый легкий способ заработать денег. Впрочем, эта работа была также сопряжена с вполне реальными рисками. Было немало случаев, когда таких вот "ясновидцев" забивали до смерти родственники "ведьм".

Позорный стул


Вид испытания, известный под названием "позорный стул", был самым распространенным, так как считался самым надежным способом, который позволял выявить ведьму . Его часто использовали в качестве наказания или даже казни.

Жертву привязывали к стулу, иногда связывая также вместе ее лодыжки с запястьями. Затем сам стул прикрепляли к длинной балке, являющейся частью простого механизма, напоминающего колодезного журавля, после чего подозреваемую опускали в холодную воду.

Логика данного испытания была проста. Судьи предполагали, что, если женщина была виновна, то она должна была как-то всплыть на поверхность. После этого подозреваемая была бы казнена, как самая настоящая ведьма.


Если же подозреваемая начинала опускаться на дно, тогда она считалась невиновной. У охотников на ведьм было несколько оснований верить в правдоподобность такого рода испытания.

Одни считали, что ведьмы автоматически всплывали на поверхность воды, поскольку они отвергали факт своего крещения, как акт неприятия Бога. Другие верили, что ведьмы могли использовать свои магические силы для того, чтобы остановить погружение в воду и всплыть на поверхность.

Наконец, в невиновности женщин убеждал тот факт, что они погружались на дно и тонули. Это означало, что они ни в чем не виноваты, а, следовательно, Господь Бог был готов принять их в свое Царствие Небесное.


По мнению охотников на ведьм, это была гораздо более завидная судьба, чем та, которая ожидала "виновных" – пытки, наказание, казнь и ад. Иногда подобное погружение в воду использовалось в виде пытки : несчастных погружали несколько раз, пока они не признавались в том, что от них требовали.

Примечательно, что позорный стул был создан специально для женщин. Его использовали также для казни проституток и так называемых мегер. Мегерами считали женщин, которые приносили неприятности, внося смуту и раздор между, к примеру, домочадцами и соседями, распространяя ложные слухи, бранясь и ссорясь с ними.

Специально для таких случаев было придумано особое наказание: позорный стул прикреплялся таким образом к телеге, что находился на возвышении . Жертву к месту погружения в воду везли через весь город. К прочим страданиям несчастных добавлялись еще и унижения.

Ведьмы Средневековья

Взвешивание ведьмы


В Голландии, в городке Аудеватер, находилась очень известная весовая палата. Сюда приезжали женщины с самых разных концов Европы, включая Германию и Венгрию, чтобы доказать свою невиновность в колдовстве.

Смысл этой затеи был очень простой. Считалось, что душа человека – это довольно тяжелая ноша . А поскольку ведьма не обладает душой, значит, она будет весить значительно меньше неповинных в колдовстве женщин.

В весовой палате было установлено несколько весов различных размеров. Женщина становилась на одну чашу весов, а на другую устанавливались чугунные противовесы. Если у взвешиваемой оказывался "правильный" вес, тогда она получала сертификат, который подтверждал ее невиновность.


Голландцы были не уникальны в своей идее, что взвешивание женщины может позволить определить, связана ли она с нечистой силой. В английском городке Эйлсбери было вполне нормальной практикой , когда женщин раздевали догола, а затем взвешивали на весах, используя в качестве противовеса тяжелую, в чугунном переплете, Библию.

И если весы оказывались не сбалансированными, тогда взвешиваемую подозреваемую объявляли колдуньей. В других местечках Англии ведьм взвешивали, используя в качестве противовеса несколько Библий. Если прямых доказательств вины обнаружено не было, всегда можно было добавить на чашу весов еще несколько экземпляров Писания…

Очная ставка ведьмы с убитым


Если кого-то обвиняли в совершении убийства посредством колдовства, во многих европейских судах той эпохи виновность доказывали с помощью весьма любопытного способа , который можно было назвать очной ставкой с трупом.

В средневековой Европе люди считали, что душа убиенного (или умершего своей смертью) человека еще некоторое время пребывает в его теле. И именно поэтому тело может реагировать каким-то необычным образом на присутствие рядом с ним убийцы.

Обвиняемого человека заставляли произнести вслух имя убитого, затем пройтись вокруг его тела, а после дотронуться до его ран. Если при этом выступала на теле кровь, если тело каким-то образом могло дернуться , или если на устах мертвого выступала пена, тогда подозреваемого обвиняли виновным.

В конце XV века Западную Европу захлестнула всеобщая истерия, спровоцированная святой инквизицией, которой в дальнейшем дали название «охота на ведьм». Она будоражила европейские страны на протяжении трёх веков, вплоть до середины XVII века, унеся, по оценкам современных историков, более пятидесяти тысяч жизней. Этот период ознаменованный пытками и массовыми убийствами можно назвать «веком инквизиции».

Начало охоты на ведьм

Точкой отсчета можно считать принятие в 1484 году папой римским Иннокентием VIII буллы «Всеми силами души». Принятая в 1484 году, по настоянию фанатика, женоненавистника, «охотника на ведьм» и по совместительству монаха доминиканского ордена Генриха Инститориса Крамера, в дальнейшем соавтора известного трактата «Молот ведьм», булла развязала руки инквизиции при рассмотрении дел о колдовстве. Парадоксально, но появившееся в это время одно из самых прогрессивных творений человечества – книгопечатанье, лишь подстегнуло волну религиозных убийств, массово предоставив в распоряжение судов растиражированные инструкции по изобличению темных сил.

Средневековые трактаты четко описывают, как распознать нечисть. Основанием для признания женщины ведьмой может служить наличие у неё клейма дьявола, которое тот ставит на теле ведьмы при заключении договора с ней. Печать нечистого может представлять собой родинку в форме жабы, зайца, паука, сони либо другого зверя. Обычно дьявол ставит ведьме клеймо на груди или гениталиях. У колдуна клеймо следует искать под мышками, на плечах, под веком, или… в заднем проходе.

Дьявольская отметина может быть и невидима глазу. Обнаружить её можно лишь проткнув её иглой – при этом место прокола не кровоточит и безболезненно для подозреваемой(ого).

Носителей таких признаков предавали «справедливому» суду и умерщвляли, как правило, путём сожжения.

Убийственное (в прямом смысле этого слова) мракобесие шагало нога в ногу с эпидемиями чумы, войнами, голодом, вызванным перенаселением и неурожаем, подаренным долговременным изменением климата (малый ледниковый период XVI века). Люди хотели знать виновников несчастий, настигших их, а что как нельзя лучше остужает пыл толпы, чем публичная расправа. Для многих доносительство было удобным случаем расправиться над обидчиком или удовлетворить пожирающую зависть к ближнему.

Охота на ведьм в разных религиях

Однако не стоит думать, что преследование колдовства было привилегией католического мира – протестантские государства по жестокости законов и массовости казней, пожалуй, даже обогнали своих католических соседей. Наиболее богатую кровавую жатву охота на ведьм собрала в Германии, Франции и Швейцарии. Всего за три столетия произошло около 100 тысяч процессов, связанных с колдовством, более половины из которых завершилось смертным приговором.

Жертвой развернувшейся компании мог стать любой, независимо от сословия (обвинить и сжечь могли и профессора, и крестьянку), пола (зафиксированы случаи сожжения трёхлетних детей «за любовную связь с дьяволом») и возраста.

В отличие от «просвещённой» Европы, славянский мир охота на ведьм практически не затронула… менталитет не тот. За период, когда в Западной Европе тысячами полыхали костры, на которых корчились несчастные, обречённые на мучительную смерть, в России было возбуждено чуть более двух сотен «колдовских» дел, единицы из которых завершились смертоубийством.

Инквизиторы современности

Охота на ведьм не является достоянием лишь «тёмных» средних веков – в наше время колдовство уголовно преследуется в некоторых государствах. Так, в Саудовской Аравии данное деяние преследуется смертью. Последняя казнь за данное «преступление» зафиксирована в этой стране в 2011 году – тогда была обезглавлена «колдунья» Амина Бин Абдулхалим Нассар.

© 2024 pavel3333.ru -- Строительный портал - Pavel3333