Что такое годные остатки и как определяют их стоимость. Годные остатки Расчет годных остатков

Главная / Отопление

В том случае, если авто не подлежит ремонту после ДТП, пострадавшая сторона получает компенсацию по ОСАГО от страховой компании виновника. Однако эта выплата производится за минусом годных остатков. Что же это за понятие «годные остатки ОСАГО» и как вернуть неиспользованные средства? Ниже подробно рассмотрены оба эти вопроса.

Что такое годные остатки по ОСАГО

Годные остатки – это пригодные автомобильные детали, которые уцелели после ДТП и были демонтированы в сервисе во время ремонта ТС или в связи с его гибелью. Эти запчасти могут быть реализованы и использованы вторично.

Смоделируем ситуацию, что после автомобильной аварии машина не подлежит ремонту и считается конструктивно погибшей, однако её бампер остался неповреждённым. Эта деталь снимается и считается годным остатком для реализации её на рынке б/у запчастей для автомобилей.

Стоимость годных остатков по ОСАГО включает остаточную себестоимость уцелевших после ДТП деталей с учётом средств, затраченных на их разборку, хранение и ремонт. Компания учитывает стоимость годных остатков при расчёте суммы возмещения и вычитает эту цифру при выплате по риску «ущерб чужому имуществу». И на это есть законные основания.

Законодательная база возврата части страховых взносов

О процедуре возврата денег за неиспользованное ОСАГО говорится в таких нормативных документах:

  • ФЗ №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» от 25.04.2002;
  • «Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС» от 19.09.2014 № 431-П (ред. от 11.08.2017).

Эти законодательные акты освещают следующие аспекты получения компенсации за неиспользованную страховку:

  • владелец обязуется указать вескую причину расторжения договора, если он хочет вернуть оставшуюся часть страховой суммы;
  • собственник ТС должен предоставить документальное обоснование прекращения договорных отношений;
  • страховщик возмещает своему клиенту часть полученной премии за неистекший срок полиса;
  • клиент может расторгнуть договор до окончания его срока действия, не указывая причину, однако в этом случае он не может претендовать на выплату годовых остатков;
  • полис теряет силу в тот же день, когда у авто меняется собственник.

Что же касается случаев, в которых машина не подлежит восстановлению, инициатива расторжения договорных обязательств по ОСАГО должна исходить от собственника конструктивно погибшего авто.

Если говорить о выплатах вследствие гибели ТС, то ст. 12 ФЗ №40 регламентирует следующее:

  • если в результате ДТП имущество потерпевшего не подлежит восстановлению, либо стоимость его ремонта равна/превышает его оценочную стоимость на момент происшествия, страховая выплачивает собственнику компенсацию в размере стоимости погибшего автомобиля на день наступления страхового случая за минусом стоимости годных остатков.

При этом владелец авто вправе отказаться от получения уцелевших деталей и узлов погибшего автомобиля, однако это не повлияет на размер страховой суммы – так или иначе из неё будет высчитана их стоимость.

В случае гибели или утраты автомобиля, страхователь имеет право отказаться от своего имущества и передать права на него страховщику, если он хочет получить выплату.

Причины расторжения

Итак, как было сказано ранее, если машина не подлежит ремонту вследствие наступления страхового случая, её собственник получает выплату от страховой компании виновника происшествия. При этом пострадавший имеет право наведаться к своему страховщику, потребовать расторгнуть договор и получить выплату. Однако гибель авто – это не единственный прецедент для прекращения полиса и возврата неиспользованных средств. Получить компенсацию за оставшийся период можно:

  • при продаже авто. Новому собственнику старый полис уже не пригодится, так как он не имеет силы, а вот предыдущий владелец может вернуть себе часть страховой суммы, расторгнув договор со страховщиком;
  • смерть владельца или страхователя. В этом случае одна из сторон уже не может выполнять свои обязательства, поэтому договор считается недействительным;
  • банкротство компании-страховщика или отзыв её лицензии. В первом случае собственник может обратиться в Российский Союз Автостраховщиков и потребовать возврат средств в этой организации. Если же у компании просто забрали лицензию на оказание данного вида услуг, она всё равно обязана выплачивать компенсации своим клиентам;
  • ликвидация юр. лица, которое являлось владельцем авто.

Сколько денег можно вернуть при прекращении действия страхового полиса?

Какая сумма будет выплачена после прекращения полиса, будет зависеть от того, сколько времени осталось до окончания срока действия страховки. Существует формула, по которой рассчитывается размер возмещения:

А = (С-23%)*(Д/12),

А – сумма, что подлежит возврату;

С – стоимость годовой страховки согласно полису;

Д – оставшийся неиспользованный срок в днях;

23% — это удержанная сумма, большая часть из которой отходит страховой компании (20%), а меньшая — РСА (3%).

Судебная практика знает немало случаев, когда владельцы ОСАГО удачно оспаривали удержание этих 23% в суде. Это вполне понятно, так как вычет этого процента считается незаконным побором.

Кто может получить деньги при расторжении ОСАГО

Когда договор признаётся недействительным в результате смерти собственника авто, возмещение денежных средств за неиспользованную страховку получают его выгодоприобретатели. Помимо этого, если владелец погиб в ДТП, как пострадавшее лицо, страховая компания виновника выплачивает его наследникам сумму автогражданки.

Старый собственник авто может получить выплату в двухмесячный срок после совершения сделки. Новоиспечённый обладатель тоже имеет право обратиться за компенсацией, если предыдущий владелец передал ему старый полис вместе с пакетом документов на машину.

Как долго страховая возвращает деньги при расторжении ОСАГО

Обычно с выплатой никто не затягивает. Физ. лица получают деньги сразу же, а юр. лица в течение 5 банковских дней.

По закону есть 14 календарных дней для возврата средств клиенту. Это регламентировано Положением № 431-П. Отсчёт ведётся со дня подачи заявления. Не стоит забывать, что в этом документе должна быть указана уважительная причина расторжения полиса.

В каких случаях не стоит расторгать договор?

Прекращение договорных отношений со страховщиком по причине гибели автомобиля или после его продажи не всегда приносит выгоду. Например, в следующих случаях возвращать средства точно не стоит:

  • действие полиса вот-вот подойдёт к концу. В данной ситуации размер компенсации будет ничтожно мал. Есть риск потратить время впустую, в итоге получив копейки;
  • страховая находится в состоянии прекращения своей деятельности. В этом случае компенсации ждать придётся долго, дело может дойти до суда, поэтому выплаченная сумма может не окупить затраченного.
  • если после полной гибели машины или после продажи своего ТС, водитель в скорости приобретает новый автомобиль и ОСАГО всё равно понадобится. А если у него имеется безаварийный стаж за последний год, он получает скидку на покупку следующего полиса. Это называется коэффициент бонус-малус.

Самый лучший способ выгодно выйти из положения – , а потом переоформить её на нового хозяина машины.

Процедура расторжения договора ОСАГО

Чтобы разорвать договорные отношения со страховой компанией и вернуть свои деньги, не нужно много времени. Пошаговая инструкция прекращения действия полиса приведена ниже.

Шаг первый: сбор документации

Базовый комплект документов, который нужно иметь при себе при обращении в страховую фирму, состоит из:

  • паспорта гражданина РФ;
  • договора купли-продажи, дарения или мены либо документа, который подтверждает гибель авто;
  • паспорта ТС;
  • полиса ОСАГО;
  • доверенность (если интересы страхователя представляет кто-то другой);
  • квитанции о внесении страховых взносов и реквизиты для зачисления средств.

Со всех вышеперечисленных документов нужно снять копии.

Шаг второй: обращение в офис страховщика

В конторе клиент должен заполнить заявление на выплату части премии в двух экземплярах и предъявить необходимые документы. Сотруднику страховой передаются только копии – никто не вправе требовать оставить на рассмотрение оригиналы.

Не стоит забывать, что в заявлении должна быть указана веская причина расторжения договора, иначе компенсация не будет выплачена. Кроме того, представитель страховщика должен заверить один экземпляр заявления подписью и печатью.

Шаг третий: расчеты по возврату страховой премии

Рассчитать, какая сумма подлежит выплате при расторжении договора ОСАГО, можно с помощью онлайн-калькулятора возврата страховки. Такие сервисы можно увидеть на сайтах востребованных компаний с этой направленностью. Осуществить расчёт вручную по вышеприведенной формуле не составит труда.

В офисе сумму возврата рассчитывают в присутствии клиента. Как правило, для этого используются специальные программы.

Шаг четвертый: выплата денежных средств

Как уже было сказано ранее, выплата остаточной премии осуществляется день в день. Конечно же, случается всякое, поэтому если компания не готова сразу же возместить остаточную стоимость договора, у неё есть на это 14 дней.

Если в течение этого времени средства так и не попали к владельцу ТС, он вправе написать жалобу в РСА и обратиться в суд, однако для этого у него на руках должно быть заявление с проставленной датой обращения к страховщику и его подписью.

Заключение

Итак, пострадавшая в ДТП сторона получает компенсацию по страховому случаю от страховой фирмы виновника за вычетом годных остатков, если автомобиль не подлежит ремонту. Кроме того, владелец погибшего ТС может вернуть стоимость неиспользованной обязательной страховки, обратившись к своему страховщику.

Ждем ваши вопросы в комментариях.

Если у вас возникли споры со страховой, то вам может оказать помощь наш юрист. Консультация бесплатная.

Просьба оценить пост и поставить лайк.

Иногда, после ДТП и проведения независимой экспертизы стоимости восстановительного ремонта автомобиля, выясняется, что автомобиль не ремонтопригоден по тем или иным причинам. Расчет стоимости годных остатков может быть произведен в случае если произошла полная конструктивная гибель транспортного средства, либо, когда стоимость восстановительного ремонта превышает стоимость аналогичного автомобиля неповрежденного и не разукомплектованного. Так же расчет стоимости годных остатков производится в случае если техническое состояние автомобиля вследствие ветхости не соответствует требованиям к безопасному техническому состоянию. Так же стоимость годных остатков не производится в случае если годные остатки транспортного средства не пользуются спросом на рынке автозапчастей. Оценка и в том и в другом случае является результатом вывода эксперта о целесообразности проведения оценки условно годных остатков.

Для того чтобы понять, что такое годные остатки автомобиля можно представить себе автомобиль у которого в результате ДТП целым остался например только один бампер. Так вот этот оставшийся целым бампер и является остатком, годным к реализации на рынке бывших в употреблении запчастей. Исправные узлы и детали, которые имеют стоимость и могут быть реализованы с целью их дальнейшей эксплуатации. Поэтому под стоимостью годных остатков понимается стоимость возможных к реализации деталей с учетом затрат на их разборку, ремонт и хранение.

Условия, которым должны отвечать условно годные остатки описываются большинством исследователей с точки зрения степени поврежденности и работоспособности. Так же детали годные к реализации не могут иметь нарушений геометрических размеров, дополнительных отверстий и вырезов, не предусмотренных заводом изготовителем. Следы остаточных пластических деформаций после ремонтных воздействий не допускаются.

Порядок определения стоимости годных остатков автомобиля после ДТП ограничен действиями эксперта и включает в себя те же мероприятия что и определение стоимости восстановительного ремонта автомобиля после ДТП, а именно:

– Установление номенклатуры узлов и деталей годных к реализации;

– Желательно проводить осмотр транспортных средств с использованием средств инструментального контроля технического состояния ТС (на стендах или подъемнике);

В случае если годных остатков ТС не выявлено, то стоимость автомобиля определяется как стоимость металлолома на вес за вычетом расходов на утилизацию.

Для получения бесплатной консультации выберете услугу ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК или отправьте личное сообщение на e-mail нашей организации.

6.1. Условия для расчета стоимости годных остатков

6.1.1. Стоимость годных остатков автомототранспортного (далее - АМТС) средства может рассчитываться только при соблюдении следующих условий:

Полное уничтожение АМТС в результате его повреждения. Под полным уничтожением понимается случай, когда стоимость восстановительного ремонта поврежденного АМТС, с учетом износа заменяемых деталей, узлов, агрегатов, равна или превышает 80% его стоимости на момент повреждения;

Проведение восстановительного ремонта АМТС технически невозможно.

6.1.2. Расчет стоимости годных остатков не следует производить в следующих случаях:

Когда АМТС не подлежит, с учетом технического состояния, разборке на запасные части;

Когда, в силу региональных особенностей вторичного рынка запасных частей, годные остатки данного АМТС не пользуются спросом.

6.2. Годные остатки АМТС

6.2.1. Под годными остатками поврежденного АМТС понимаются исправные, имеющие остаточную стоимость его детали, узлы и агрегаты, годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного АМТС и реализовать. Соответственно под стоимостью годных остатков понимается наиболее вероятная стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу.

Годные остатки должны отвечать следующим условиям:

6.2.1.1. Деталь (агрегат, узел) не должна иметь повреждений, не позволяющих ее использовать по конструктивному назначению (то есть допустимы косметические повреждения в виде потертостей и царапин).

6.2.1.2. Деталь (агрегат, узел) не должна иметь изменений конструкции, формы, нарушений целостности, не предусмотренных изготовителем автотранспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования);

6.2.1.3. Деталь не должна иметь видимых следов предыдущих ремонтных воздействий (следов правки, рихтовки, остаточных деформаций, следов шпатлевки и т.д.).

6.3. Расчет стоимости годных остатков

6.3.1. Стоимость годных остатков с учетом затрат на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу определяется по формуле:

[руб.], (6.26)

где Ц - стоимость АМТС в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;

К З - коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;

К В - коэффициент, учитывающий срок эксплуатации АМТС на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали;

К ОП - коэффициент, учитывающий объем (степень) механических повреждений автомобиля;

C i - процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости автомобиля, %;

n - количество неповрежденных элементов (агрегатов, узлов).

6.3.2. Процентное соотношение стоимости неповрежденных деталей легковых автомобилей, а также малотоннажных грузовых на базе легковых определяется согласно таблице П 6.1.

Процентное соотношение стоимости неповрежденных деталей грузовых автомобилей определяется согласно таблице П 6.2.

Процентное соотношение стоимости неповрежденных деталей, узлов, агрегатов мотоциклов и мопедов определяется согласно таблице П 6.3.

При частичном повреждении группы деталей (например, подвеска передняя), согласно таблицам эксперт должен принять значение C i пропорционально объему этих повреждений.

6.3.3. Коэффициент снижения стоимости "годных остатков" АМТС, учитывающий затраты на разборку, дефектовку, хранение, продажу, (К З) рекомендуется принимать равным 0,7 для легковых автомобилей, малотоннажных грузовых на базе легковых и мототехники и равным 0,6 для грузовых автомобилей.

6.3.4. Величина коэффициента К В, учитывающего срок эксплуатации АМТС на момент определения стоимости "годных остатков", а также спрос на неповрежденные детали определяется согласно таблице 6.4.

Таблица 6.4. Значения коэффициента К в, учитывающего срок эксплуатации ТС

6.3.5. Величина коэффициента, учитывающего объем (степень) механических повреждений автомобиля (Коп), определяется согласно таблице 6.5.

Таблица 6.5. Значение коэффициента К оп, учитывающего объем (степень) механических повреждений автомобиля

6.4. Порядок проведения экспертизы годных остатков АМТС

6.4.1. Основной целью экспертного осмотра при экспертизе годных остатков является установление номенклатуры и степени повреждения деталей (агрегатов, узлов), которые могут быть отнесены к годным остаткам поврежденного АМТС.

6.4.2. АМТС должно быть представлено на экспертный осмотр в не восстановленном после ДТП виде. Предъявленные на экспертизу остатки автотранспортного средства должны однозначно идентифицироваться, как принадлежащие поврежденному АМТС.

6.4.3. Экспертный осмотр АМТС для экспертизы годных остатков рекомендуется проводить с использованием средств инструментального контроля технического состояния автотранспортных средств и их отдельных агрегатов.

6.4.4. В случае проведения экспертизы по предоставленным документам (актам осмотра, актам дефектовки, заказ-нарядам и т.п.) или фотографиям поврежденного АМТС эксперт должен дать вероятностный вывод о стоимости годных остатков.

6.4.5. Расчет стоимости годных остатков проводится на момент повреждения АМТС, если в определении (постановлении) органа, назначившего экспертизу, не указана иная дата.

6.4.6. При наличии сведений о весовых характеристиках и марках примененных в конструкции АМТС материалов не подлежащие дальнейшей эксплуатации остатки АМТС могут быть оценены как стоимость лома черных и цветных металлов, входящих в их конструкцию.

Поскольку в настоящее время стоимость затрат на разборку легкового автомобиля, дефектовку, доставку до места сдачи в металлолом, как правило, превышает стоимость самого лома, то стоимость не подлежащих дальнейшей эксплуатации остатков для легковых автомобилей может не рассчитываться.

Годные остатки - это исправные и пригодные к использованию компоненты (детали, узлы) автотранспортного средства, получившего значительный ущерб вследствие дорожно-транспортного происшествия или любой иной аварии, считающейся страховым случаем С достоверным расчётом точной суммы материальных средств, которые получится выручить при продаже таких деталей, и призвана помочь наша оценка стоимости годных остатков. Процедура позволяет определить ту реальную цену, по какой компоненты удастся реализовать с учётом всех издержек.

Остатки не могут считаться допустимыми к реализации, если их невозможно демонтировать или реализовать в рамках вторичного рынка из-за тех или иных нюансов последнего. Кроме того, годными не могут называться агрегаты со слишком длительным сроком эксплуатации. С законодательной точки зрения последние не более ценны, чем простой металлолом, поскольку определяются стоимостью лома цветных металлов с опорой на заключения компаний, обладающих компетентностью в соответствующей сфере. Если в качестве своего материала остатки имели не металл, их оценка игнорируется.

Если рассматривать компоненты машины с точки зрения эксплуатационных характеристик, то оценка стоимости годных остатков проводится только в отношении тех деталей, которые соответствуют следующим требованиям:

  • агрегат обязан обладать необходимым функционалом в полной мере;
  • часть не должна иметь механических повреждений, трещин;
  • объект обязан соответствовать тому состоянию, в какой он был выпущен производителем (подразумевается аналогичность формы и свойств);
  • компонент должен ремонтироваться впервые, не может содержать следов коррозии.

Определение слишком длительного срока эксплуатации разнится в зависимости производителя транспортного средства:

  • для отечественных машин актуальность компонентов истекает после семи лет использования;
  • для импортных машин актуальной признано считать ту деталь, которая применялась не более пятнадцати лет.

Если износ агрегата превышает восемьдесят пять процентов, получить с него прибыль после аварии также может быть проблематично.

Как осуществляется оценка стоимости годных остатков?

Согласно официальной документации, данная процедура допустима и целесообразна лишь в одном случае - тотальная гибель автомобиля. Под последними словами может подразумеваться два сценария:

  1. Стоимость осуществления ремонтных работ с учётом износа автомобиля превышает восемьдесят пять процентов от его рыночной стоимости непосредственно на момент дорожно-транспортного происшествия;
  2. Проведение ремонтных работ по восстановлению повреждённого транспортного средства в сложившейся ситуации признано неосуществимым правилам приёмки машин в ремонт.

Оценка стоимости годных остатков базируется на относительно простой формуле и предполагает умножение стоимости автомобиля на сумму процентного соотношения стоимости компонентов и узлов, допустимых для будущего использования В формуле также присутствует несколько коэффициентов, позволяющих сделать поправку на множество параметров, включая срок эксплуатации объекта. Более подробно относительно используемой формулы клиент сможет уточнить у наших специалистов при необходимости.

Какие бумаги потребует оценка стоимости годных остатков?

  1. Копия паспорта транспортного средства (либо свидетельство о регистрации транспортного средства).
  2. Документ, свидетельствующий о проведении осмотра АМТС либо заказ-наряд на услуги станции технического обслуживания.
  3. Данные о стоимости осуществления ремонтных работ по полному восстановлению транспортного средства.
  4. Перечень основных данных заказчика, включая Ф.И.О, регистрационное и фактическое место жительства, контактный телефон, электронную почту и прочее.
  5. Документ, служащий формальным доказательством наличия у автомобиля значительных повреждений. Это может быть справка от государственной инспекции безопасности дорожного движения или заключения других организаций, допущенных до осуществления данного вида деятельности.

Остаточная стоимость транспортного средства

Остаточная стоимость транспортного средства высчитывается за несколько последовательных шагов.

  1. Происходит определение цены нового транспортного средства, формирующейся с учётом установившихся в конкретном регионе цен на автомобили первичного рынка, реализуемых либо дочерними организациями производителя, либо его посредниками.
    В тех же ситуациях, когда имеющийся автомобиль в данный момент более не производится, определение цены нового транспортного средства происходит с учётом коэффициента приведения, вследствие чего стоимость покупки автомобиля аналогичных параметров может быть умножена на коэффициент в пределах от 0,8 до 0,95.
  2. Из полученного результата вычитается сначала физический износ транспортного средства в денежном эквиваленте, затем пробег и интенсивность эксплуатации автомобиля.
    Значение физического износа транспортного средства формируется напрямую за счёт срока эксплуатации последнего.
    За значение пробега принимаются либо данные с одометра, либо полученные путём вычисления среднегодового значения результаты. Ко второму способу прибегают при неисправности прибора или обоснованного недоверия имеющимся показателям.
  3. Из полученного результата вычитается стоимость проведения ремонтных работ по полному восстановлению транспортного средства.

Как только вышеописанные процедуры были осуществлены, последний результат проходит поправку на утрату товарной стоимости.

После этого эксперт получает значение остаточной стоимости транспортного средства.

Какая документация потребуется для определения остаточной стоимости?

  1. Копия паспорта автомобиля (или свидетельства о его регистрации).
  2. Документ, служащий формальным доказательством наличия у автомобиля значительных повреждений.

Если клиент пожелает заключить с нами договор об осуществлении данной услуги, потребуются также его паспортные данные.

Оценка стоимости годных остатков и некоторые нюансы

Опираясь на статьи положения Банка России от 19.09.2014 N 434-П, рассмотрим некоторые нюансы процедуры.

В ситуациях, когда страховая компания с согласия пострадавшей стороны реализовала и оплатила замену составных автомобиля, под годными остатками следует подразумевать компоненты, поставляемые исключительно в сборе и подлежащие оплате страховой компанией в сборном перечне, из коего лишь некоторые составные пригодны к эксплуатации во время проведения ремонтных работ К годным остаткам также относятся детали, которые не подлежат восстановлению усилиями конкретной ремонтной компании, но теоретически подлежат полной починке путём использования уже существующих на рынке технологий. В обозначенных ситуациях стоимость данных компонентов автотранспортного средства задаётся с опорой на письменные материалы заказчика.

Во всех прочих случаях стоимость годных остатков автомобиля формируется с учётом информации, полученной со спецторгов, занимающихся публичной продажей машин, переживших дорожно-транспортное происшествие или иную аварию. Если по некоторым причинам данные со спецторгов получить не удаётся или спецторги не проводятся в текущий момент, допустимо опираться на показания торговых площадок в сети интернет. Площадка такого рода должна иметь соответствующую специфику и базироваться на продаже подержанных или повреждённых автомобилей. Оценка стоимости годных остатков может проводиться и расчётными способами, о которых уже было упомянуто ранее, однако к данной методике страховщик зачастую прибегает лишь в ситуациях, когда два предыдущих варианта неосуществимы в пределах ближайших пятнадцати суток.

Какими этапами сопровождается оценка годных остатков?

  1. Клиент связывается с нашими экспертами, сопровождая заявку детальным описанием возникшей ситуации и имеющихся проблем.
  2. Происходит предварительное обсуждение стоимости предстоящих работ.
  3. Выбирается удобное время для встречи, проведения всех необходимых процедур.
  4. Подписывается договор на осуществление оценки годных остатков, оплачивается стоимость работ.
  5. Нашими экспертами проводятся все необходимые процедуры, решаются возникшие трудности, клиенту проводятся исчерпывающие консультации по мере необходимого.
  6. В течение нескольких дней (вопрос уточняется со специалистом) заказчик получает на руки итоговое заключение с указанием всех необходимых данных. Документом можно оперировать в рамках споров, судебных разбирательств.

Глава 5. Порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства

5.1. Комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) поврежденного транспортного средства, исправные, имеющие остаточную стоимость и годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного транспортного средства в случае его полной гибели (либо высвобождение которых планируется в процессе ремонта) и реализовать (годные остатки транспортного средства) должны отвечать следующим условиям:

комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) не должны иметь повреждений, нарушающих их целостность и товарный вид, а узлы или агрегаты, кроме того, должны находиться в работоспособном состоянии;

комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) не должны иметь изменений конструкции, формы, целостности и геометрии, не предусмотренных производителем транспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования);

детали не должны иметь следов предыдущих ремонтных воздействий (например, следов правки, рихтовки, шпатлевания).

5.2. В случае когда страховщик по согласованию с потерпевшим организовал и оплатил замену деталей, к годным остаткам относятся детали (узлы), которые поставляются только в комплекте и которые подлежат оплате страховщиком в качестве комплекта, из которого только часть подлежит использованию при восстановительном ремонте, а также комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые в условиях ремонтной организации, проводящей ремонт, не могут быть отремонтированы, но технологии ремонта которых существуют на рынке. Расчет стоимости таких комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) производится на основании отдельного письменного поручения заказчика (страховщика, потерпевшего).

5.3. Стоимость годных остатков транспортного средства (стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, ремонт, хранение и продажу) определяется по данным специализированных торгов, осуществляющих открытую публичную реализацию поврежденных транспортных средств (определяется стоимость годных остатков в сборе). В отсутствие специализированных торгов допускается использование и обработка данных универсальных площадок (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") по продаже подержанных транспортных средств либо определение стоимости годных остатков проводится расчетным методом в соответствии с требованиями глав 2 , , настоящей Методики.

5.4. Расчет стоимости годных остатков расчетными методами не производится в случае, если:

транспортное средство может быть оценено или реализовано на специализированных торгах (аукционах) либо оценено путем обработки данных универсальных площадок продажи подержанных транспортных средств в срок, не превышающий 15 дней;

транспортное средство не подлежит разборке на запасные части по техническому состоянию.

Расчетный метод торгов применяется при условии подробного обоснования невозможности определения их стоимости иными методами, предусмотренными настоящей Методикой.

5.5. Стоимость годных остатков с учетом затрат на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу определяется по формуле:

Ц - стоимость транспортного средства в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;

Коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;

Коэффициент, учитывающий срок эксплуатации транспортного средства на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали;

Коэффициент, учитывающий объем (степень) механических повреждений транспортного средства;

Процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства, %;

n - количество неповрежденных элементов (агрегатов, узлов).

5.6. Коэффициент снижения стоимости годных остатков, учитывающий затраты на разборку, дефектовку, хранение, продажу, рекомендуется принимать равным 0,7 для легковых автомобилей, малотоннажных грузовых автомобилей и мототехники и равным 0,6 для грузовых автомобилей, автобусов, специальной техники.

5.7. Величина коэффициента , учитывающего срок эксплуатации транспортного средства на момент определения стоимости годных остатков, а также спрос на неповрежденные детали определяется в соответствии с приложением 9 к настоящей Методике.

5.8. Величина коэффициента, учитывающего объем (степень) механических повреждений транспортного средства , а также процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства определяются в соответствии с приложением 10 к настоящей Методике.

5.9. Не подлежащие дальнейшему использованию по назначению остатки транспортного средства определяются стоимостью лома черных или цветных металлов, входящих в их конструкцию, на основании выборки данных специализированных организаций, осуществляющих сбор и обработку лома. Стоимость остатков, изготовленных из неметаллических материалов, не определяется.

© 2024 pavel3333.ru -- Строительный портал - Pavel3333