Как снизить кадастровую стоимость объекта недвижимости? Оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости Кака добиться снижения кадастровой стоимости квартиры

Главная / Электроинструмент

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,

ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ

ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, и Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации", постановляет дать следующие разъяснения:

1. Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375 , , Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).

Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления (далее также - заказчик работ) проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (

Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости ( Закона об оценочной деятельности).

При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).

КонсультантПлюс: примечание.

Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ утратила силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ. В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в кадастр недвижимости, являющийся реестром Единого государственного реестра недвижимости.

С учетом того, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления, оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений; с 15 сентября 2015 года по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (пункт 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), Закона об оценочной деятельности, глава 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), Федерального закона от 8 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").

2. Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:

об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости);

об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

3. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости на основании пункта 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), пункта 15 статьи 20 КАС РФ подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности (статья 28 ГПК РФ, часть 2 статьи 24 КАС РФ).

В силу взаимосвязанных положений части 1 статьи 154 и части 1 статьи 246 ГПК РФ споры о пересмотре кадастровой стоимости разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд по правилам главы 23 ГПК РФ.

С учетом того, что целью обращения в Комиссию является пересмотр кадастровой стоимости, решение, действие (бездействие) Комиссии могут быть оспорены с соблюдением правил подсудности, установленных пунктом 8 части 1 статьи 26 ГПК РФ, пунктом 15 статьи 20 КАС РФ, в порядке и сроки, предусмотренные соответственно главой 25 ГПК РФ, главой 22 КАС РФ.

5. В целях соблюдения правил подсудности и подведомственности дел требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями, например, о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей (пункт 8 части 1 статьи 26 ГПК РФ, пункт 15 статьи 20 КАС РФ). В зависимости от субъектного состава участников спорных правоотношений судья отказывает в принятии заявления в части требований, не подлежащих совместному рассмотрению, на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ либо возвращает его в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ.

В связи с тем, что правила производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов установлены главой 24 ГПК РФ, главой 21 КАС РФ, требование о признании нормативного правового акта недействующим также не может быть рассмотрено совместно с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

При этом следует учитывать, что при пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости по требованию заявителя может быть установлена рыночная стоимость такого объекта.

6. С заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373 , , НК РФ).

В отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти, органы местного самоуправления, действующие от имени соответствующего публично-правового образования, вправе обратиться в суд по месту нахождения такого объекта недвижимости с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости.

В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. С учетом этого указанные органы вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости соответствующих земельных участков.

Бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.

Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Если арендная плата за пользование имуществом, находящимся в собственности граждан и (или) юридических лиц, рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, арендатор вправе оспорить указанную стоимость, когда согласие собственника на такой пересмотр выражено в договоре либо в иной письменной форме.

Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости ( ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2 , пункты 2 , 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Прокурор в случаях, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ и статьей 39 КАС РФ, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

7. В силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки.

По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) Комиссии заинтересованными лицами (административными ответчиками) являются Комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана.

Суд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда. Например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости ( и часть 3 статьи 247 КАС РФ).

8. Согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.

Решения и действия (бездействие) Комиссии могут быть оспорены в срок, установленный частью 1 статьи 256 ГПК РФ, частью 1 статьи 219 КАС РФ.

Установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.

О соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок.

Если заявление не было принято Комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.

10. В силу абзаца первого статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в Комиссии и в суде.

Для физических лиц обращение в Комиссию с таким заявлением не является обязательным (абзац третий статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

В силу главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 11 НК РФ индивидуальный предприниматель - физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В связи с этим на него не распространяются требования Закона об оценочной деятельности о соблюдении досудебного порядка обращения в Комиссию.

кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, а также сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости (сведения о дате также могут содержаться в отчете об определении кадастровой стоимости, составленном по результатам проведения государственной кадастровой оценки, в акте определения кадастровой стоимости и в иных документах);

нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости.

Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, заявитель также представляет документы и иные данные, в том числе подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 29.07.2017 N 274-ФЗ с 10 августа 2017 года признан утратившим силу пункт 5 части 2 статьи 246 КАС РФ. Из перечня документов, прилагаемых к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, исключено положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

При подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости в силу взаимосвязанных положений пунктов 4 и 5 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отсутствие названных документов является основанием для оставления заявления без движения в соответствии со статьей 136 ГПК РФ, статьей 130 КАС РФ, а в случае неустранения указанных в определении судьи недостатков - основанием для его возвращения (пункт 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пункт 7 части 1 статьи 129 КАС РФ, части 4 и 5 статьи 246 КАС РФ).

Если факт отсутствия необходимых документов, в том числе отчета об оценке, составленного на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости и (или) экспертного заключения саморегулируемой организации на этот отчет, выяснится в ходе рассмотрения дела, суд предоставляет административному истцу срок для устранения нарушений, а в случае их неустранения на основании пункта 5 части 1 статьи 196 КАС РФ оставляет заявление без рассмотрения.

12. Необходимо учитывать, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

При проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

В случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности).

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.

Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется.

При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

13. При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

14. В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 1 части 1 статьи 134 и статьи 220 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.

15. Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2 , пункт 1 статьи 391 , пункт 2 статьи 403 НК РФ, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

16. Необходимо учитывать, что в случае утверждения и внесения в ходе рассмотрения дела в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки, применимых к спорному объекту недвижимости, заявитель не вправе изменить требования в порядке части 1 статьи 39 ГПК РФ, части 1 статьи 46 КАС РФ и оспорить результаты очередной кадастровой оценки.

В таком случае заявитель вправе обратиться в суд с самостоятельным требованием при условии соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, когда это установлено законом, и представления соответствующих доказательств.

17. При разрешении дела по заявлению участника долевой собственности суд пересматривает кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом. Если участники долевой собственности, вступившие в дело в качестве заинтересованных лиц, возражают относительно установления иного размера кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд оценивает эти возражения наряду с другими доказательствами по делу. При этом несогласие других сособственников с пересмотром кадастровой стоимости само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

18. При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.

Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.

В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах ( НК РФ).

Например, нормативный правовой акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, опубликованный 15 декабря 2014 года, для целей налогообложения подлежит применению с 1 января 2016 года.

19. По делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя (административного истца) эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо (административный ответчик) на них не ссылалось (статья 56 ГПК РФ, КАС РФ).

Стороны также вправе урегулировать спор о пересмотре кадастровой стоимости, заключив соглашение о примирении, основанное на имеющихся в деле доказательствах (например, на одном из представленных сторонами отчетов об оценке объекта недвижимости), которое должно содержать условия примирения, а также порядок распределения судебных расходов (часть 4 статьи 46 , КАС РФ).

20. Исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1 , Закона об оценочной деятельности).

При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам. В частности, исходя из положений абзаца первого статьи 4 , статьи 15 , абзаца четвертого статьи 15.1 , статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности отсутствие в отчете сведений об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика и непредставление иных доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, свидетельствует о том, что данное лицо не является субъектом оценочной деятельности, а составленный им отчет не может расцениваться как допустимое доказательство (статья 60 ГПК РФ, КАС РФ).

В случае возникновения сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости суд в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ, статьей 62 КАС РФ выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.

21. Суд вправе привлечь к участию в деле специалиста для получения консультаций, пояснений и оказания иной технической помощи при исследовании доказательств, в том числе для решения вопроса о необходимости проведения экспертизы (статья 188 ГПК РФ, статьи 50 , КАС РФ).

Следует иметь в виду, что в качестве специалиста не может быть привлечено лицо, находящееся в служебной или иной зависимости от лиц, участвующих в деле, например, член комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 18 ГПК РФ, КАС РФ).

22. В целях устранения неясности положений отчета об оценке суд разрешает вопрос о вызове в качестве свидетеля оценщика, проводившего государственную кадастровую оценку и (или) составившего отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, а также эксперта саморегулируемой организации оценщиков, давшего положительное заключение на соответствующий отчет (статья 69 ГПК РФ, КАС РФ).

По смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ и части 2 статьи 84 КАС РФ экспертное заключение саморегулируемой организации на отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности).

23. В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79 , 80 ГПК РФ, статьи 77 , КАС РФ).

С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (

В прошлом году я купила квартиру за 6 млн рублей. В этом году мне впервые начислили за нее налог. Оказалось, что ее кадастровая стоимость составляет не 6, а 8,5 млн рублей - на 2,5 млн рублей дороже. Следовательно, налог за нее выше, поскольку его считают от кадастровой стоимости.

Я считаю, что покупала квартиру по рыночной цене, а кадастровая сильно завышена. Как можно подать на пересмотр кадастровой стоимости квартиры, чтобы в будущем платить меньше налогов? Много ли усилий и времени это займет, чтобы не платить лишнюю тысячу в год?

Подать заявление на пересмотр кадастровой цены квартиры можно двумя разными способами. А вот насколько это выгодно и не превысят ли затраты на оспаривание конечную выгоду - тут все индивидуально и нужно считать.

Дмитрий Корнев

Разберемся в этом вопросе.

Кадастровая цена и налоги

Изначально закон предусматривал переходный период - пять лет. За это время ставка налога должна была ежегодно расти и достигнуть запланированной величины в 2020 году. Но в августе 2018 года срок уменьшили до четырех лет и изменили формулу расчета налога. Теперь ставка зависит от региона. Те 28 регионов, которые начали первыми применять новую формулу, уже платят по максимальной ставке. С 2018 года еще 64 региона перешли на новую формулу расчета. С 2019 года по новой формуле работают все регионы.

Если кадастровая стоимость квартиры завышена

Уже начисленные налоги пересчитают, если будет решение комиссии или суда. Но есть ограничения.

Если завышенная кадастровая стоимость установлена с того года, когда вы приобрели квартиру, то есть с 2017, то налог начислили за 2017 и 2018 годы. По решению комиссии или суда за 2019 год можно пересчитать налог за 2017 и 2018 годы.

Если бы вы приобрели квартиру в 2015 и обратились за перерасчетом только в 2019 - налог пересчитали бы только за три года: за 2016, 2017 и 2018 годы. В таком случае 2015 год выпал бы из пределов срока исковой давности.

Есть и третий вариант. Кадастровую стоимость установили в 2017 году и в этом же году начислили налог. А в 2018 году муниципалитет кадастровую стоимость пересмотрел - причем не важно, снизил или повысил. Важно, что за 2018 год вы заплатили налог по новой стоимости. Поэтому, даже если суд в 2019 году примет решение о том, что кадастровую стоимость завысили, налог пересчитают только за 2018 год.

Сколько переплатите за 10 лет

Если вы планируете жить в квартире хотя бы десять лет, давайте примерно подсчитаем, сколько налогов вы заплатите. Точно подсчитать сложно - и вот почему.

Во-первых, правительство может поднять налоги. Во-вторых, переоценку кадастровой стоимости жилых помещений разрешено делать не чаще чем раз в три года и не реже чем раз за пять лет. Для Москвы и Санкт-Петербурга - не чаще одного раза в два года. По результатам оценки стоимость может как возрасти, так и упасть, поэтому точные цифры спрогнозировать нельзя.

Для наглядности приведу два расчета: по текущей кадастровой стоимости и по стоимости в 6 млн рублей. Представим, что во втором случае вы добились уменьшения первоначальной завышенной кадастровой цены и теперь платите по ней. Из таблицы видно, что, если вы будете владеть квартирой еще 10 лет, разница в налоге составит 20 тысяч рублей.

Вы не указали регион и дату, когда приобрели квартиру, поэтому расчет приблизительный.

Расчет налога на имущество за 2018 год для квартиры 100 м²

Цена 1 м²

Кадастровая цена 8,5 млн Р

8 500 000 Р / 100 м² = 85 000 Р

Кадастровая цена 6 млн Р

6 000 000 Р / 100 м² = 60 000 Р

Вычет 20 м²

Кадастровая цена 8,5 млн Р

20 м² × 85 000 Р = 1 700 000 Р

Кадастровая цена 6 млн Р

20 м² × 60 000 Р = 1 200 000 Р

Налоговая база с учетом вычета

Кадастровая цена 8,5 млн Р

6 800 000 Р

Кадастровая цена 6 млн Р

4 800 000 Р

Налог при ставке 0,1%

Кадастровая цена 8,5 млн Р

6800 Р

Кадастровая цена 6 млн Р

4800 Р

Итого за 10 лет

Кадастровая цена 8,5 млн Р

68 000 Р

Кадастровая цена 6 млн Р

48 000 Р

Как устроен процесс переоценки кадастровой стоимости

Сделать переоценку кадастровой стоимости можно двумя способами: обратиться в административную комиссию по рассмотрению споров о кадастровой цене недвижимости или пойти в суд, минуя комиссию. Физические лица могут идти сразу в суд, организации обязаны сначала обратиться в комиссию.

В обращении в комиссию есть плюсы: она рассматривает заявление за месяц, а само обращение не требует особых усилий. Но есть и минус: могут отказать просто так, чтобы не брать решение на себя, а отдать все на откуп суда.

Основания для пересмотра кадастровой цены

Существует три основания для пересмотра кадастровой цены квартиры в суде.

Недостоверность сведений об объекте недвижимости. Например, при определении кадастровой стоимости недвижимости использовалась неверная площадь, целевое назначение, данные при расчете стоимости и т. д.

Установление несоответствия рыночной и кадастровой цены. Рыночную цену установят на тот момент, когда была установлена кадастровая цена, и определят несоответствие.

Обжалование решения комиссии. Если уже обращались в комиссию и она отказала, можно обжаловать именно решение комиссии.

В вашем случае основанием будет как раз установление несоответствия стоимости, если вы пойдете прямо в суд.

Сколько стоит переоценка кадастровой стоимости

Для комиссии вам понадобится отчет независимой экспертизы об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости и заявление. Отчет обойдется в сумму от 2 до 10 тысяч рублей, цена зависит от региона. Составить заявление можно самостоятельно, вот примерная форма. Если не получится, обратитесь к юристу. С вас возьмут от тысячи до 5 тысяч рублей, но цены в регионах могут различаться.

Для суда расходы вырастут. Кроме отчета понадобится оплатить государственную пошлину за подачу заявления в суд - 300 рублей. Для суда, скорее всего, придется привлечь юриста. Расценки такие: составить административное исковое заявление стоит 2-5 тысяч рублей, а если потребуется участие в суде, придется заплатить 5-10 тысяч . Для Москвы и Санкт-Петербурга выйдет еще дороже.

Для обращения в суд и/или комиссию также понадобятся:

  1. Нотариально заверенная копия правоустанавливающих документов на недвижимость.
  2. Кадастровая справка о кадастровой стоимости квартиры. Стоимость в справке должна быть указана та, что оспаривается.
  3. Документы об оплате государственной пошлины. Для комиссии оплачивать пошлину не нужно.

Получается так: если вы сможете добиться пересмотра в административной комиссии и не будете обращаться к юристам, выгода есть. Тем более в комиссии можно бесплатно все сделать. Но гарантий нет, поскольку Росреестр не хочет брать на себя ответственность, отказывает и отправляет в суд. С судом уже бесплатно точно не получится. Если выиграете - сможете возместить понесенные расходы в разумных пределах.

Мое мнение

Если по вашим подсчетам разница в налогах после переоценки составит больше 10 тысяч рублей за 10 лет и вы готовы лично участвовать во всех процедурах без юриста - выгода есть. Но стоят ли такие усилия сэкономленных средств, решайте для себя самостоятельно.

Ольга Головецкая 13 мая 2019/
24 августа 2017 читать потом

Еще в 2017 году вступили в действие поправки, изменяющие порядок снижения кадастровой стоимости. Проект ознаменовал начало подготовительного этапа к внеочередной волне переоценки недвижимости, назначенной на 2020 год.

Не успели собственники привыкнуть к новой системе налогоисчисления, связанной с кадастровой стоимостью, как правительство подготовило поправки, которые вновь затрагивают область кадастра недвижимости. Напомним, что с 2014 года каждый объект недвижимости был оценён муниципалитетами, и его стоимость занесена в единый реестр.

Кадастровая стоимость необходима для любых денежных операций с собственностью. Из неё вычисляются:

  • налог (вместо старой инвентаризационной стоимости);
  • арендная ставка на землю;
  • стоимость выкупа земли.

Самое интересное, что оценка проводилась без участия граждан, т. е. ей занимались независимые эксперты , нанятые местными администрациями. Кадастровая стоимость сама по себе в разы выше инвентаризационной, но многие собственники стали жаловаться на чересчур завышенные показатели. Судебные заседания, связанные с оспариваем, проходят до сих пор. Новые поправки призваны упростить этот процесс и навести порядок в области оценки.

Два главных изменения к 2020 году:

  1. Запланирована новая волна переоценок собственности. Ближайшие два года - это переходный период, который должен помочь гражданам разобраться в стоимости своей недвижимости и привести юридические дела в порядок. Согласно поправкам, с начала этого года за основу взята кадастровая стоимость, определённая на январь 2014 года или уменьшенная впоследствии через суд.
  2. Это изменение касается самой процедуры оспаривания стоимости. Раньше собственник должен был в досудебном порядке обратиться в комиссию, занимающуюся пересмотром кадастровой ставки. Если там отказывали в уменьшении показателя, то только после этого можно было подавать иск.

В обход комиссии

Сейчас граждане в праве самостоятельно решить, стоит ли идти в комиссию или сразу обращаться в суд. Как показала практика, чиновники крайне редко соглашались с доводами собственников и в большинстве случаев отказывали в пересмотре стоимости. Перечень документов, которые понадобятся для обращения в комиссию, остался практически без изменений. Только вместо выписки из упразднённой ЕГРП понадобится аналогичный документ из ЕГРН. Полный набор документов следующий:

  • выписка из ЕГРН с указанием кадастровой стоимости;
  • документ, подтверждающий, что вы собственник;
  • данные об оценке стоимости (рыночной) на бумажном и электронном носителях.

Для чего был придуман Многофункциональный центр «Мои документы» и какие операции он выполняет: МФЦ изначально - это посредник между собственником и государственными... # Кадастр недвижимости

Для подачи иска в суд, кроме вышеназванных документов, нужно приложить заключение экспертов о соответствии оценки стоимости законодательству РФ и другим нормам.

Кто теперь будет оценивать стоимость?

Последняя поправка связана с урегулированием деятельности оценщиков. Раньше муниципалитеты проводили конкурс на отбор независимых экспертов, которые и определяли кадастровую стоимость в первую волну оценки. Теперь будут созданы специализированные бюджетные учреждения, на которые возложена обязанность самостоятельно проводить оценку без участия сторонних экспертов. Также в этих структурах граждане смогут получить разъяснения по поводу определения стоимости их недвижимости. А вот при оспаривании учреждения осуществлять экспертизу не в праве. С этой целью собственник должен обратиться к независимым специалистам.

Для предотвращения нарушений прав граждан за новыми органами будет осуществлять надзор Росреестр.

Комментарии (66)

  • 12 мая в 22:07

    В 2019 г. Изменили в одностороннем порядке вид разрешенного использования земельного участка по документу (при этом ВРИ-для индивидуального жилищного строительства, а по документу - для жилищного строительства), при этом значительно увеличилась его кадастровая стоимость, предполагаю, что связано с изменением ВРИ по документу. При этом во всех документах-основаниях за последние 20лет ВРИ не менялся-для ИЖС. Как исправить ВРИ по документу с ЖС на ИЖС и соответственно снизить его кадастровою стоимость.

  • 25 янв в 10:10

    Вторая часть "поправок" - мертвому припарка. Право обращения, сразу в суд, было и раньше. Дьявол - в мелочах. Перечень документов увеличился. Заключение и отчет о рыночной стоимости, выполненный "независимым экспертом" стоит больших денег и, с лихвой, покрывает выгоду от переоценки. Причем действует она всего 5 лет. Указание на то, что, дескать, раньше, оценка производилась "независимыми" экспертами - обман. Был конкурс организаций на право переоценки, его "выигрывало" Федеральное БТИ, госструктура (что не было запрещено), а уже оно нанимало "независимых" экспертов, которые являлись работниками БТИ, но, якобы, переоценку производили, как частные лица. Дураку понятно, что деньги переваливались через дочернее БТИ, которое, лишь часть их, платило своим карманным независимым экспертам. Так, что, не изменилось НИЧЕГО. Стало хуже. Теперь и скрывать ничего не надо госструктурам.

  • 21 янв в 23:06

    Здравствуйте. Кадастровая стоимость земли за 2017 г. выросла в 2325 раз. Узнал об этом в начале 2018 г. и сразу сделал независимую переоценку земли и утвердил на комиссии Росеестра. Измененные цифры были приняты комиссией, где написали про разницу от рыночной более 30. Переоценка производилась за 2017г. - как раз за тот налоговый период. Отправил документы в налоговую с просьбой перерасчета налога за 2017 г. Пришел отказ. На основании того, что это все утверждается на 1 января того года в котором я делал переоценку. Новый расчет налога придет только в 2019 г. за 2018 г. Я не хочу платить за воздух и такую оценку земли местными властями. Что делать и как оспорить налог за 2017 год?

  • 21 дек в 08:24

    Вопрос: сейчас конец 2018 г. Выставили и я уплатил налог на землю за 2016 г. Кадастровая стоимость была очень сильно завышена. Сейчас произошла государственная переоценка и со следующего года стоимость уменьшается втрое. Вопрос: в конце 2019 г. мне придёт налог за 2017 г, и он будет всё ещё по старому расчёту? Ведь в 2017 кадастровая стоимость была ещё старой., или уже начислят по новому? Если по старому, то возможно ли это оспорить?

  • 26 нояб в 12:08

    Геннадий Викторович, добрый день! В 2000 годах купил производственные помещения (Базу) в разрушенном состоянии, землю не оформлял. Налог на имущество не тяготил, думалось что в последующем наладить производство. В 2017 году получил сумасшедший налог, после чего выехал на место, а там ветер в поле гуляет, строений нет, разграблена и разворована. В декабре 2017 года сняли с кадастрового учета. В 2018 году пришел налог в несколько раз выше, чем в 2017. Что делать? С учета снята, физически строения не существуют.

  • 07 нояб в 23:11

    В 2017 году нежилое здание оценено в 11 600 000 руб., в ноябре 2018г подали документы на переоценку кадастровой стоимости здания, комиссия снизила кадастровую оценку до 2 600 000 руб. Как снизить кадастровую оценку здания за 2017 год.

  • 21 окт в 18:53

    Пару лет назад наше СНТ присоединилось к соседней деревне и я оформляла изменение адреса своих двух участков. Выдали новые документы с указанием не "для строительства индивидуального жилого дома", как было в старом свидетельстве, а "садоводство", в том числе и на участок с жилым домом (на дом документы именно ИЖД, не дачный дом) при том, повторюсь, что СНТ, в котором я даже НЕ состою, на этот момент было присоединено к деревне и адрес я получила деревенский, а не СНТ. Как мне вернуть прежнее разрешенное использование участка?

Любой объект недвижимости, будь то земельный участок или квартира, подлежит обязательной государственной кадастровой оценке. Поскольку стоимость оценивается по обобщенным и усредненным показателям, зачастую она завышается. А ведь именно на основании кадастровой стоимости начисляются налоги. Можно ли оспорить кадастровую стоимость квартиры и как это сделать?

Почему нужно

В российском налоговом законодательстве закреплена норма, по которой размер налогообложения за имеющуюся в собственности недвижимость определяется кадастровой стоимостью. Данный показатель высчитывается оценщиками. В большинстве случаев высчитанная является неактуальной. Ведь меняются жилищные условия, вносятся поправки в законодательство. Изменение кадастровой стоимости возможно только после ее оспаривания. С помощью этой процедуры можно уменьшить размер оплачиваемых налогов.

Как определяется кадастровая стоимость?

Данный показатель вычисляется на основании результатов проведенной кадастровой оценки. Государственная оценка проводится по распоряжению органов власти субъектов Российской Федерации или местных муниципалитетов. Далее выявляется список тех объектов недвижимости, которые необходимо оценить. Выбор конкретного независимого оценщика производится по конкурсу. После того как оценщик выполнит свою работу, результаты мероприятия утверждаются региональными или муниципальными органами власти. После утверждения кадастровой стоимости результаты вносятся в ГКН. Переоценка кадастровой стоимости, согласно действующим законодательным нормам, производится раз в пять лет, а в Москве и Санкт-Петербурге - с периодичностью в два года.

Как узнать кадастровую стоимость?

Узнается кадастровая стоимость по адресу объекта недвижимого имущества через сайт Росреестра. Для этого необходимо ввести адрес на странице сайта со справочной информацией. Также можно использовать кадастровый номер объекта.

Также кадастровый номер по адресу определяется и по публичной карте, которая также имеется на портале Росреестра.

Чтобы получить на руки официальную бумагу, подтверждающую кадастровую стоимость, следует сделать запрос через портал Росреестра либо в следующих организациях:

  • отделение Федеральной кадастровой палаты,
  • многофункциональный центр.

Кто может потребовать снижения кадастровой стоимости?

Оспаривать этот важный показатель могут:

  • собственники объектов недвижимости, в том числе долевые,
  • собственники, обладающие правом на пожизненное владение наследуемым объектом или постоянное использование,
  • предыдущие собственники, которые желают снизить сумму начисленных им налогов на недвижимость,
  • арендаторы государственных или муниципальных объектов недвижимости, когда размер ежемесячной платы определяется кадастровой стоимостью,
  • прокуроры, которые защищают интересы граждан, государства, муниципалитетов, субъектов Федерации,
  • лица, обладающие исключительным правом на аренду или выкуп недвижимости из муниципального или государственного владения, когда цена определяется на основании кадастровой стоимости.

Важно отметить, что если оспаривают стоимость бывшие собственники, этот показатель может быть пересмотрен на налоговый период, в течение которого подается заявка. Кадастровую стоимость за предыдущий период пересматривать не будут.

Причины для оспаривания

Как оспорить До того как начать процесс оспаривания, следует убедиться в том, что для этого есть веские основания. Вот основные причины для оспаривания:

  • при определении стоимости применялись сомнительные и неточные коэффициенты и данные;
  • несоответствие кадастровой и рыночной стоимостей, когда оценивание производилось сравнительно давно;
  • применение обобщенных методик оценки без учета индивидуальных характеристик объекта недвижимости;
  • внесение поправок в законодательство.

Методы вычисления стоимости постоянно изменяются. К тому же они сугубо индивидуальны для каждого региона.

Обращение в комиссию Росреестра

Как оспорить кадастровую стоимость квартиры? Сделать это можно при обращении в специальную комиссию, которая была создана Росреестром. Право на оспаривание результатов неудовлетворительной оценки кадастровой стоимости закреплено в российском законодательстве.

Комиссии, ответственные за рассмотрение споров, работают во всех административных единицах РФ. Состав утверждается Росреестром. Как правило, в нее входят ответственные лица Росреестра, сотрудники Кадастровой палаты и местной администрации, а также представители независимых оценочных бюро.

Оспаривание кадастровой оценки начинается только в тех ситуациях, когда в комиссию поступит соответствующее обращение заинтересованных сторон.

Комиссия принимает и рассматривает абсолютно все обращения. При этом заявку могут подавать как физические, так и юридические лица. Более того, обращаться в комиссию могут и различные организации государственной структуры, например местная администрация, когда у них возникают споры в отношении находящегося в собственности имущества.

К заявлению прилагается пакет документации, который включает в себя:

  1. Заявление о пересмотре.
  2. на квартиру. Росреестр, а точнее, Кадастровая палата, являющаяся его неотъемлемой частью, занимается выдачей этого документа. Паспорт может быть выдан только после того, как будет произведен технический учет. Периодически данный документ нужно обновлять, поскольку его срок действия составляет ровно один год. В кадастровом паспорте должны указываться адрес объекта недвижимости, годы постройки и последнего проведенного капитального ремонта, примененные при возведении стен и перекрытий материалы. Помимо этого важно, чтобы было отмечено наличие коммуникационных систем (канализации и водопровода), а также тип отопления помещения. Он выдается в филиале Кадастровой палаты либо в МФЦ. Период изготовления паспорта составляет 5 рабочих дней.
  3. При наличии права собственности на квартиру ее владелец, подающий заявление, должен представить соответствующую документацию, подтверждающую данный статус. Также подойдет нотариально заверенная копия свидетельства о праве собственности.
  4. Если причиной оспаривания является наличие недостоверных сведений об объекте недвижимого имущества, потребуется подтверждающая документация.
  5. Результаты отчета по оценочным работам, где отражается актуальная стоимость квартиры на рынке недвижимости.
  6. К документам прилагается заключение эксперта оценочного бюро. Данная бумага должна содержать информацию, аргументирующую факт несоответствия кадастровой стоимости рыночной. Также должно быть указано, что заключение составлено в соответствии с действующими законодательными нормами РФ, а также нормативами и правилами, касающимися оценочных работ.

Полный пакет документации передают в комиссию через региональный филиал Росреестра.

Если же комиссия Росреестра отказывается производить пересмотр кадастровой стоимости, собственник вправе обращаться в суд с исковым заявлением.

Важно заметить, что физические лица, а также индивидуальные предприниматели вправе подавать заявление сразу в суд, либо для начала они могут попробовать обратиться в комиссию. Однако юридические лица, государственные структуры, муниципалитеты такого права не имеют: они должны обязательно обращаться в комиссию и получить ее решение.

Оспаривание в суде

Снижение кадастровой стоимости через суд невозможно без составления искового заявления. В этой ситуации в качестве ответчика по делу выступает государственная служба Росреестр.

Перечень документации, который необходимо приложить к заявлению, аналогичен тому, который подается в комиссию Росреестра. Однако в качестве дополнения необходимо оплатить государственную пошлину за рассмотрение судебного иска. К документам нужно приложить соответствующую квитанцию. Госпошлину взимают только в случае рассмотрения судебных споров.

Снижение кадастровой стоимости возможно только в случае полного удовлетворения иска в пользу собственника-истца. После этого Росреестр должен занести в базу данных (государственный кадастр недвижимости) соответствующие изменения. В ГКН содержится информация, на которую ссылаются при определении рыночной стоимости объекта недвижимого имущества.

Кстати, большинство исков по оспариванию кадастровой стоимости квартир удовлетворяются, чего не скажешь о земельных участках. При оценивании квартир и жилых домов довольно часто возникают обстоятельства, при которых совершаются фактические ошибки. Стоимость квартиры вычисляется с точностью до рубля.

Довольно распространенной ошибкой собственников является то, что к судебному иску они прикладывают договор о покупке жилья. Владельцы квартир наивно думают, что цена в договоре каким-то образом поможет оказать влияние на кадастровую стоимость. Но на деле все обстоит иначе. Ни сотрудникам Росреестра, ни судьям не нужен договор. Сумма, которая в нем указывается, никак не связана с кадастровой оценкой объекта недвижимости.

Кто будет ответчиком?

Как оспорить кадастровую стоимость квартиры, мы уже разобрали. А кто же будет выступать в качестве ответчика при рассмотрении дела в суде? Вариантов здесь может быть несколько:

  • местная администрация или муниципалитет региона России, в обязанность которых входило утверждение результатов кадастровой оценки,
  • филиал Росреестра в конкретном субъекте Федерации, поскольку он выполняет функции по проведению государственной кадастровой оценки,
  • служба, которая несет ответственность за исправление кадастровых и технических ошибок, когда стоимость нужно снизить по причине недостоверности информации об объекте недвижимости.

Помимо вышеперечисленных организаций, суд вправе привлечь к рассмотрению дела и лиц, интересы которых затрагиваются при пересмотре кадастровой стоимости квартиры. Ими могут быть бывшие собственники и владельцы долей.

Оспаривание через посредников

Как оспорить кадастровую стоимость квартиры через посредников? Нередко собственники недвижимости прибегают к помощи профессионалов. Сначала необходимо произвести оценочные работы. Для их выполнения обязательно нужно иметь специальную лицензию. Этими работами занимаются оценочные бюро.

После того как у владельца будут на руках результаты оценки, необходимо обращаться в суд. Для этого нужно нанять грамотного юриста, который имеет опыт в решении таких спорных ситуаций.

Сроки

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости можно подавать в 5-летний период после внесения информации в ГКН касательно конкретного объекта недвижимости. При этом дата внесения в ГКН отражается и в документах, подтверждающих кадастровую стоимость. Если собственник собрался подавать заявление в суд, необходимо удостовериться, что стоимость квартиры или информация об объекте не поменялись. Срока исковой давности у данных дел нет, поэтому заявление можно подавать в любое время.

Период рассмотрения заявления в комиссии, утвержденной Росреестром, составляет 1 месяц с даты подачи документации. В судебном порядке заявление рассматривается как минимум 2 месяца. По определенным обстоятельствам этот период может увеличиваться, к примеру из-за переноса заседаний, назначения экспертизы.

Возмещаются ли расходы за переоценку?

Возместить средства, потраченные на переоценку стоимости недвижимости, можно только при удовлетворении иска собственника. При этом потребовать потраченную сумму можно с государственной структуры, которая утвердила кадастровую стоимость. В случае когда причиной переоценки была возмещением расходов будет заниматься организация, допустившая ошибку.

Можно ли обжаловать решение при отказе?

Если комиссия Росреестра отказалась изменять кадастровую стоимость, ее решение собственник может оспорить в суде. Если же суд отказал в пересмотре стоимости, его решение также может быть обжаловано. Сделать это можно в судебной коллегии по гражданскому делопроизводству российского Верховного суда.

Кадастровая стоимость квартиры напрямую определяет размер начисляемого налога на недвижимость. В большинстве случаев этот показатель является завышенным. Для снижения кадастровой стоимости должны быть веские основания, которые подтверждаются документально. Чтобы исправить ситуацию, необходимо подать заявление в комиссию при Росреестре либо в суд. Для этого необходимо узнать кадастровый номер по адресу и собрать полный комплект документов. Срока исковой давности для подачи заявления не существует. Период рассмотрения заявления в комиссии составляет 30 дней, а в суде - от 2 месяцев. Решение суда может быть оспорено. Для этого необходимо подать исковое заявление в Верховный суд. Судебные издержки и расходы на проведение переоценки возмещаются в случае принятия решения в пользу истца. Помимо этого к процессу можно привлечь квалифицированного юриста.

Какие шаги следует предпринять собственнику (арендатору) объекта недвижимости, если кадастровая стоимость объекта недвижимости, по мнению собственника (арендатора), завышена (или занижена)? На этот вопрос отвечает заместитель директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кировской области Алла Николаевна Садакова.

Предлагаю пошаговый алгоритм ваших действий в такой ситуации.

I. Определиться с тем, какой документ является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости (земельного участка или объекта капитального строительства).

1. Запросить сведения ГКН в виде кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Для этого надо обратиться лично с запросом в любой офис Кадастровой палаты или многофункциональный центр (МФЦ), или направить запрос через портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru.

Кадастровая справка о кадастровой стоимости предоставляется бесплатно в течение 5 рабочих дней. Сведения о документе, на основании которого кадастровая стоимость была внесена в ГКН, содержатся в кадастровой справке о кадастровой стоимости в строке 6 «Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости».

2. Если в строке № 6 кадастровой справки о кадастровой стоимости указан акт об утверждении результатов государственной оценки (ГКО) - постановление или распоряжение органа власти, то кадастровая стоимость объекта недвижимости была определена оценщиком в ходе проведения работ по ГКО.

Если в строке № 6 кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости указан акт определения кадастровой стоимости, то кадастровая стоимость была определена Кадастровой палатой.

3. Кроме того, сведения о реквизитах актов об утверждении результатов ГКО, действующих в настоящее время на территории Кировской области, размещены на сайте Кировского филиала Кадастровой палаты в сети «Интернет» по адресу: www.zkp.kirov.ru в таблице, размещенной в разделе «Сведения о кадастровой стоимости».

Тексты актов об утверждении результатов ГКО размещены в сети «Интернет» на официальных сайтах органов власти, а также в информационных системах.

II. Если кадастровая стоимость была внесена в ГКН по результатам ГКО.

Порядок оспаривания результатов ГКО определен статьей 24.18

Результаты ГКО могут быть оспорены в суде и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов ГКО в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Оспаривание результатов ГКО возможно по двум основаниям:

1. Недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Для оспаривания результатов ГКО по этому основанию необходимо:

  • с целью получения сведений, использованных при определении кадастровой стоимости в ходе ГКО, обратиться к заказчику работ по ГКО либо получить сведения из фонда данных государственной кадастровой оценки;
  • провести проверку правильности определения кадастровой стоимости, определенной в ходе проведения работ по ГКО (самостоятельно, либо с помощью независимого оценщика);
  • в случае выявления недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости в ходе проведения работ по ГКО, подать заявление в комиссию по рассмотрению споров (адрес: г. Киров, ул. Ленина, 108, каб. № 217), к нему приложить документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте, либо обратиться в суд с исковым заявлением.

2. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Для оспаривания результатов ГКО по этому основанию необходимо:

  • обратиться к оценщику для получения отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, причем рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на ту же дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость;
  • подать заявление в комиссию по рассмотрению споров (адрес: г. Киров, ул. Ленина, 108, каб. № 217), к которому приложить отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, либо обратиться в суд с исковым заявлением.

III. Если кадастровая стоимость была внесена в ГКН в связи с ее определением Кадастровой палатой.

Для установления факта наличия (либо отсутствия) технической ошибки, допущенной Кадастровой палатой при определении кадастровой стоимости, необходимо записаться на консультацию к специалисту по вопросам определения кадастровой стоимости. Запись на консультацию ведется по телефону 76-11-65 (г. Киров).

Оспаривание кадастровой стоимости, определенной Кадастровой палатой может производиться по тем же основаниям и в том же порядке, что и оспаривание результатов ГКО (см. пункт II).

IV. Если кадастровая стоимость объекта недвижимости была завышена в связи с некорректным (неоднозначно понимаемым) видом разрешенного использования земельного участка.

Для внесения в ГКН нового вида разрешенного использования земельного участка, позволяющего однозначно определить оценочную группу и, как следствие, определить новую кадастровую стоимость, правообладателю земельного участка (собственнику, обладателю права пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования) либо арендатору необходимо осуществить следующие действия:

  1. При наличии утвержденных правил землепользования и застройки (ПЗЗ) выбрать самостоятельно новый (однозначно понимаемый) вид разрешенного использования из градостроительного регламента территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.
    В случае отсутствия ПЗЗ (либо в случае если действие ПЗЗ не распространяется на данный земельный участок), обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на установление (изменение) вида разрешенного использования земельного участка.
  2. Далее (при наличии ПЗЗ) следует обратиться с заявлением в орган государственной власти или орган местного самоуправления за получением решения об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, выбранного из ПЗЗ, и видом разрешенного использования, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
  3. Затем следует обратиться с соответствующим заявлением в Кадастровую палату, к которому необходимо приложить решение об установлении соответствия, указанное в пункте 2.

© 2024 pavel3333.ru -- Строительный портал - Pavel3333