Крестное знамение. Как совершать крестное знамение

Главная / Вопросы 

Почему крест сопутствует человеку всю жизнь? И от чего никак нельзя откреститься, разъясняет митрополит Антоний (Паканич).

Поклонение Кресту. Оборотная сторона иконы «Спас нерукотворный». XII век

– Владыко, как и что можно крестить в быту?

– Тертуллиан в трактате «О венце воина» (около 211 г.) пишет: «Мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего это – действенное духовное оружие. Совершение крестного знамения требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той духовной силе, которой обладает образ Креста.

«С большою ревностью мы начертываем крест на жилище, на стенах, на окнах, на челе и в уме. Это знамение нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня», – учит святитель Иоанн Златоуст. Можно осенять крестным знамением и пищу перед вкушением, и постель перед сном, и вообще все, что связано с нашими повседневными делами и заботами. Главное, чтобы это было уместно и не нарушало благоговейного отношения к святыне.

– Первые христиане делали начертание креста на лбу, груди и плечах одним перстом. Почему мы крестимся тремя? Когда была установлена такая традиция?

– О крестном знамении одним перстом говорили святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Кирский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобный Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века преподобный Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло еще во времена апостолов и их преемников.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т. е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще было единоперстным. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так, современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю – постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».

В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства, которая воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали использовать в крестном знамении двуперстие как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе.

Приблизительно к XII веку в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двуперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем: поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двуперстие утратило свой демонстративный и полемический характер, однако оно роднило православных христиан с несторианами, которые также использовали двуперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая почитание Пресвятой Троицы. На Руси троеперстие было утверждено в XVII веке, во время реформ Патриарха Никона.

– Можно ли креститься в перчатках?

– Если условия позволяют, то лучше перчатки снимать, перед тем как осенять себя крестным знамением.

– Как относиться к крестам на одежде: на подошве обуви, сумках, платках… Крест и череп сегодня – одни из самых распространенных изображений на мировых брендах.

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, основание святости».

Почитание креста связано с той великой Жертвой, которую принес Спаситель за род человеческий. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Поскольку Крест сделался как бы жертвенником Страшной Жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо мы и чтим Крест, и поклоняемся ему, и изображаем его, как знамение общего спасения всех людей, чтобы поклоняющиеся древу Креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на исполнение всякой добродетели. Для христиан Крест – величайшая слава и сила».

Поэтому весьма печальным является использование образа Креста в неподобающем виде, в качестве модных украшений или отвлеченных символических изображений. Необходимо очень внимательно относиться к символам, сходным с изображением креста, но не имеющим к христианству никакого отношения.

При этом не стоит к любому графическому изображению с пересечением двух линий относиться как к Кресту. Пересечение двух перекладин, или перекресток двух дорог, орнамент или некая геометрическая фигура в виде креста – не являются предметом почитания. Крест Христов имеет четкое каноническое изображение, которое является для нас священным знаком и святыней. Все остальное не есть таковым.

– Что делать, если найдешь крест?

– Поцеловать его и носить с благоговением. Часто приходится слышать, что нельзя поднимать, а тем более носить потерянный кем-то нательный крест, так как на того, кто его наденет, переходят все невзгоды потерявшего. Это не более чем предрассудок. Наоборот, обязанность каждого православного человека поднять крест с земли, чтобы он не подвергся попранию или осквернению. Если же человек смущается носить этот крест или подарить его другому, то следует отнести его в церковь и отдать священнику.

– В каких случаях можно обменяться нательными крестиками?

– Со времен язычества с крестом связано множество суеверий и предрассудков. Они возникают или из-за незнания, или из-за неправильной трактовки канонов Церкви. Считается, что нельзя дарить крест, так как это приносит несчастье тому, кому его дарят. В свете значения креста для православных людей последнее утверждение нельзя рассматривать иначе как хулу на Крест Христов. Хотя свой нательный крест дарить действительно не стоит, если сам даритель при этом остается без креста. В то же время бывают ситуации, когда дарение креста является если не обязательным, то, как минимум, традиционным. Например, на Руси по традиции крестный отец дарил крест мальчику, а крестная мать – девочке. Нет ничего предосудительного и в дарении креста родственнику, другу или подруге, если дар совершается от чистого сердца. Он как бы символизирует пожелание спасения в Вечной Жизни во Христе.

Кроме того, в древности на Руси существовал обычай братания, при котором было положено меняться с побратимом нательными крестами. Обмен крестами символизировал готовность крестного брата или сестры помогать нести крест побратиму. В народе крестное родство ставилось зачастую выше кровного.

– Можно мысленно крестить другого человека? И в каких случаях?

– Можно, конечно, и мысленно крестить. Преподобный Ефрем Сирин учит: «Вместо щита ограждай себя честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение... Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен».

Не нужно стыдиться крестного знамения. Если мы хотим кого-то осенить крестом, то ничего плохого в этом нет. Главное, чтобы мы были движимы чувством любви к человеку и глубокой верой в силу Животворящего Креста Господня.

Книжная миниатюра. Византия. XI век. Афонские библиотеки

– Нужно ли креститься, видя храм?

– Чувство благоговения к святыне является важным аспектом христианской жизни. Храм – особое место благодатного присутствия Божия, где совершаются спасительные Таинства, где верующие собираются для молитвы. Вполне естественно выражать знаки почтительного отношения к Дому Божьему, и, конечно, христиане осеняют себя крестом и кланяются храму каждый раз, когда проходят или проезжают рядом.

– Можно ли входить в храм и участвовать в Таинствах без нательного крестика?

– В жизни православного христианина нательный крест играет особую роль. Нательный крест – это атрибут принадлежности к Христовой Церкви. Крест – наша защита и ограждение от воздействий нечистых духов. По словам праведного Иоанна Кронштадтского: «Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

Ходить без нательного креста считалось на Руси большим грехом. Слову и клятве человека без креста не доверяли, а о бессовестных и злых людях говорили, что «креста на них нет». В народе понимали, что нельзя спать без креста, снимать его во время купанья – человек остается тогда без защиты против злых сил. Даже для бани изготавливались специальные «банные» деревянные кресты, которые надевались вместо металлических, чтобы не обжечься. Тем более в храм нужно приходить с нательным крестиком, который дан нам при Крещении и является символом нашего спасения и духовным оружием.

– Если потерял крестик – это какой-то знак? Что-то может плохое произойти?

– Святитель Иоанн Златоуст учит: «Если есть суеверия у язычников, это нисколько не удивительно. А когда поклоняющиеся кресту, приобщающиеся неизреченных таинств и достигшие мудрости держатся языческих обычаев, это достойно слез... Суеверия – смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, только не смеху, но и геенне подвергающее обольщающихся». Поэтому мы должны строго избегать различных суеверий, которые возникают от недостатка веры и являются человеческими заблуждениями. Не случайно святитель Тихон Задонский говорил, что суеверие наступает, когда оскудевает и исчезает вера.

Евангелие учит нас: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Знание истинного учения Христова, которое может дать только Православная Церковь, делает человека свободным от рабства греха, человеческих заблуждений и нелепых суеверий.

Беседовала Наталья Горошкова

Казалось бы, что может быть проще, нежели перекреститься? Складываем пальцы и… Так. А как, собственно, пальцы складывать правильно?
И почему именно так? А можно ли складывать пальцы по-другому? И что все это означает?

Во имя Отца, Сына и Святаго Духа
Осенение рукотворным крестом себя или других людей называется "крестным знамением". Слово "знамение" означает "знак". То есть крестное знамение - знак креста, его изображение. Христиане совершают крестное знамение (крестятся), прося помощи у Бога, для исповедания или свидетельства своей веры в Иисуса Христа, в Его смерть на Кресте и Его воскресение. По тому, как крестится тот или иной человек, можно определить, какого он вероисповедания.

В наше время в большинстве православных церквей принято совершать крестное знамение в следующей последовательности. Пальцы правой руки складываются так: большой, указательный и средний вместе, а безымянный и мизинец (также сложенные вместе) прижаты к ладони. Первые три пальца, сложенные вместе, символизируют единство Пресвятой Троицы, нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Два других пальца указывают на две природы Иисуса Христа - Божественную и человеческую, соединенные во Христе неизменно, нераздельно, неразлучно.

Сложенные таким образом пальцы сначала поставляются на лоб (освящение ума), потом на живот (а вовсе не на грудь!) - это освящение чувств, затем на правое и на левое плечо. Это освящение сил телесных.

При совершении крестного знамения принято произносить про себя: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь" (если при этом не произносится других молитв). Креститься следует, избегая слишком быстрых, резких, отрывистых или круговых движений. Крестное знамение предполагает неспешность и чувство. Поясной или земной поклон совершается после крестного знамения, а не одновременно с ним. Сначала мы изображаем на себе Крест Господень, а затем поклоняемся ему.
Если незнакомые люди крестятся по-другому (например, слева направо) - не следует спешить делать им замечание: возможно, что они воспитаны в другой богослужебной культуре. Иначе крестятся старообрядцы, верующие армяно-григорианского исповедания, католики (они крестятся открытой ладонью и в иной последовательности: с левого плеча на правое) и те из протестантов, кто в принципе не отрицает крестное знамение.

По-славянски пальцы называют "персты", поэтому складывание пальцев определенным образом для совершения крестного знамения называется перстосложением. Способ сложения пальцев, принятый в Православной Церкви, называют троеперстием.
До XVII века в Русской Церкви использовали двоеперстие: указательный и средний пальцы складывали вместе, а большой, безымянный и мизинец, сложив, прижимали к ладони, символизируя веру в Пресвятую Троицу. В наше время так крестятся старообрядцы. Троеперстие и двоеперстие - разные способы крестного знамения, поэтому считать один из них единственно возможным или, напротив, ошибочным нельзя.

Тем не менее нередко можно увидеть ошибочный вариант крестного знамения, который встречается во многих старых учебниках: вместо живота пальцы поставляются на грудь. Даже в недавно изданной книге В. Артемова "Православное богослужение" говорится: крестятся лоб, грудь, правое и левое плечо". Искаженным этот метод является потому, что если крест, построенный путем мысленного соединения точек на лбу, груди и плечах, получается перевернутым: нижний его конец короче верхнего.
Осенять себя крестным знамением христиане стали уже с I века - это передавалось от апостолов. До V века крестное знамение вообще совершалось одним пальцем, скорее всего - указательным. Наложение полного (лоб - живот - плечи) крестного знамения впервые упоминается в грузинских источниках - в "Житии святой равноапостольной Нины". Крестное знамение в виде двоеперстия стали использовать после V века в связи с борьбой с ересью монофизитства. Такой способ крестного знамения был принят для того, чтобы подтвердить единство Божественной и человеческой природы Христа. Позже появилось и троеперстие.

Знамение на всю жизнь
Согласно православному учению, сила крестного знамения, подобно молитве, призывает Божью помощь и ограждает от воздействия демонических сил. Кроме того, из жизнеописаний святых известно, что порой крестного знамения было достаточно, чтобы рассеять бесовские чары и совершить чудо. Церковь употребляет начертание креста во всех богослужениях и таинствах. В Византии в особо важных документах вместо имени ставили три креста, считая, что поручиться крестной силой ответственнее, чем именем. Крест Христов освящает собой самые разнообразные действия и предметы, поэтому крестное знамение сопровождает верующего человека всю жизнь.

Когда необходимо креститься? Это принято делать в начале и в конце молитвы. При приближении к той или иной святыне. При входе в храм и выходе из него - крестное знамение в этом случае совершают трижды. Перед тем как поцеловать крест или икону. В тот или иной момент богослужения. В частности, во время ектении: после пения "Господи, помилуй", "Подай, Господи", "Тебе, Господи" крестятся один раз. Один раз крестятся и при малом славословии: "Слава Отцу и Сыну…".

Один раз совершается крестное знамение при возгласах "Примите, ядите…", "Пийте от нея вси…", "Твоя от Твоих…", а также "Слава Тебе, Христе Боже…". Один раз следует креститься при чтении или пении "Честнейшую Херувим…". Три раза совершается крестное знамение во время чтения либо пения "аллилуйя", Трисвятого, "Придите, поклонимся…", а также при возгласе "Слава Тебе, Христе Боже наш…". При каждом оглашении слов "поклонимся", "поклонение, "припадем" крестное знамение совершается один раз. Один раз совершается крестное знамение и при взывании к Господу, Божией Матери и святым во время канона на утрене. По окончании чтения или пения каждого молитвословия или песнопения также совершается крестное знамение. Во всех этих случаях крестное знамение совершается с поясным поклоном.

Троекратное крестное знамение с земным поклоном совершается во время поста при входе или выходе из храма. Кроме этого есть еще множество случаев, когда в храме нужно обязательно совершать крестное знамение. Знание этого приходит к верующим с опытом. Есть определенные правила, не допускающие в том или ином случае крестного знамения.

Креститься не положено во время пения псалмов. Не допускаются земные поклоны в дни Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Дня Святой Троицы, в дни Преображения и Воздвижения. Правда, в последнем случае три земных поклона отдаются Кресту.

Когда в храме осеняют народ Крестом, Евангелием, иконой или Чашей, все должны креститься, преклоняя голову, а когда осеняют свечами, рукой или кадят народ, креститься не надо, но только кланяться.

Конечно, этим перечнем все не ограничивается. Допустимо креститься во всех значимых случаях жизни: в опасности и испытании, в радости, в горе, в труде.
Крестное знамение используют не только по отношению к себе, но и к окружающим. Крестным знамением священник благословляет верующих. Вот только осеняет он склоненную голову верующего крестом слева направо, а не справа налево, как человек, осеняющий себя сам. Мать осеняет крестным знамением своего ребенка, супруги - друг друга, один родной человек - другого (например, когда близкий человек отправляется в путь). Такое крестное знамение называется благословением.
Крестным знамением принято осенять пищу перед ее употреблением, а в некоторых случаях и другие предметы личного или домашнего обихода (например, кровать перед сном).

Крест - охрана моя
Крестное знамение имеет несколько значений. Вероисповедальное, освятительное, и, наконец, охранительное. Крестное знамение, налагаемое с верой, дает силу побеждать зло и творить добро, преодолевать искушение и страсти. Правда, необходимо отбросить суеверные представления, будто само по себе крестное знамение или ношение крестика является "защитой от злых сил". Сам по себе знак ничего не стоит без внутреннего духовного участия и искренней веры в силу Креста.

История знает множество примеров, когда Господь по вере людей через крестное знамение творил чудеса. Апостол Иоанн Богослов, как повествует его ученик святой Прохор, знамением Креста исцелил лежащего по пути больного. А благочестивый Ир, по наставлениям апостола Филиппа, начертал рукой образ Креста Христова на поврежденных частях тела недужного Аристарха - и тотчас усохшая рука окрепла, око прозрело, слух открылся и больной стал здоровым. Преподобная Макрина, сестра святого Василия Великого, страдала грудной болезнью, просила свою мать осенить больное место Крестом и сразу получила исцеление.

Чудодейственный Крест Христов не только исцелял недуги, но и воскрешал мертвых и делал человеческое тело невредимым. Так, первомученица Фекла осенила Крестом дрова и хворост, собранные для ее сожжения, и огонь не дерзнул прикоснуться к ее телу. Мученица Василиса Никомедийская оградила себя знамением Креста, и посреди пламени в разожженной печи стояла долгое время в огне безо всякого вреда. Обреченные на растерзание зверями мученики Авдон, Синнис, великомученик Пантелеймон и многие другие мученики осеняли себя крестным знамением, и лютые звери, как кроткие ягнята, целовали ноги Божьих людей. При всемогущей силе Креста Христова оказывались безвредными и смертоносные яды, как это видно из жития святителя Ювеналия и преподобного Бенедикта.

В наши дни часто говорят, что теперь чудес не бывает. Дескать, чудеса случались только в древности. Но вот совсем недавно в России свершилось одно из таких чудес, в котором явно проявилась животворящая и спасающая сила крестного знамения.
Один из священников въехал в небольшую гостиницу, где уже жили несколько человек. Всем им был предложен обед. И когда они собрались к столу, священник, как пастырь Церкви, предложил: "Братья, прежде всего станем на молитву. Помолимся перед тем, как принять пищу". Все встали, священник прочитал молитву Господню "Отче наш" и, заканчивая ее, обратившись к столу, осенил все крестообразным пастырским благословением.

И в эту же секунду большой графин с квасом, стоявший на столе, безо всякой видимой причины и безо всякого удара со стороны, разлетелся вдребезги. Квас разлился, все ахнули. Хозяйка гостиницы схватилась за голову, бросилась в соседнее помещение, откуда донесся ее крик. Тут же она вбежала обратно, бросилась к священнику в ноги и призналась, что этот графин поставила на стол по ошибке. В нем был отравленный квас, приготовленный для убийства мужа. На стол она хотела поставить другой графин с хорошим квасом, но перепутала, поскольку оба графина были совершенно одинаковы. И если бы не молитва Господня, если бы пастырь не осенил своим благословением стол для трапезы - то погибло бы множество людей.

Подобных историй в наши дни случается немало. Крест укрепляет и спасает искренне верующего человека. Даже умирая, в последний момент, христианин холодеющей рукой осеняет себя крестным знамением, ограждая и освящая себя на свой последний путь. И на могиле христианина ставят крест, чтобы все знали, что под этим крестом покоится верующий.

Очищение, просветление и преображение
От рассказа о крестном знамении так естественно перейти к разговору о самом кресте. В нашем случае - о кресте, на котором был распят Иисус Христос. Все мы знаем, что такой вид смертной казни существовал в Римской империи, но едва ли кто-то помимо богословов и профессиональных историков представляет себе весь ужас распятия.
Крест был в Римской империи способом казни, предназначенным для рабов и для тех случаев, когда смертную казнь хотели усилить бесчестием. Распятие на кресте считалось у римлян ужаснейшей смертной казнью Как говорил Цицерон, "само название креста противно римскому уху, взору и слуху".

Сначала крест ставили стоймя, затем к нему прикрепляли осужденного, прибивая его руки к дереву гвоздями. Ноги часто тоже прибивали гвоздями, но иногда только привязывали веревками. К подножию, на высоте ног, для их опоры, приколачивали горизонтальную дощечку или устраивали посередине перекладину (отсюда выражение "сидеть на кресте", которое встречается во многих описаниях крестной казни). Все это делалось для того, чтобы руки не были разодраны гвоздями, и тело не опускалось бы вниз.

Ф. Феррар в книге "Жизнь Иисуса Христа" пишет: "Смерть на кресте заключала в себе все, что только есть ужасного и возмутительного в пытках и смерти: головокружение, судороги, упадок сил, бессонницу, лихорадочное состояние вследствие ран, столбняк, публичность позора, продолжительность страданий, антонов огонь в открытых ранах, - все это, вместе взятое и в самой высшей степени, но без лишения чувств, которое бы одно и могло стать для страдальца некоторым облегчением. Неестественное положение делало мучительным всякое движение, воспаленные и беспрестанно подновляемые раны близ гвоздей разъедала гангрена; артерии - в особенности в голове и животе - распухали и напрягались от прилива крови. Ко всем этим разнообразным и постоянно возрастающим мучениям присоединялись невыносимый жар и мучительная жажда. Совмещение одновременно всех этих мук производило такую нестерпимую тоску, которая самый вид смерти, этого страшного неведомого врага, при приближении которого всякий человек трепещет, делал приятным, мечту о ней - усладительной".

"Жестокая особенность смертной казни заключалась в том, что в этом ужасном состоянии можно было жить в страшных муках три-четыре дня. Кровотечение из ран в руках скоро прекращалось и вообще не могло быть смертельным. Истинной причиной смерти являлось противоестественное положение тела, которое вызывало страшное расстройство кровообращения, ужасные головные боли, боль в сердце и, наконец, оцепенение членов. Распятые на кресте, если они обладали крепким телосложением, могли даже спать и умирали только от голода. Основной мыслью этой жестокой казни было не непосредственное умерщвление осужденного с помощью определенных повреждений его тела, а выставление паба с пригвожденными руками, из которых он не сумел сделать хорошего употребления, к позорному столбу, где его и представляли гниению", - писал Ренан.

Крест, на котором был распят Иисус Христос, по преданию, был обнаружен еще во времена правления римского императора Тиберия (14 - 37 года). Тогда епископом Иерусалима был святой Иаков. Затем этот крест был надолго утерян и найден только супругой святого императора Константина святой Еленой в IV веке.

Размах организованных ею раскопок был велик, и в итоге святая Елена нашла три креста, но не знала, на котором из них страдал Иисус Христос. В конце концов, она велела принести тело мертвого мужчины и положила его на один из крестов. Соприкосновение не оказало на мертвого никакого действия. Елена велела положить тело на второй крест, затем на третий. При соприкосновении с третьим крестом мертвый тотчас воскрес. Так был обретен крест, на котором распяли Иисуса. Часть этого креста Елена отослала императору Константину, а тот, в свою очередь, папе Римскому. Фрагмент святыни до сих пор хранится в Риме в церкви Св. Креста Иерусалимского. Большую часть креста Елена вновь закопала в церкви, построенной на месте Голгофы.
Рядом с крестом была найдена табличка с надписью "Иисус Назарянин, Царь Иудейский", которую тоже отправили в Рим. С этого момента крест становится высшим символом христианства. А в первые века отношение христиан к кресту было двойственным. Поскольку казнь на кресте считалась в Римской империи позорной, поначалу христиане крест ненавидели. Понадобились усилия апостолов, чтобы изменить ситуацию.

Уже тогда представления о спасительном поклонении кресту сочетаются с идей несения креста. Евангелист Марк пишет про Христа: "И подозвав народ с учениками своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергни себя и возьми крест свой и следуй за Мною". Ученики Христа учили не только поклонению кресту, но и восхождению на крест. Апостол Павел в Послании к римлянам пишет: "И так мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним".

"Крест - небесных и земных соединение и преисподних попрание", - писал Иоанн Златоуст. Для христиан крест - это и очищение, и просветление, и преображение, и залог будущего века. Блаженный Августин писал в V веке: "Если не употреблять знамение креста или на челе верующих, или при помазании, которым помазаны были мы, или над святой жертвой, которой мы питаемся, то все бесплодно".

Крест - это и символ Христа. Две "руки" горизонтальной оси означают две основополагающие идеи христианства: прощения и искупления и Божью кару. Две пересекающиеся оси, из которых составлен крест, представляют двойную природу Спасителя: горизонтальная ось - Его земную природу, вертикальная - Божественную.
Крест - это явление духа и силы. Весь жизненный путь христианина есть познание Креста, и в конце такого пути человек может сказать: "Я сораспялся Христу, и я уже не живу, но живет во мне Христос" (Послание к галатам, II, 19-20). "И у Церкви свой трофей над смертью - это Крест Христов, который она носит на себе", - говорит Ипполит Римский.

От него демоны бегают
Уже у первых христиан при обращении к Богу был свой молитвенный знак. Богослов II - III веков Тертуллиан писал: "При всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе, при одевании и обувании, приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-нибудь занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением".
Правда, в отличие от современных Христиан, в древности осеняли себя так называемыми малыми крестами, налагая их на различные части тела отдельно: на чело, на грудь, на очи и так далее. (Кстати, и сегодня некоторые люди, например, зевая, нередко крестят рот как бы ограждая себя от проникновения внутрь нечистой силы).
Происхождение русского слова "крест" теряется в глубине веков. Иногда его производят от немецкого Christ - Христос. На самом деле исконное значение слова "крест" не имеет отношения к христианству. Величайший знаток русской древности А. Афанасьев в книге "Поэтические воззрения славян на природу" доказал, что слово "крест" связано с понятиями "огонь" и "солнцестояние". Само древнерусское слово "крест" означает "оживление", отсюда - воскреснуть, то есть ожить. А вот слова "крестьянин" и "крестьянка", согласно В. Далю, означают "крещеный человек". Оба слова появились в русском языке относительно поздно, после крещения Руси. Очевидно, не последнюю роль в их изобретении сыграло созвучие слов "крест" и Христос.

Прославлению Креста Господня посвящен один из двунадесятых праздников. Первая стихира службы начинается словами: "Крест возносится, и демони прогоняются…". И дальше об этом говорится много раз: "…днесь Крест воздвизается, и демони бегают, днесь тварь вся от тли свободися". В святильне в конце канона говорится: "Крест, хранитель всея вселенные; Крест, красота Церкви; Крест верных в утверждение; Крест, ангелов слава и демонов язва".

Главной особенностью этого праздника является вынос из алтаря на середину храма святого Креста. Это же происходит на Крестопоклонной неделе Великого поста и в праздник первого Спаса. Существует благочестивая традиция, когда в Великий четверг верующий изображает на окнах и дверях своего дома крестное знамение.

Автор рискнет закончить эту статью отрывком из древнейшего русского письменного памятника "Повести временных лет" 1068 года. Почти тысячу лет назад наши предки так писали о силе Креста: "Се же Бог яви силу крестную, понеже Изяслав целовав Крест, и я и; тем же наведе Бог поганья, сего ж Яве избави Крест честный в день бо Въздвижения Всеслав вздохнул рече: О Кресте Честный! Понеже к тобе верою избави мя от рва сего! Бог же показа силу крестную на показанье земле Русьтей, да не преступают Честного Креста, целовавшие его; аще ли преступит кто, то и зде примет казнь, и на предущем вице казнь вечную. Понеже велика есть сила крестная: Крестом бо побежаемы бывают силы бесовьская, Креста бо князем в боанех пособит, в боанех Крестом сограждаеми верни люди побеждают супостатв протитвныя. Крест бо вскоре избавляет от напастий призывающих его с верою ничто, ничто же я боят беси, токмо Креста, аще бывают от бес мечтанья, знаменовавшие лице Крестом прогоними бывают".

Что можно добавить нашему современнику к такому древнерусскому гимну Кресту? Наверное, только одно: Аминь!

Александр Оконишников

"ЧЕСТНОЕ СЛОВО" , 12 сентября 2007 г.

«Всякий раз, как ограждаешь себя крестным знамением, преисполнись великим дерзновением и всего себя предоставь в благоугодную жертву Богу.» Святитель Иоанн Златоуст.

С раннего детства и до самой смерти верующий христианин носит на себе, на своей груди, крест как знамение Христовой победы, защиты и силы. Каждый день во время утренних и вечерних молитв, во время богослужения и перед вкушением пищи, перед началом учения и по его окончании, мы накладываем на себя знамение Честнаго и Животворящего Креста Христова. Крестным знамением христианин начинает день и с крестным знамением он отходит ко сну, заканчивая день.

Что же символизирует крестное знамение и при каких обстоятельствах возникло изображение креста?

Крестное знамение – это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение Креста Господня с призыванием Имени Божьего, привлекает на себя Божественную Благодать Святого Духа.

Крест – это главный символ христианства, представляющий собой орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором он был распят для искупления грехов мира. Далеким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – Кресту животворящему – потому что Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями искупил нас от древнего греха и даровал нам жизнь вечную.

На Кресте мы видим Богочеловека Распятым. Но в Распятии таинственно пребывает Сама Жизнь, подобно тому, как в пшеничном зерне таятся многие будущие колосья. Поэтому Крест Господень почитается христианами как «живоносное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Распятия не было бы Воскресения Христова, и поэтому Крест из орудия казни обратился в святыню, в которой действует Благодать Божия.

Таким образом, крестное знамение – это освященный Божественной благодатью образ человеческого спасения, возводящий нас к своему Первообразу – к распятому Богочеловеку, принявшему крестную смерть ради искупления человеческого рода от власти греха и смерти.

История развития крестного знамения, берет свое начало еще из ветхозаветных времен. Когда Иерусалим и Храм, построенный Соломоном, были сожжены до основания воинами царя Навуходоносора, а большинство жителей Иудеи были угнаны в Вавилонию, Ветхозаветная Церковь была потрясена постигшей ее трагедией. Под влиянием переживания трагедии в Ветхозаветной Церкви возникает обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), которая была условным начертанием имени Божия. Это движение пальцем по лбу является проявлением молитвы о том, чтобы ангел Господа поставил знак на лбу молящегося, в соответствии с пророчеством Иезекииля: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9:4)

Когда Ветхозаветная Церковь была введена Господом Богом в Новозаветный период, то обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), не исчез, потому что для христиан иметь на челе начертание имени Божия, означало знак принадлежности к избранным Богом. В «Откровении» апостол Иоанн Богослов пишет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Отк. 14:1)

Что же такое имя Божие и как его можно изобразить на челе? Согласно древней иудейской традиции, имя Божие символически запечатлевалось первой и последней буквами иудейского алфавита, которыми были «алеф» и «тав».

Смысл этого изображения заключаются в том, что человек, изображающий на челе имя Божие – он внешне проявляет свою преданность Богу. Со временем, ради упрощения этого символического действия, иудеи стали изображать одну лишь букву «тав». Весьма примечательно, что изучение рукописей той эпохи показало, что в иудейской письменности рубежа эпох прописное «тав» имело форму маленького креста. Этот маленький крест и означал имя Божие. По сути, для христианина той эпохи изображение креста на своем челе означало, как и в иудаизме, посвящение всей своей жизни Богу. Более того, наложение креста на лоб напоминало уже не столько последнюю букву еврейского алфавита, сколько крестную жертву Спасителя. Когда же Христианская Церковь окончательно освободилась от иудейского влияния, тогда было утеряно понимание крестного знамения как изображения через букву «тав» имени Божия. Основной смысловой акцент был поставлен на отображении Креста Христова. Забыв о первом значении, христиане более поздних эпох наполнили знамение Креста новым смыслом и содержанием. Крестное знамение – это внешнее исповедование своей веры во Христа Распятого (1 Кор. 2:2; 2 Тим. 1:8). Нужно отметить, что для гонителей христиан первых веков, крестное знамение служило главным отличительным признаком, по которому они признавали знакомого человека за христианина. В одном из мученических актов язычник первых веков говорил: «Я потому узнаю, что они христиане, что они каждую минуту делают на своих челах знамение креста».

В конце третьего столетия знаменитый карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «При всяком приходе и выходе, при одевании и обувании, при банях, при столах, при лампадах, на ложах и седалищах и при всяком деле мы начертываем на челе знамение креста». Спустя столетие после Тертуллиана, святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись».

Как мы видим, крестное знамение дошло до нас из глубины веков и без него немыслимо наше повседневное богопочитание. В истории Христианской Церкви существовало три формы перстосложения: единоперстие, двуперстие и троеперстие.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т.е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще сохранялось единоперстное. В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда появилась ересь монофизитов (отвергающие человеческую природу в Иисусе Христе), то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие – православия. Тем самым снова во внешние формы богопочитания Церковь вложила глубокие вероучительные истины.

Приблизительно в XII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы. На Руси, как уже и было отмечено, троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона.

Каждый верующий христианин, осеняя себя крестным знамением, должен знать подлинное значения троеперстия. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца пригнутые к ладони, означают, две природы Иисуса Христа: Божественную и человеческую, т.к. Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал одновременно человеком. Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и призывает Божественную благодать. Неизреченной благостью Спасителя, даровано нам в силе крестного знамения могущественное орудие против всех врагов наших видимых и невидимых. На основании векового опыта проявления этой чудодейственной силы Креста Господня православные христиане веру свою в силу животворящего Креста всегда выражали и выражают в том, что им венчают свои храмы, знаменуют жилища, благословляют своих детей, носят его на груди и непрестанно в молитве употребляют знамение крестное. К сожалению, многие из православных христиан не знают значения крестного знамения, небрежно и неправильно его употребляют, а некоторые очень часто оставляют употребление его в потребных случаях. Благочестивые предки наши, по преданию Церкви, употребляли крестное знамение во всех случаях своей жизни, при входе в дом и при выходе, при начале дела и окончании, когда садились за трапезу и когда вставали из-за нее, когда ложились спать и когда пробуждались, также при нечаянной радости или при внезапном несчастии; никогда не проходили мимо святых икон и церквей Божиих, не перекрестившись.

Если вникнуть в значение крестного знамения, то будет понятно, что это не есть такой наружный обряд, который можно произвольно нарушать или изменять. Нет, крестное знамение есть священный символ веры нашей, и в нем, по изъяснению святых отцов, сокращенно изображается все христианство. Почему мы при молитве знаменуем себя крестом? Почему мы не ограничиваемся другими молитвенными знаками, например возведением очей к небу, воздеянием рук, ударением себя в грудь? Употребление крестного знамения имеет особое значение. Крестным знамением мы выражаем веру в искупительные заслуги Господа Иисуса Христа, Единого Божественного Ходатая и Посредника, без Которого наша молитва никогда не могла бы восходить к престолу Божию.

Соединяя молитву свою с крестным знамением, мы не на себя надеемся, не ради своих заслуг просим Бога, а ради крестных заслуг Христа Спасителя и о имени Его. Такую молитву Господь несомненно приемлет, как сказал Сам Спаситель: «аще что просите от Отца во имя Мое, даст вам» (Ин 16:23), если только наше крестное знамение будет не наружным только движением руки, но выражением внутренней сердечной веры в Божественное ходатайство Иисуса Христа. Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.

Преподобный Венедикт Нурсийский (480–543) за строгую свою жизнь был избран в 510 году игуменом пещерного монастыря Виковаро. Святой Венедикт с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе такого игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Некоторые решили его отравить. Они смешали яд с вином и дали пить игумену во время обеда. Святой сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать животворящего креста».

Таким образом, знамение Честнаго и Животворящего Креста Господня, является для нас особым знаком, через который Господь ниспосылает нам свое Божественное благословение и благодать, поэтому это знамение требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения.

Вселенский учитель Церкви, святитель Иоанн Златоуст, увещевает нас задумываться над этим следующими словами: « Крест – это символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, это основание святости».

Крест! Краткое это слово пронзает, потрясает до сокровенных глубин душу христианина. Взирать на Крест Христов духовными очами веры – значит взирать на таинственный Жертвенник, где заклан был в Жертву за грехи мира Божественный Агнец, Который Своей Пречистой Кровью примирил нас, бывших некогда отчужденными и врагами (Кол. 1:21). Христос победил мир греха, мир тьмы духовной. У нас в руках великое и сильное оружие, дарованное Христом, − Его Крест – знамение нашей веры, всеконечной и всесовершенной победы добра над злом, света над мраком. Это истинная красота Церкви, это оружие мира, непобедимая победа!

Иерей Владимир Кашлюк

Все мы прекрасно знаем о том, какую исключительную роль играет крестное знамение в духовной жизни православного христианина. Каждый день, во время утренних и вечерних молитв, во время богослужения и перед вкушением пищи, перед началом учения и по его окончании, мы накладываем на себя знамение Честнаго и Животворящего Креста Христова. И это не случайно, ведь в христианстве нет более древнего обычая, чем крестное знамение, т.е. осенение себя знаком креста. В конце третьего столетия знаменитый карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «Путешествуя, и передвигаясь, входя в помещение и выходя из него, обуваясь, принимая ванну, за столом, зажигая свечи, ложась, садясь, при всём, что мы делаем - мы должны осенять свой лоб крестом». Спустя столетие после Тертуллиана, святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись».

Как мы видим, крестное знамение дошло до нас из глубины веков и без него немыслимо наше повседневное богопочитание. Однако, если мы будем честны перед самими собой, то станет абсолютно очевидно, что достаточно часто мы совершаем крестное знамение по привычке, машинально, не задумываясь о смысле этого великого христианского символа. Полагаю, что небольшой историко-литургический экскурс позволит всем нам впоследствии более осознанно, вдумчиво и благоговейно налагать на себя крестное знамение.

Так что же символизирует и при каких обстоятельствах возникло знамение креста? Троеперстное крестное знамение, ставшее частью нашей повседневной жизни, возникло достаточно поздно, а в богослужебную жизнь Русской Православной Церкви вошло только в XVII столетии, во время небезызвестных реформ патриарха Никона. В Древней Церкви крестом осенялся только лоб. Описывая литургическую жизнь Римской Церкви в III веке, священномученик Ипполит Римский пишет: «Всегда старайся смиренно осенять свой лоб крестным знамением». Об употреблении одного перста в крестном знамении говорят затем: святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Киррский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобный Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века преподобный Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло ещё во времена апостолов и их преемников. Более того, это вам может показаться невероятным, но на появление крестного знамения в Христианской Церкви значительным образом повлиял иудаизм. Достаточно серьёзное и компетентное исследование этого вопроса проводил современный французский богослов Жан Даниэлю. Вы все прекрасно помните описанный в книге Деяний Апостольских Собор в Иерусалиме, проходивший, приблизительно, в 50 году по Рождестве Христовом. Основной вопрос, который разбирался апостолами на Соборе, касался способа принятия в Христианскую Церковь тех людей, которые были обращены из язычества. Суть проблемы коренилась в том, что свою проповедь Господь наш Иисус Христос совершал в среде иудейского богоизбранного народа, для которого и после принятия Евангельской Вести сохранялись обязательными для исполнения все религиозно-обрядовые предписания Ветхого Завета. Когда же апостольская проповедь достигла европейского континента и первохристианская Церковь стала наполняться новообращёнными греками и представителями других народов, вполне закономерным образом возник вопрос формы их принятия. В первую очередь, вопрос этот касался обрезания, т.е. необходимости для обращённых язычников принимать сперва Ветхий Завет и обрезываться, а только после этого принимать Таинство Крещения. Апостольский собор разрешил данный спор весьма мудрым решением: для иудеев ветхозаветный Закон и обрезание оставались обязательными, а для христиан из язычников иудейские обрядовые предписания отменялись. В силу данного постановления Апостольского Собора в первые века в Христианской Церкви существовали две важнейшие традиции: иудеохристианская и языкохристианская. Так, апостол Павел, постоянно подчёркивавший, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея», оставался глубоко привязанным к своему народу, к своей родине, к Израилю. Вспомним о том, как он говорит об избрании неверных: Бог избрал их для того, чтобы пробудить ревность в Израиле, чтобы Израиль признал в личности Иисуса ожидаемого им Мессию. Вспомним и о том, что уже после смерти и Воскресения Спасителя апостолы регулярно собирались в Иерусалимском храме, а свою проповедь вне пределов Палестины всегда начинали с синагоги. В этом контексте становится понятным, почему иудейская религия могла оказывать определённое влияние на развитие внешних форм богослужения молодой первохристианской Церкви.

Так вот, возвращаясь к вопросу происхождения обычая осенять себя крестным знамением, отметим, что в иудейском синагогальном богослужении времён Христа и апостолов существовал обряд начертания имени Божия на челе. Что же это такое? В книге пророка Иезекииля (Иез. 9:4) говорится о символическом видении катастрофы, которая должна постигнуть некий город. Однако эта погибель не коснётся людей благочестивых, на челах которых ангел Господень изобразит определённый знак. Описывается это следующими словами: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак». Вслед за пророком Иезекиилем все то же начертание имени Божия на челе упоминается в книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова. Так, в Отк. 14.1 сказано: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». В другом месте (Отк. 22.3-4) говорится о жизни будущего века следующее: «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их».

Что же такое имя Божие и как его можно изобразить на челе? Согласно древней иудейской традиции, имя Божие символически запечатлевалось первой и последней буквами иудейского алфавита, которыми были «алеф» и «тав». Это означало, что Бог является Беспредельным и Всемогущим, Вездесущим и Вечным. Он является полнотой всех мыслимых совершенств. Поскольку человек может описать окружающий его мир при помощи слов, а слова состоят из букв, то первая и конечная буквы алфавита в написании имени Божия говорят о том, что в Нем заключена полнота бытия, Он объемлет собой все, что можно описать человеческим языком. Кстати, символическое начертание имени Божия при помощи первой и последней букв алфавита имеется и в христианстве. Помните, в книге Апокалипсис Господь говорит о себе: «Аз есмь альфа и омега, начало и конец». Поскольку Апокалипсис был изначально написан на греческом языке, то для читателя становилось очевидным, что первая и последняя буквы греческого алфавита в описании имени Божия свидетельствуют о полноте Божественных совершенств. Нередко мы можем видеть и иконописные изображения Христа, в руках Которого открытая книга с надписью всего двух букв: альфа и омега.

Согласно цитированному выше отрывку из пророчества Иезекииля, избранные будут иметь на челе надписание имени Божия, которое ассоциировалось с буквами «алеф» и «тав». Смысл этого надписания символический - человек, имеющий на челе имя Божие - всецело отдал себя Богу, посвятил себя Ему и живёт согласно Закону Божию. Только такой человек достоин спасения. Желая внешне проявить свою преданность Богу, иудеи времён Христа уже накладывали на своё чело надписание букв «алеф» и «тав». Со временем, ради упрощения этого символического действия, они стали изображать одну лишь букву «тав». Весьма примечательно, что изучение рукописей той эпохи показало, что в иудейской письменности рубежа эпох прописное «тав» имело форму маленького креста. Этот маленький крест и означал имя Божие. По сути, для христианина той эпохи изображение креста на своём челе означало, как и в иудаизме, посвящение всей своей жизни Богу. Более того, наложение креста на лоб напоминало уже не столько последнюю букву еврейского алфавита, сколько крестную жертву Спасителя. Когда же Христианская Церковь окончательно освободилась от иудейского влияния, тогда было утеряно понимание крестного знамения как изображения через букву «тав» имени Божия. Основной смысловой акцент был поставлен на отображении Креста Христова. Забыв о первом значении, христиане более поздних эпох наполнили знамение Креста новым смыслом и содержанием.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все своё тело, т.е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все ещё сохранялось единоперстное. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаёте, работаете или отдыхаете, едите или пьёте, путешествуете на суше или плаваете по морю - постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».

В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда появилась ересь монофизитов, то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения - единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие - православия. Тем самым снова во внешние формы богопочитания Церковь вложила глубокие вероучительные истины.

Более раннее и очень важное свидетельство об употреблении греками двоеперстия принадлежит несторианскому митрополиту Илии Гевери, жившему в конце IX-Х века. Желая примирить монофизитов с православными и с несторианами, он писал о том, что последние несогласны с монофизитами в изображении креста. Именно, одни знамение креста изображают одним перстом, ведя руку слева направо; другие двумя перстами, ведя, наоборот, справа налево. Монофизиты, осеняя себя одним перстом слева направо, подчёркивают этим, что веруют во единого Христа. Несториане и православные, изображая крест в знамении двумя перстами - справа налево, исповедывают тем своё верование, что на кресте человечество и божество были вместе соединены, что это было причиной нашего спасения.

Помимо митрополита Илии Гевери о двуперстии писал также и небезызвестный вам преподобный Иоанн Дамаскин в своей монументальной систематизации христианского вероучения, известной под названием «Точное изложение православной веры».

Приблизительно в XII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчёркивая своё почитание Пресвятой Троицы. На Руси, как уже и было отмечено, троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона.

Таким образом, подводя итог данному сообщению, можно отметить, что знамение Честнаго и Животворящего Креста Господня, является не только древнейшим, но и одним из важнейших христианских символов. Его совершение требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения. Много веков назад Иоанн Златоуст увещевал нас задумываться над этим следующими словами: «Вы должны не просто чертить крест своими пальцами, - писал он. - Вы должны делать это с верой».

Игумен ПАВЕЛ, кандидат богословия, инспектор МинДА
minds.by

Почему не трёхперстие?

Обычно верующие других конфессий, например, новообрядцы, спрашивают, почему старообрядцы не крестятся тремя перстами, как члены иных восточных церквей.

На это на это старообрядцы отвечают:

Двуперстие заповедано нам апостолами и отцами древней Церкви, чему есть немало исторических свидетельств. Трёхперстие же является новоизобретённым обрядом, употребление которого не имеет никакого исторического обоснования.

Хранение двуперстия ограждено церковной клятвой, которая содержится в древнем чине принятия от еретиков иаковит и постановлениях Стоглавого собора 1551 года: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят».

Двуперстие отображает истинную догматику христианского Символа Веры - распятие и воскресение Христово, а также два естества во Христе - человеческое и Божественное. Другие типы крестного знамения не имеют такого догматического содержания, а трёхперстие искажает это содержание, показывая, будто на кресте была распята Троица. И хотя новообрядцы не содержат учения о распятии Троицы, но святые отцы категорически запретили использование знаков и символов, имеющих еретическое и неправославное значение.

Так, полемизируя с католиками, святые отцы также указывали, что одно только изменение видотворения, применение обычаев, схожими с еретическими, уже само по себе являет собой ересь. Еп. Никола Мефонский писал, в частности, об опресноках: «Употребляющий опресноки уже из некоторого сходства подозревается в общении с этими ересями». Истинность догматики двуперстия признается сегодня, хоть и не публично, разными новообрядческими иерархами и богословами. Так о. Андрей Кураев в своей книге «Почему православные такие» указывает: «Я двоеперстие считаю более точным догматическим символом, чем троеперстие. Ведь не Троица была распята, а “един от Святыя Троицы, Сын Божий”».

Источник: ruvera.ru

Так как же правильно креститься? Сравните несколько представленных фотографий. Они взяты из различных открытых источников.




Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и епископ Слуцкий и Солигорский Антоний явно используют двуперстие. А настоятель храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке протоиерей Александр Шкляревский и прихожанин Борис Клещукевич сложили три пальца правой руки.

Вероятно, вопрос до сих пор остаётся открытым и различные источники отвечают на него по-разному. Ещё святитель Василий Великий писал: «В Церкви все благообразно и по чину да бывает». Крестное знамение - видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16, 10).

Крестное знамение - видимое свидетельство нашей веры, поэтому совершать его нужно тщательно и с благоговением.

Сила Крестного знамения необычайно велика. В Житиях Святых встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после осенения Крестом. Поэтому те, кто крестится небрежно, суетливо и невнимательно, попросту радуют бесов.

Как правильно осенять себя Крестным знамением?

1) Нужно сложить три пальца правой руки (большой, указательный и средний) вместе, что символизирует три лица Святой Троицы - Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Соединив эти пальцы вместе, мы свидетельствуем о единстве Святой Нераздельной Троицы.

2) Два других пальца (мизинец и безымянный) - плотно пригибаем к ладони, символизируя тем самым два естества Господа Иисуса Христа: Божественное и человеческое.

3) Вначале сложенные пальцы ставятся на лоб, для освящения ума; затем на живот (но не ниже) - для освящения внутренних способностей (воли, ума и чувств); после этого - на правое, а затем на левое плечо - для освящения наших телесных сил, потому что плечо символизирует деятельность («подставить плечо» - оказать помощь).

4) Только после опускания руки, совершаем поясной поклон, чтобы не «сломать Крест». Это распространённая ошибка - поклон одновременно с Крестным знамением. Делать этого не следует.

Поклон после Крестного знамения совершается потому, что мы только что изобразили на себе (осенили себя) Голгофский Крест, и поклоняемся ему.

Вообще же в настоящее время на вопросе «Как креститься?» многие не заостряют внимания. Например, в одном из блогов протоиерей Димитрий Смирнов пишет, что «…истинность Церкви не проверяется тем, как человек себя чувствует в её храме: хорошо или плохо… креститься двумя или тремя перстами, теперь уже не играет никакой роли, ибо два этих обряда признаны Церковью равночестными». Там же и протоиерей Александр Березовский подтверждает: «Крестись, как больше нравится».

Вот такую иллюстрацию разместили на сайте Храма Почаевской иконы Божией Матери посёлка Любимовка, г. Севастополь, Крым.

Здесь же размещена памятка для тех, кто только приобщается к Православной церкви и многого ещё не знает. Своего рода азбука.

Когда следует креститься?

В храме:

Обязательно нужно креститься в момент чтения батюшкой шестопсалмия и во время начала пения Символа Веры.

Также необходимо осенять себя крестным знамением в те моменты, когда священнослужитель произносит слова: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста».

Нужно креститься во время начала пений паремий.

Необходимо креститься не только перед тем, как входить в церковь, но и после того, как вы покинули её стены. Даже проходя мимо любого храма, необходимо один раз перекреститься.

После того, как прихожанин приложился к иконе или кресту, он тоже в обязательном порядке должен перекреститься.

На улице:

Проходя мимо любого православного храма, креститься следует по той причине, что в каждом храме в алтаре, на престоле пребывает сам Христос, Тело и Кровь Господа в чаше, которые имеют всю полноту Иисуса Христа.

Если же вы не креститесь, проходя мимо храма, следует вспомнить о словах Христа: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мар.8:38).

Но, следует понять причину, по которой вы не стали креститься, если это стеснение, то, стоит перекреститься, если это невозможность, например, вы едете за рулём и руки заняты, тогда следует перекреститься мысленно, также не стоит креститься, в случае если для окружающих это может стать поводом для насмешек над церковью, поэтому следует разобраться в причине.

Дома:

Сразу после пробуждения и непосредственно перед отходом ко сну;

В начале чтения любой молитвы и после её окончания;

Перед приёмом пищи и после его окончания;

Перед тем, как приступить к выполнению любой работы.

Подобрал и подготовил материалы
Владимир ХВОРОВ

Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.

Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.

Ч то должен осознавать и переживать христианин, осеняющий себя крестным знамением?

К сожалению, мы очень многие вещи в храме делаем машинально или бестолково, забывая о том, что это - высочайшее средство изменения духовной жизни.

Крестное знамение - это наше оружие. В торжественной, победоносной молитве Кресту - «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…» - говорится, что Крест нам дарован «на прогнание всякого супостата». О каком супостате идет речь? Апостол Павел в Послании к Ефесянам (6,11–13) пишет: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
Мир, который Господь даровал нам, в котором Он дал нам жить, конечно, прекрасен. Но погружен во грех. И мы сами повреждены грехом, наша природа искажена им, и это позволяет падшим духам искушать нас, мучить нас, вести нас по пути погибели. Человек, ведущий духовную жизнь, как правило, понимает, что ему самому себя не изменить - нужно искать помощи у Христа. Когда мы совершаем крестное знамение, мы в первую очередь Его призываем на помощь нам.

Конечно, нельзя понимать осенение крестным знамением как некий магический жест, обеспечивающий результат. Крест знаменует Жертву. Жертву Хрис­та, принесенную во имя любви к нам. Осеняя себя крестом, мы свидетельствуем, что Его жертва принесена за нас, и что Он для нас - главное в нашей жизни. Телесное, физическое движение при этом есть молитва тела, приобщение тела как составляющей нашего человеческого существа к этой жизни в Нем: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Это тоже апостол Павел, Первое послание к Коринфянам (6,19–20). Тело так же искуплено Крестною Жертвою, как и душа. С помощью крестного знамения мы пытаемся распять похоти души и похоти тела. И это беда, что по нерадению нашему крестное знамение становится для нас слишком привычным и совершается нами без благоговения. Здесь нам нужно вспомнить слова пророка Иеремии: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10). Это движение должно совершаться очень серьезно, с глубоким чувством. Почему мы не задумываемся, складывая для крестного знамения пальцы? Ведь это слово, воплощенное в действие: этим, по сути, исповедуется Святая Троица.

Крестное знамение есть ответственное деяние - когда мы его совершаем, мы должны чувствовать и видеть Крест Христов, Его страдания, помнить цену, которая была дана во искупление наших грехов, и ту высоту, на которую мы восходим через крест. Крест соединяет нас с небом, крест соединяет нас друг с другом, потому что Господь Иисус Христос был распят не за меня одного, а за всех.
И как священник, и как христианин я не раз замечал, что люди, умеющие молиться глубоко и не напоказ, совершают крестное знамение очень красиво. В чем именно красота - трудно словами передать, потому что это - отражение красоты их духовного мира. А когда человек крестится или напоказ, или просто потому, что положено - это тоже видно, и вызывает отторжение… и жалость. Вот так в одном и том же движении выражаются разные внутренние состояния человека. В первом случае это плод духовного труда, во втором - скрывающаяся за жестом пустота.

Осеняя себя крестным знамением в тяжелую минуту, мы ищем помощи Христовой. Нам ведь бывает тяжело не только от внешних причин, но и от непонятного ужаса и отчаяния, скопившихся где-то в глубине. Будучи искушаемы, мы совершаем крестное знамение на себе, чтобы отогнать искушение. Сатана имеет возможность воздействовать на нас в той мере, в которой в нас развит грех. Когда-то он в пустыне искушал Христа, предлагая Ему все царства мира (см.: Лк. 4, 5–8). Как он - ничтожество, которое не может жить и не живет, - мог предлагать Сыну Божиему то, что ему, падшему ангелу, не принадлежит? Мог, потому что мир принадлежит ему - через грех. Вот почему он называется князем мира сего - мира измененного, греховного. Но Христос победил его. Тогда, в иудейской пустыне, победа выразилась в отказе от соблазна. Но окончательно она была закреплена крестными страданиями, крестной жертвой. Поэтому и мы осеняем себя крестом, чтоб победить любое искушение от сатаны. Крестом мы попаляем и отгоняем его, не даем ему возможности действовать.
Вспомним, как страшились и как злились злые духи всегда, когда отшельник приходил на пустое место и ставил на нем крест: «Уходи! Это наше место!». Пока не было человека с молитвой и крестом, у них была здесь хотя бы какая-то иллюзия власти. Конечно, злой дух может победить человека, если человек ему поддастся, но человек всегда может победить сатану. Сатана бывает попаляем, потому что человек приобщен к Христовой победе - Крестной жертве.

© 2024 pavel3333.ru -- Строительный портал - Pavel3333