Исторические типы брачности в европе. Брачность как демографический процесс Исторические типы брачности

Главная / Конструкции

В результате освоения материала главы студент должен: знать

  • демографические понятия, связанные с брачностью;
  • основные причины повышения разводимости; уметь
  • выбирать необходимые методы оценки брачности и разводимости для реализации поставленных задач;
  • решать задачи, связанные с оценкой брачности и разводимости; владеть
  • системой показателей оценки брачности и разводимости;
  • навыками поиска информации, необходимой для оценки брачности и разводимости.

Основные понятия брачности

Брак - это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям.

Вступление в брак - индивидуальный акт образования брачного союза между мужчиной и женщиной.

Под формами брака понимают конкретные вариации брачных союзов, в которые вступают или вступали мужчины и женщины. Среди форм брака различают моногамию (однобрачие) и полигамию (многобрачие).

Моногамия , или моногамное супружество , - брак одного мужчины с одной женщиной.

Полигамия , или полигамное супружество , - брак одного мужчины с несколькими женщинами (полигиния , или многоженство) или брак одной женщины с несколькими мужчинами (полиандрия , или многомужество). Специальные историко-этнографические исследования показали, что полигамия в истории имела гораздо более широкое распространение, чем моногамия. По данным американского социолога Дж. Мердока, число культур с преобладанием полигамии почти в 4 раза превышает число тех культур, где преобладала моногамия. Наиболее распространенная форма полигамии - полигиния, практикующаяся в странах, население которых исповедует ислам. Полиандрия существует у некоторых народов Индии и Тибета, преимущественно в виде фратернальной полиандрии - брака одной женщины с несколькими братьями.

Современная тенденция состоит в том, что распространенность полигамии снижается, на смену ей приходит моногамия. Во многих мусульманских странах, где религиозная мораль допускает и поощряет полигинию (многоженство), последняя запрещена законом или ограничена.

В настоящее время все большее распространение получает серийная моногамия (последовательная моногамия), т.е. повторные, главным образом послеразводные, браки мужчин и женщин. Серийная моногамия отражает нарастание институционального кризиса семьи, последствия которого столь угрожающе проявляются в современной динамике демографических процессов.

Брачность - это процесс образования брачных (супружеских) пар в населении; включает вступление в первый и повторные браки. В сочетании с процессами овдовения и разводимое™ брак определяет воспроизводство брачной структуры населения.

Демографическое значение брачности:

  • тесно связана с воспроизводством населения;
  • важнейший демографический фактор рождаемости, формирования семьи и изменения семейной структуры населения.

Основные количественные характеристики процесса брачности:

  • доля лиц в каждом поколении когда-либо вступавших в брак или доля не вступавших (безбрачие);
  • возраст вступления в первый брак;
  • доля лиц, вступавших в повторный брак после развода и после овдовения (степень компенсации разводимое™ и овдовения);
  • интервал между разводом (овдовением) и повторным браком.

На уровень брачности влияют:

  • господствующие ценности данного общества;
  • юридические факторы (особенно закрепление в правовых нормах установленного в данном обществе минимального брачного возраста, который в законодательстве различных стран колеблется от 12-14 до 21-22 лет);
  • допустимость разводов и их процессуальная сложность.
  • религиозные нормы, например целибат (обязательный обет безбрачия по религиозным соображениям), степень их распространенности.

Источниками информации о брачности служат: результаты статистической обработки записей актов гражданского состояния, данные переписей населения и специальных обследований .

Заключение брака - один из основных параметров брачности, а прекращение брака - разводимое™ и овдовения. В демографии каждый такой факт рассматривается как демографическое событие и как изменение брачного состояния, а последовательность таких фактов в поколении - как демографический процесс.

В российском законодательстве брак регламентируется Семейным кодексом РФ от 1995 г. № 223-ФЗ. Юридические последствия вызывает лишь брак, зарегистрированный в предусмотренном законом порядке

(в отличие от фактического брака, церковного брака). Большое значение при заключении брака имеет решение вопроса о режиме имущества будущих супругов - общности или раздельности семейного имущества. Кроме того, предусматривается заключение специального брачного договора.

С точки зрения права браком считается только свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью образования семьи, с обязательным соблюдением установленных законом требований и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. Для демографии брак интересен как предусловие создания семьи и рождения детей.

Демография интересуется наличием действительных и эффективных брачных (супружеских) отношений независимо от того, зарегистрирован ли брак в соответствии с принятыми в той или иной стране правилами и законами или нет, т.е. фактическим браком.

В семейном праве под фактическим браком понимается официально не зарегистрированный брак, сожительство , т.е. совместное проживание в одном домохозяйстве двух взрослых людей, не связанных браком или родственными отношениями, но имеющих эмоциональные и сексуальные отношения.

Мотивы, согласно которым люди юридически не оформляют свои отношения, могут быть различны. Можно выделить следующие типы сожи- гельств и сожительствующих :

  • «эмоционально захваченные», но еще не готовые к браку;
  • собирающиеся вступить в брак и живущие совместно в ожидании этого;
  • живущие вместе по экономическим причинам (бедняки);
  • рассматривающие сожительства как постоянную альтернативу браку.

Демографию интересует и юридическая форма брака, поскольку с этим

понятием связано такое явление, как внебрачная рождаемость.

Наличие или отсутствие официальной регистрации брачных отношений, юридического их оформления - важный индикатор состояния семьи как социального института. В последние десятилетия наблюдается рост числа случаев отказа от официальной регистрации брака, распространение сожительств. Это свидетельствует об углубляющемся кризисе семьи, о деградации семейных ценностей, в результате чего обостряется общественное неблагополучие и распространяются девиантные формы социального поведения. Дело не только в увеличении во многих странах мира (в том числе и в России) числа и доли внебрачных рождений, хотя это само по себе порождает многочисленные социальные проблемы, связанные в первую очередь с неполноценной социализацией детей из так называемых материнских семей. Возможность жить в сожительствах, без легализации брачных отношений разъедает в сознании многих ценность законного брака и семьи как социальных установлений, как единственно нормативных форм совместной жизни .

Брачное состояние - это положение лица по отношению к институту брака, определяемое в соответствии с обычаями и правовыми нормами страны.

  • 1) лица, никогда не состоявшие в браке;
  • 2) лица, состоящие в браке и живущие в нем;
  • 3) вдовые и не вступившие в новый брак;
  • 4) разведенные и не вступившие в новый брак;
  • 5) лица, состоящие в браке, но не живущие вместе;
  • 6) лица, не состоящие в браке, но живущие вместе;
  • 7) случаи, которые невозможно классифицировать.

Данные основные категории брачного состояния выделяются в большинстве разработок статистических данных. При браке, разводе, овдовении происходит переход лица из одной категории брачного состояния в другую, совокупность таких переходов - процесс воспроизводства брачной структуры населения , которое в демографии рассматривается как составная часть воспроизводства населения.

Распределение населения по категориям брачного состояния необходимо при изучении брачности, прекращения брака, формирования и развития семьи, а также процессов рождаемости и смертности. Брачное состояние лица определяется при переписи или обследовании населения по принципу самоопределения (т.е. со слов опрашиваемых)

В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:

Групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);

Полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам);

Полиандрия – один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);

Моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов).

Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко.

Согласно обычаю заключения браков они делятся на эндогамные и экзогамные. При эндогамии выбирается только из той группы, к которой относится сам вступающий в брак. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера в чужой группе.

Одним из критериев типологии семьи выступает неравенство супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Так называемый статусный брак предполагает преимущества выбора брачных партнеров для занимающих высшие ступеньки в социальной иерархии. Отсюда возникает понятие “неравный брак”. В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. По существу, это возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы – рода, племени, сословия, касты.

Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака возник на заре истории одновременно и внутри группового брака, когда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались “подарками” которым могла служить женщина. Родственники женщины “дарили” родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной.

Практика покупного брака повлекла за собой оживление таких обычаев, как похищение невест, нередко чисто символическое, на белом скакуне, с гиканьем и свистом. В Южной Америке похищенную невесту даже завертывали в ковер или мешок, подчеркивая якобы ее несогласие вступать в брак. При похищении невесты у разных народов практиковались разные обычаи. Например, у древних галлов этим занимались женщины – родственницы жениха. Батаки с Суматры обязательно оставляли в доме похищенной знак – одежду или оружие, иначе брак считался незаконным. Узаконивание брака после умыкания обычно сводилось к выплате выкупа и чисто символическому бою за честь похищенной невесты и ее родителей.

Особой разновидностью платного брака считается священный брак. В своей книге “Золотая ветвь” Джеймс Фрезер приводит множество доказательств тому, что обычай выдавать девиц замуж за богов-покровителей, был широко распространен у многих древних народов. Так, индейцы Перу выдавали 14- летнюю девушку замуж за камень, по форме напоминающий человека и почитавшийся в качестве бога. В брачной церемонии, длившейся три дня, принимало участие все племя. Девушка должна была хранить свою девственность и приносить богу-мужу жертвы от имени соплеменников, которые оказывали ей величайшее почтение. Кенийское племя кикуйю поклонялось речной змее, поэтому через каждые несколько лет молодую девушку выдавали замуж за бога-змея.

Священный брак являлся столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов Земли. Это разнообразные сказки о том, как некий город или поселение находилось во власти многоголового змея или дракона, и его жители вынуждены были отдавать ему в жены молодых девушек, пока не появлялся герой, не освобождал девицу и город. На Мальдивских островах каждый месяц жители бросали жребий, кому на сей раз отдавать свою дочь морскому джинну. Цель священного бракосочетания – откупиться от богов (добрых и злых), вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, получить помощь в охоте или спасти племя от какой- либо беды.

В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись в форме неравного дарообмена. Господствующий пол, т. е. мужчина, преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, - соответственно своему привилегированному положению, размеру богатства и политической власти. Неравенство, собственно говоря, и делает покупной брак в точном смысле покупным. Брак превращается в объект купли – продажи. Утверждение частной собственности превратило брак в коммерческую сделку. Размеры прав мужа на обладание женой делаются прямо пропорциональными величине выкупа, уплаченного за нее. У нубийских арабов число дней в неделе, в течение которых жена сохраняла верность мужу, зависела от числа голов скота, уплаченного за нее.

С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака – выкупном браке. Церемония бракосочетания намного усложнилась, она стала формализованной. Устной договоренности молодых людей или их родителей было уже недостаточно. В формализованном браке требовались свидетели, а церемония бракосочетания проходила публично.

Сначала в эпоху племенных объединений во главе с вождем, а затем в период раннеклассовых государств принципы неравного дарообмена, на которых базировался выкупной брак, приобретали институциональную окраску. Структуры власти (вождь, клан, отец) осуществляли действия, составляющие процедуру бракосочетания: 1. принятие решения о необходимости либо желательности вступления в брак, 2. выбор брачного партнера, заключение брачного контракта, исполнение брачного обряда и ритуальной трапезы.

Покупной брак перестал быть делом только брачующихся, превратившись в часть родоплеменных мероприятий. На мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака – калымный брак. Калым – выкуп за невесту, первоначально выплачивался роду, а позднее – родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Махр – брачный подарок жениха, который принадлежит только невесте. В отличие от него калым делится на две части: большая часть остается у родителей как их собственность, а меньшая передается невесте как “плата за девственность”. Стороне жениха вручался особый список, в котором сторона невесты указывает, что именно и в каком количестве она хотела бы получить в качестве калыма.

Размер калыма – величина непостоянная. Так, например, чем выше образование невесты, тем ниже калым. Это объясняется тем, что мужчина покупает не только красоту, нежность, добронравие или ученость, но его интересует возраст и работоспособность будущей невесты.

Согласно традиции, калым считается знаком уважения к невесте и ее родне. Но он воспринимается и как составная часть рыночной экономики и таким образом формирует новое явление – брачный рынок. Закономерности брачного рынка таковы: цены на самом маленьком рынке (внутриплеменном) – самые высокие, а цены на самом большом (конфессиональном) – самые низкие; чем выше степень эндогамии (запрещение инонациональных браков), тем больше размер калыма.

Одним из предшественников брачного рынка надо считать существовавший в древнем Вавилоне обычай, именуемый на современном языке брачным аукционом. В отличие от калыма здесь имело место перераспределение денег, полученных за красавиц, в пользу девиц, обделенных привлекательностью. Таким образам все они оказывались замужними.

Брак по расчету зародился еще на заре человечества, когда люди заключали браки, чтобы обеспечить союзы между племенами или с другими полезными целями. В дальнейшем правители древних стран отдавали своих дочерей и родственниц в жены правителям других стран, чтобы получить, политические или дипломатические выгоды, укрепить межгосударственный союз, повысить свой статус и т. д. Со временем мотивы брака менялись, но его сущность оставалась прежней. В нем отсутствовала эмоциональная составляющая, чувство взаимной любви. Брак по расчету – противоположность браку по любви.

В дореволюционной России высокий уровень брачности среди основной части населения, крестьянства во многом объяснялся экономическим образом. Крестьянский парень до женитьбы в деревне всерьез не воспринимался; он не имел голоса в семье, на крестьянском сходе; деревню ему не разрешали покинуть даже на короткий срок. Только после свадьбы он становился полноправным членом семьи и “мира” – сельской общины, обладателем прав и обязанностей полноценного члена крестьянской общества. Аналогичным было положение незамужних крестьянских девушек. Таким образом, невозможность холостой жизни земледельца объясняется материальной необходимостью.

Экономическая и морально-этическая необходимость заставляла крестьян жениться при первой же возможности, делая безбрачие практически невозможным. Именно это заставило многих исследователей крестьянской жизни сделать вывод, что такой брак – хозяйственная сделка, а не взаимная склонность.

Характерным было стремление женить детей как можно раньше: парней в 18-20 лет, девушек - в 16-20 лет. Однако в ряде губерний, таких как Курская, Орловская, Рязанская и др., девушек выдавали в 15, 14, 13 и даже в 12 лет. Крестьяне этих губерний при обращении к епархиальным властям мотивировали просьбы разрешить вступить в брак до 16 лет необходимостью иметь в доме работницу или хозяйку.

Другая причина брака по расчету – желание избежать службы в армии. Земские врачи считали, что браки до 20 лет преждевременны в силу неполной физической и половой зрелости крестьянской молодежи: в конце X1X в. около 8- 10 новобранцев ежегодно получали отсрочку по этим причинам. “Хозяйственный” подход к браку свойствен многим народам. Юкагиры считали, что семья – это группа людей, которая “отдельно ставит шатер или юрту, имеет свой собственный огонь (очаг) и концентрируется вокруг одной женщины-матери”. Симптоматично, что “жениться” у юкагиров дословно означает “приобрести чум”, а не найти любимого человека. Видимо, для менталитета этого народа, понятие “домохозяйство” более точно отражает реальность, нежели термин “семья”.

Брачность- процесс формирования брачных пар.

Показатели брачности и разводимости

Современная классификация миграционного движения

Миграция населения -- это один из видов мобильности, а именно -- пространственная мобильность или в более узком и специальном значении слова под миграцией населения понимается совокупность переселений людей, то есть таких их перемещений по территории, которые неразрывно связаны со сменой ими мест жительства на относительно продолжительный срок.

В миграционное движение населения обычно включают 4 основных вида: переселения (безвозвратная миграция), сезонная, маятниковая, эпизодическая.

Маятниковая (приграничная) миграция- ежедневный (реже еженедельный) переезд с места постоянного места жительства на место работы или учебы в другом межпоселенном пункте или гос-ве. Сюда не стоит включать понятие «эпизодические передвижения», т.е. деловые, туристические поездки, не имеющие регулярного характера.

Понятие «долгосрочная или постоянная миграция» часто ассоциируется с безвозвратной миграцией. Однако стоит различать эти понятия. В России категория постоянно проживающего дается после 6 месяцев проживания, по подходу ООН такой статус приобретается после одного года. Кроме того долгосрочная (постоянная) миграция имеет трудовой, коммерческий, учебный характер, являясь таким образом одной из разновидностей возвратной миграции.

Безвозвратная миграция связана не только с изменением постоянного места жительства, но и со сменой гражданства, если речь идет о международной миграции. В последнем случае говорят об эмиграции или иммиграции.

Вынужденная миграция м.б. международной и внутренней. Основные понятия здесь: беженцы, лица ищущие убежища, депортированные, эвакуированные, перемещенные лица (если это внутренние передвижения). Для этого типа миграции характерна внезапность, остутствие времени на принятие обдуманного решения. Так что сюда не включается понятие «экономических беженцев». Однако как исключение сюда можно отнести «лиц ищущих убежище».

  • 3 стадии миграции:
  • 1-принятие решения мигрировать,
  • 2-непостредственное территориальное перемещение,
  • 3-стадия адаптации

Международная миграция населения - территориальные передвижения людей через госграницы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства или с пребыванием в стране-въезда, имеющем долгосрочный (более 1 года), сезонный и маятниковый характер, а также с циркулярными (или эпизодическими) поездками на работу, отдых, лечение и т.д.

Феномен «прозрачных границ» о необходимости подразделения двух понятий: международная и внешняя миграция. Можно сказать что внешняя миграция это промежуточный тип который при определенных условиях может принимать внутренний или международный характер а может выступать и самостоятельно отражая например этническую миграцию.

Эпизодические миграции представляют собой деловые, туристические, рекреационные и т.п. поездки, не имеющие регулярного временного характера. Считается, что по своим масштабам этот вид миграции превосходит все остальные, хотя по своей значимости, особенно демографической, существенно им уступает.

В этот период, в третьем сословии, особенно в торгово-купеческих кругах, происходит возрождение духа и структуры большой патриархальной семьи, состоящей из двух-трех поколений из 8-15 членов. Патриархальная (большая) семья опять становится основной производственной и распределительной ячейкой общества. Параллельно начинается становление так называемого европейского типа брачности.

Его характерными чертами являются:

* относительно более поздний возраст вступления в брак - для мужчин в 28-39 лет, для женщин - в 21-29 лет, что объясняется потребностью сначала создать “материальную базу”;

* относительно большая доля лиц, никогда не вступавших в брак к 50 годам, - для мужчин 9-15%, для женщин - 11-18%;

* меньшее количество детей (в среднем 5-7), рождаемых с большими интервалами (2-4 года) за весь репродуктивный период, что объясняется существенным снижением детской и младенческой смертности у обеспеченных слоев населения.

Прорыв в образовании

С изобретением техники книгопечатания существенный импульс в развитии получает образование. Если в средние века один, пускай даже весьма талантливый, учитель мог в течение своей активной педагогической практики обучить всего несколько десятков учеников, из которых не более пяти, в свою очередь, могли стать учителями. То с появлением печатных книг и учебников даже весьма посредственный учитель стал способен обучить сотни учеников, из которых десятки могли сами вскоре стать учителями. Количество грамотных людей в третьем сословии существенно возрастает.

Потребность в грамоте и знаниях, необходимых для успешной деятельности в усложняющемся мире, привела к созданию, параллельно с церковными, светских школ: муниципальных, торговых, ремесленных.

Реформация

В средние века католическая церковь сыграла очень важную консолидирующую роль. Но постепенно церковь как социальный институт начинает переживать явный упадок, особенно усилившийся после бесславного окончания Крестовых походов. Кардинальские мантии и даже Престол Святого Петра становятся предметом политического, а иногда и финансового торга. Кардиналами и Папами все чаще становятся внебрачные дети герцогов и королей, зачастую обладавшие весьма порочными наклонностями. Так, один из Пап даже организовал бордель в Латеранском дворце в Риме, а многие высшие церковные иерархи увлекаются астрологией, магией и сатанизмом. О таких “мелочах”, как невежество, чревоугодие и пьянство, можно даже и не упоминать. Моральное разложение церковной верхушки быстро распространилось на всю церковь. И к XV веку торговля церковными должностями (симония), устройство родственников и внебрачных детей на “хлебные” церковные посты (непотизм), длительные отлучки священников из своих приходов (абсентизм) стали обычным делом. Еще в начале XIV века Папа Иоанн XXII, возможно скептик и атеист, в целях пополнения церковной казны придумал продавать отпущение грехов в виде специальных грамот - индульгенций. Через несколько десятилетий за деньги можно было купить не только полное отпущение прошлых грехов, но даже и будущих!

А тем временем экономические и социально-политические условия в Западной Европе существенно изменились. Начали формироваться территориальные, национальные государства - Голландия, Англия, Франция, Швеция, Германия. Консолидация происходила вокруг королевской власти, как правило опиравшейся на римское право (легистов) и финансовую поддержку третьего сословия (налоги), с помощью которой вербовалась профессиональная наемная армия, при необходимости использующаяся против наиболее строптивых феодалов. Вмешательство Папы, как правило отстаивающего интересы испанского короля и императора Священной Римской империи, во внутренние дела становилось все менее желательным.

Возросло число грамотных, образованных людей, не желавших более повторять непонятные (латинские) тексты, а желавших молиться и читать Священное Писание на родном языке. Купцы и ремесленники в своих делах хотели поступать согласно выгоде и коммерческому расчету, а не согласно учению ангельского доктора Фомы Аквинского о “справедливой цене”.

Крестьяне все более тяготились десятиной и другими церковными повинностями, ведь церковь ко всему была еще и крупнейшим землевладельцем, коллективным феодалом Европы. В общем недовольство римской церковью во всех слоях общества росло и (ввиду нежелания самих церковных иерархов проводить какие-либо реформы) взрыв становился все более неизбежным.

Первым выступил Мартин Лютер - преподаватель теологии Виттенбергского университета. В 1517 году он прибил к воротам одной из германских церквей свиток с 95 критическими тезисами в адрес теории и практики римской церкви, прежде всего - против индульгенций, симонии, непотии, абсентизма, принципа непогрешимости Папы, недоступности понимания латинской Библии. Лютер осуществил перевод Библии на немецкий язык (что, кстати, стало началом формирования немецкого литературного языка), и при этом он пользовался не только латинским текстом - Вульгатой, которая сама является переводом с древнегреческого, но и самим древнегреческим текстом, а в части Ветхого Завета - текстом Торы, поскольку знал древнееврейский язык и был знаком с несколькими авторитетными ребе.

В результате проделанной Лютером работы появилась модификация христианства, в которой роль священников и самой церкви существенно снижена с позиции “пастыря-заступника-посредника между богом и людьми” до уровня “учителя-проводника, без которого в крайнем случае можно и обойтись”, а обязанностью каждого христианина является самостоятельное постижение божьей воли с помощью чтения книг и молитв. Любой труд, по Лютеру, угоден богу, а мерилом божьего благоволения является успех в земной жизни.

Естественно, Лютер был отлучен от церкви, а его учение предано анафеме. Некоторое время ему пришлось скрываться, но в 1525 году Саксония и Пруссия во главе со своими герцогами принимают “лютеранство”, которое после продолжительной борьбы утверждается в северных и восточных германских землях, а также в Скандинавии.

У Лютера было несколько видных последователей, например цюрихский священник Цвингли, который в 1523 опубликовал 67 тезисов. Его учение распространилось в южной Германии и Швейцарии. Но наиболее радикальным из них стал Жан Кальвин, опубликовавший в 1536 году “Наставления в христианской вере” и организовавший в 1541 году женевскую церковь, в которой были выборные пасторы, для чтения проповедей, выборные доктора, для разработки доктрины, и выборные старосты, для поддержания порядка и организации верующих.

Экономическая часть доктрины кальвинистов состоит в том, что нет свободы воли, а есть божье предопределение. Все уже решено: кто будет спасен, а кому гореть в геенне огненной, и изменить ничего нельзя. Но можно почувствовать себя спасенным, ибо критерием избранности, как и у лютеран, служит мирской успех, благополучие. Для того чтобы постичь божью волю, надо отказаться от роскоши, излишеств (кальвинисты сначала носили только черную одежду), усердно трудиться, развивая тот талант (способности), который бог даровал каждому. И если удастся достичь успеха в делах и уважения окружающих - значит, ты принадлежишь к кругу избранных созданий божьих. Вот почему в странах, традиционно исповедующих протестантизм (общее название кальвинистов, лютеран и англиканцев), люди так остро переживают любую жизненную неудачу, начиная с болезни и заканчивая безработицей, и так стремятся к достижению очевидного окружающим успеха, но лишь способами, не вызывающими у них осуждения.

Кальвинизм укоренился в Швейцарии, что стало одной из причин ее устойчивого экономического развития, и широко распространился по Франции, особенно в среде служилого дворянства, торговцев, ремесленников. Здесь он встретил мощное сопротивление со стороны римской католической церкви, нашедшей поддержку при дворе и у крупных феодалов, а также нижнего слоя крестьян. Около тридцати лет с переменным успехом шли религиозные войны во Франции. Одним из наиболее мрачных эпизодов стала резня гугенотов (французское наименование кальвинистов), устроенная католиками в ночь святого Варфоломея. Окончились войны с опубликованием Генрихом IV “Нантского эдикта”, даровавшего свободу вероисповедания. Но через двадцать лет после гибели Генриха гугеноты были окончательно изгнаны из Франции. Часть из них переселилась в Голландию, часть отправилась в Северную Америку, где организовала колонии, живущие по библейским законам. Лишившись с изгнанием гугенотов экономического цвета нации, Франция стала все сильнее отставать в экономическом развитии от Голландии и Англии, которых она превосходила по численности населения и территории, одну в 10, а другую в 4 раза.

Курьезные обстоятельства предшествовали выходу Англии из лона римской церкви. В 1529 году король Генрих VIII объявляет о своем желании развестись с женой, ставленницей испанского короля, и жениться на Анне Болейн. Развод по церковным законам того времени может осуществить только Папа римский. Но он отказывает королю Англии по настоянию короля Испании.

Тогда Генрих объявляет себя главой христианской церкви в Англии, осуществляет развод и в 1533 году женится на Анне. Папа отлучает Генриха от церкви. В 1534 году парламент принимает акт о разрыве связей с Римом. Вводится присяга духовенства на верность королю как главе церкви. Отказавшиеся от присяги церковнослужители как “агенты влияния” ненавистного Рима высылаются из страны. их земли конфискованы в казну, многие монастыри распущены, а их имущество продано с молотка. Разрабатывается новая модификация христианства, занимающая промежуточное положение между католицизмом и лютеранством. В 1536 году на севере страны вспыхивает восстание против Реформации. Генрих велит казнить Анну Болейн. Пройдет еще более 20 лет, прежде чем в царствование дочери Анны и Генриха Елизаветы Великой - одной из самых блистательных английских правителей - в Англии окончательно утвердится умеренный протестантизм, ставший одной из основ будущего английского величия.

Удар, нанесенный Реформацией римской церкви, заставил ее высших иерархов наконец-то заняться наведением порядка “в своем доме”. Контрреформация развивалась по нескольким основным направлениям.

Во-первых, был воссоздан мощный репрессивный аппарат на службе церкви. Его роль перешла от одряхлевших доминиканцев к созданному в 1534 году ордену иезуитов. Прежде всего репрессии обрушились на головы нерадивых католических священников. Публичные процессы и массовые казни (путем сожжения), ужесточение монастырских уставов и правил поведения священнослужителей, тайные убийства (преимущественно с помощью яда) - вот методы, которыми очищались собственные ряды. Затем карательная машина обрушилась на иноверцев и инакомыслящих. Здесь садисты в сутанах уже совсем не церемонились. Пытки в подвалах инквизиции, с целью добиться признания самых вздорных обвинений вплоть до половых сношений с дьяволом, стали обычной юридической практикой.

Во-вторых, часть церковных богатств была направлена на социальные нужды: обустройство новых монастырей, основание учебных заведений, в том числе для самих священнослужителей, распространение духовной литературы.

В-третьих, для привлечения верующих церковный ритуал был усилен роскошными интерьерами, живописью, музыкой. Именно в это время в Европе сформировался стиль барокко.

Ну, и конечно, пришлось отказаться от наиболее дискредитирующих церковь практик, прежде всего от продажи индульгенций, а также пойти на ряд политических уступок, особенно во Франции, которая стала оспаривать у Испании роль центра католического мира.

К середине XVII века католики вновь овладели Францией, Польшей, Баварией, Австрией, оставив протестантам лишь Англию, Скандинавию, Северные Германию и Америку.

В XVI в. в европейских странах начинает проявляться тенденция к повышению брачного возраста. Исследователь этой тенденции, английский демограф Джон Хаджнал, объяснял ее появление наступлением нового типа брачности, получившего название «европейский». Его характерные черты – высокий возраст вступления в брак и высокий уровень безбрачия. Имеющиеся данные о населении Европы в XVI–XVII вв. свидетельствуют о том, что средний возраст вступающих в брак женщин составлял 25 лет, а мужчин – 28 лет. Эта тенденция существовала до начала XX в., т.е. практически 400 лет. Сопоставляя данные разных источников, Хаджнал установил, что «европейский тип брачности» был характерен для стран, расположенных западнее воображаемой линии «Санкт-Петербург – Триест». Европейский тип брачности был характерен и для стран Северной Америки, т.е. для Соединенных Штатов и Канады. Работа сувенир бизнес сувениры от мастерской подарков www.keramik-lefortovo.ru . . Загляните на возвращающий мужскую силу эротический массаж и боди массаж.

Таким образом, данный тип брачности был характерен для большинства европейских стран за исключением Болгарии, России и Сербии. Промежуточное положение занимали Венгрия и Греция. Господствующий в Европе тип брачности был тесно связан с особенностями социально-экономического развития этих территорий, а также со спецификой протестантской этики. При европейском типе брачности с момента наступления зрелости до вступления в брак проходит достаточно длительный период времени. В этот период, в возрасте от 20 до 30 лет, человек может работать с максимальным напряжением. Он здоров и не обременен заботой о детях. Таким образом, это наиболее благоприятный период, когда можно делать денежные накопления и карьеру. Следовательно, поздний брак способствует росту материального благосостояния, и люди вступали в брак поздно, поскольку необходимым условием бракосочетания было достижение определенного жизнен­ного стандарта. Почему мужчины женились поздно? Потому что не могли обеспечить требуемый обществом уровень жизни, не достигнув определенного положения или не сделав денежных накоплений. Женщина также не стремилась к раннему браку – он мог помешать ей получить образование, квалификацию и закрепиться на работе. Таким образом, в европейских странах вступление в брак было жестко увязано с получением независимых источников средств суще­ст­во­вания.

Изменения в семейно-брачных отношениях в Европе были вызваны и становлением здесь капиталистического способа производства, которому требуется не только мужской, но и женский труд. Женщина начинает включаться в общественное производство и непосредственно получать зарплату. И это уравнивает женщину в экономическом положении с мужчиной, и они уже совместно содержат детей. Брак приобретает эгалитарный, или равноправный, характер. В результате по данным за 1900 г., в странах Западной Европы и Северной Америки в возрасте до 30 лет никогда не состояли в браке 60,0% мужчин и 50,0% женщин. Это означало, что позднее вступление женщины в брак сокращает ее детородный период. Поэтому переход к европейскому типу брачности означал резкое снижение уровня рож­дае­мос­ти в европейских странах.

Значительные изменения в этот период претерпевает и смертность населения. Прежде всего, следует указать на изменение структуры смертности. От чего умирали в средневековье? От чумы, голода и войны! Вот эти экзогенные, или внешние, факторы смертности были господствующими на протяжении всей истории докапиталистических обществ. В XVIII–XIX вв. становление капитализма повлекло за собой прогресс науки и повышение уровня жизни, роль внешних факторов постепенно уменьшается. Одновременно меняется и структура смертности. На первое место выходит смерть от сердечно-сосудистых заболеваний и новообра­зо­ваний. Это сказалось и на возрастной структуре смертности. Резко сократилась детская смертность и смертность в молодых возрастах.

В начале XX в. ситуация с воспроизводством населения в странах Европы и Северной Америки начинает меняться. В 30-е годы XX в. уровень брачности начинает повышаться, а брачный возраст снижаться. Европейскому типу брачности приходит конец. Каковы причины этих событий? Прежде всего, во второй половине XX в. все большее распространение стали получать так называемые консенсуальные браки, т.е. браки, юридически не оформленные. Эти консенсуальные браки получили широкое распространение в странах Латинской Америки, особенно в тропической зоне, и странах Карибского бассейна, где в настоящее время они составляют свыше половины всех браков. В европейских странах такой вот заключенный в юном возрасте консенсуальный брак часто рассматривается как необходимый этап семейной жизни, как пробный брак. Европейская статистика свидетельствует, что в большинстве случаев этот консенсуальный брак затем перерастает в юридически оформленный. Так, например, в Швеции до 90,0% всех браков начинается именно с сожительства на более или менее длительное время. Одновременно наблюдалось снижение брачного возраста и сокращение безбрачия.

Одна из характерных черт брака в новейший период – это усиление его нестабильности. В XIX в. в Великобритании, например, в год совершалось лишь несколько сотен разводов, позволить себе это могли только очень богатые люди. В настоящее время эта процедура в большинстве стран предельно упрощена. В результате во многих странах – в Великобритании, Дании, Финляндии – на три заключенных брака приходится один развод, в США и Швеции – на три брака даже два развода.

© 2024 pavel3333.ru -- Строительный портал - Pavel3333